ВВЕДЕНИЕ
Проект направлен, во-первых, на включение в систему духовно-нравственного воспитания школьников новых традиций культуры благотворительности и популяризации благотворительной деятельности среди населения разных социальных слоев, во-вторых, на интеграцию предмета «Литература» и основ православной культуры с помощью включения возможных тем в календарно-тематическое планирование на основе программных и внеклассных литературных произведений, комплекса мероприятий и праздников, которое равно может включить в свою сферу педагогической деятельности как учитель русского языка и литературы, так и учитель истории и ОРКЭС, в-третьих, на включение школьников в экскурсионную деятельность по святыням дмитровской земли как раннюю профориентацию и исследовательско-краеведческую деятельность. Почему эти факторы так важны для современного образования? Актуальность патриотического компонента в образовании подчеркнул президент России Владимир Путин, который сформулировал аспекты патриотического воспитания молодежи:
«Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Именно такие формы работы, ненавязчиво, исподволь прививаются подрастающему поколению представленной системой воспитания.
Духовность и нравственность всегда были мерилом здорового общества. Актуальность данной темы в сегодняшнее время бесспорна. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения стало общественно признанной необходимостью в современном мире. В нашей стране это подтверждается на самых высоких уровнях. Задача «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» была поставлена в 2012 году Федеральному собранию президентом РФ В.В.Путиным. Трудно не согласиться с мнением главы государства: «Если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» [2].
Духовно-нравственная «канва» личности человека формируется переплетающимися нитями, создаваемыми религией, семьёй и системой образования. Сегодня в духовно-нравственном воспитании нового поколения важная роль выделяется образованию. Об этом судим со слов Святейшего Патриарха Кирилла: «Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире» [3]. Именно такой христиански нравственной канвой переплетены все аспекты представленной системы духовно-нравственного воспитания.
- Глава 1. Сведения о системе духовно-нравственного воспитания «Дар любви»
- Глава 2. МОДУЛИ Модуль «Благотворительная инициатива»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, необходимо сказать, что общеобразовательная школа давно нуждается в том, чтобы Слово Божие зазвучало в её стенах не от случая к случаю, чтобы оно не зависело от того, насколько близок к Православию учитель, а стало неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Разнообразные живые формы работы со школьниками, использование современных педагогических и цифровых технологий помогают вызвать у детей неподдельный интерес и системные знания, а участие в интересных проектах и акциях, призванных проявлять высокие человеческие чувства: милосердие, сострадание, делание общего дела, просветительство, дают возможность обеспечить требования ФГОС о нравственно-этическом воспитании, развитие у школьников представлений о нравственности и этических нормах.
Всем комплексом мероприятий и методик достигается общая цель образовательной и воспитательной деятельности: создание условий для освоения учащимися гуманистических ценностей отечественной и мировой культуры, подготовки детей к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у них представлений о нравственной сфере жизни общества, этических нормах; стремления к совершенствованию личностных качеств и воплощению духовно-нравственных идеалов в жизненной практике, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Заинтересованность и желание продолжать такую деятельность в рамках ситсемы «Дар любви» наглядно демонстрирует опрос среди пятиклассников, проведенный во время весенних каникул среди пятиклассников. Результаты показывают, что около 80 % учащихся 5 классов заинтересованы в продолжении и развитии нашей системы духовно-нравственного воспитания, интегрированную в текущий образовательный процесс.