На сегодняшний день приоритет в образовании отдается духовно-нравственному воспитанию, которое должно стать важнейшей составляющей педагогической деятельности. Современная школа, как сказано, должна выявить и активно реализовать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов. Так, филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла представляют школьникам образцы нравственного поведения, проявлений духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.
Предмет “Литература” занимает в этом ряду особое место. Овладевая богатствами языка, человек повышает и общую культуру, становится эстетически более требовательным и зрелым. Слово как важнейшее средство общения способствует формированию и укреплению взглядов, убеждений, оказывает огромное воздействие на становление характера, воспитание чувств, развитие мышления и речи школьников. В методике преподавания литературы речевое развитие понимается как “движение вперед в овладении связной речью, в овладении умением создавать определенные тексты, определенные речевые произведения” (Т.А. Ладыженская).
Остановимся на одном из важных аспектов речевого развития – на овладении навыками письменной речи.
Сочинения не только развивают навыки грамотной письменной речи, но и воспитывают ребят, формируют их взгляды и вкусы, дают возможность высказать то, что их тревожит и волнует. Работа над сочинениями должна проводиться в определенной системе, так как именно системность в работе по совершенствованию письменной речи учащихся, постоянное внимание к формированию речевых навыков детей будут стимулировать школьников, серьезнее относиться к слову, к собственной речи и речи окружающих. Систему работы по развитию письменной речи предлагают многие ученые: ТА. Ладыженская, Т.Ф. Курдюмова, Е.И. Никитина, З.Н. Кудина и Г.Н. Новлянская и др.
Анализируя исследования разных авторов, я хотела бы увидеть тот подход, который наиболее приемлем для детей, т. е. максимально реализует творческие способности учащихся, помогает развитию эстетического вкуса, учит не только размышлять о важных нравственных и духовных ценностях, но и способствует глубокому пониманию художественного произведения, его критическому осмыслению.
Необходимость системы в обучении сочинениям ни у кого не вызывает сомнений. Но решается этот вопрос по-разному. Некоторые считают, что в основу разрабатываемой системы должен быть положен принцип разнообразия сочинений. В других случаях при создании системы на первый план выдвигается требование учить от простого к сложному. Но реализуется это требование по-разному. Например, исходя из того, что повествование легче описания, а описание легче рассуждения, намечается такая система: сочинения повествовательного характера; сочинения описательного характера; сочинения-рассуждения.
Но как доказать, что описание легче рассуждения, что любое повествование легче любого описания?
Для того чтобы можно было обосновать последовательность работы над отдельными сочинениями, необходимо решить вопрос об определении критериев их сложности. В методике нет ответа на этот вопрос. Система письменных работ в 5-м классе, предложенная Т.Ф. Курдюмовой, В.Л. Коровиной, скорее, способствует обучению общеучебным умениям и навыкам. Она включает: письменный пересказ, краткий ответ на вопрос, сочинение по картине, составление плана, рассказ о герое. Заслуживает внимания подход Е.И. Никитиной. Она предлагает изучить связь предложений в тексте, типы и стили речи, а уже потом писать сочинения разных типов. Но разработки Е.И. Никитиной активно используются в курсе русского языка. На мой взгляд, интересен подход ТА. Ладыженской. Говоря о системе, она имеет в виду не порядок работы над одним сочинением, а такую последовательность обучения сочинениям в целом, в которой предусмотрено развитие у учеников определенных навыков связной речи. Это следующие умения." умение осмысливать тему; подчинять свое сочинение определенной мысли; собирать материал и систематизировать его; грамотно выражать свои мысли; редактировать написанное.
Но работа над сочинениями – это не только умения, хотя они и обязательны. Это еще и целый комплекс задач воспитательного характера. Есть ли такая система, которая позволит соединить три составляющие учебного процесса: обучение навыкам, воспитательный и развивающий аспекты. Оптимальный подход, на мой взгляд, найден докторами психологических наук Т.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. Рассмотрим систему творческих работ, предложенную этими учеными.
Авторы программы предлагают для освоения в 5-м классе три вида письменных работ. Это развернутое литературно-критическое высказывание, самостоятельное публицистическое творчество и создание художественного образа.
“Автор-художник” пытается создать художественный образ в соответствии с законом выразительности художественной формы. Художественное творчество необходимо прежде всего самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека. Собственное художественное творчество является условием развития ребенка как читателя. “От маленького писателя к большому читателю” – так афористично сформулировала этот принцип М.А. Рыбникова.
Один из важнейших типов работы основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков (разглядывание осенних листьев, кочанов капусты, вида за окном). Такое наблюдение развивает видение конкретно-чувственного облика мира.
“Автор-публицист” размышляет о жизни. Пока небольшой жизненный опыт ставит перед ребенком довольно сложные проблемы, поэтому такая работа позволяет развивать важное качество публициста – умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность. Она дает детям возможность выразить свое мнение, помогает выработать его, осознать и углубить, развивает интерес к внутреннему миру сверстников, к точке зрения другого. Детские публицистические сочинения необходимо обсуждать с точки зрения сопоставления разных взглядов на одну и ту же проблему. Такие уроки направлены на становление мировоззрения.
“Автор-критик” наблюдает за художественным текстом. Всматривание, вслушивание, видение конкретного мира происходит в процессе акцентного вычитывания текста. Эта работа читателя, осмысливающего точку зрения автора, предшествует индивидуальной письменной работе. Текст выступает как пример некоей жизненной ситуации: обсуждается герой, его характер, поступки. А этот процесс обсуждения влияет на нравственное развитие детей.
Все три вида сочинений должны выполняться с определенной периодичностью. Обязательно после каждого урока сочинения идет урок анализа, обсуждения сочинений. Такая работа способствует развитию авторства.
При выполнении творческих работ, по мнению Т.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, нельзя оценивать грамотность. Это соответствует психологическим законам творчества: ребенок не может удержать одновременно несколько разных и сложных задач. Оценка грамотности убивает творчество.
Данная система уроков органично вписалась в работу по программе под редакцией А.Г. Кутузова, в которой предлагается проведение уроков серии “Творческая мастерская”. Причем учителю дается право выбора эффективных для учеников упражнений из богатого методического арсенала творческих заданий. Единственное условие, которое необходимо учитывать, – это умение учеников выполнять письменные работы различных жанров.
Изучение литературы в 5-м классе начинается с фольклора. В конце изучения темы можно предложить детям сочинения “Моя любимая сказка”, “Мой любимый сказочный герой”. Это первый опыт литературно-критического высказывания, так как детям придется анализировать текст и выказывать свое отношение к нему.
Раздел “Духовная литература” позволяет включить сочинения публицистического характера. Могут быть предложены разные темы, заставляющие задуматься о месте человека в этом мире, о добре и зле, о справедливости.
“Творческая мастерская” в конце изучения раздела “Литературная сказка” может использоваться учителем для создания детьми художественного образа. Это может быть сочинение от имени любого волшебного предмета или о любом волшебном предмете, например, “Волшебный башмак”, “Тропинка в тридевятое царство”, “Яблоко” и т. д.
Таким образом, в I полугодии ребята пробуют освоить все три типа сочинений.
После каждого урока развития речи обязателен урок обсуждения работ. На этих уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель. Это достигается прежде всего тем, что обсуждается не достигший высот мастерства писатель, а сверстник, имеющий право на ошибку. К нему можно непосредственно обратиться с вопросом, сравнить замысел и результат. А сам автор может учесть замечания своих одноклассников.
Во II полугодии изучение литературы идет по родам: эпос, лирика, драма.
Во время изучения малого эпического жанра – рассказа – можно дать ребятам сочинение-размышление “Поговорим и милосердии”. На этот разговор натолкнет рассказ Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”. Рассказ Дж. Лондона “Сказание о Кише” позволяет порассуждать о героизме. Поупражняться в написании отзывов можно после изучения рассказов К.Г. Паустовского, А.П. Чехова.
Лирика – богатый материал для сочинений, позволяющих создать художественные образы. Ведь, разбирая лирическое произведение, мы обращаемся к выразительным средствам: эпитетам, метафорам, сравнениям. Их можно использовать в сочинениях на следующие темы: “Очарование зимнего утра”, “Любимый уголок природы”, “Березы, освещенные солнцем”.
Драматический род литературы позволяет ученику попробовать себя в роли сценариста. Можно предложить сценарий на тему “Последняя ночь в лагере”, “У новогодней елки”. А можно переделать любой изученный ранее рассказ для постановки на сцене.
Предлагаю вариант планирования письменных работ по литературе в 5-м классе:
Раздел программы |
Темы сочинений |
Тип сочинения |
Фольклор | 1. “Мой любимый сказочный герой” | Критика |
2. Сочинения в разных фольклорных жанрах: потешки, загадки, пословицы, небылицы | художественное творчество | |
Духовная литература | 3. “Зачем я живу на этой земле?” | публицистика |
Литературная сказка | 4. “Яблоко” 5. “Тропинка в тридевятое царство” 6. “Моя любимая сказка” |
художественное творчество критика |
Рассказ | 7. “Поговорим о милосердии” 8. “Героический характер” 9. Сочиняем юмористический рассказ. 10. “Что такое сильный характер” 11. “Отношение автора и читателя к Герасиму” 12. “Мой четвероногий друг” 13. Мое любимое место на земле” |
публицистика публицистика
художественное творчество публицистика критика публицистика публицистика |
Лирика | 14. “Очарование зимнего утра” 15. “Легкие шаги весны” 16. Сочиняем стихи о родной природе |
художественное творчество |
Драма | 17. “Последняя ночь в лагере” | художественное творчество |
В течение учебного года учитель планирует 17 уроков-сочинений. После каждого сочинения необходим урок, на котором организуется обсуждение работ. На мой взгляд, если обучать детей способу диагностико-коррекционной работы над причинами ошибок, то ребенок научится видеть свои ошибки, понимать их причины, грамотно выстраивать работу по устранению ошибок, что позволит в конечном итоге стать более самостоятельным в учебном процессе.
Новый подход к обучению сочинениям обязывает и методику таких уроков выстраивать по-новому. В чем суть такой методики?
З.Н. Новлянская и Г.Н. Кудина работают по программам развивающего обучения. Это значит, что ученик является субъектом учебной деятельности. Задача учителя – создать такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в саморазвитии. Любая грань знаний, добытая на таком уровне, – это результат собственной деятельности учащихся. Развивающий урок – это необходимая форма самой жизни. Практика показывает, что ребенок овладевает способами работы над данными видами сочинений неравномерно. Как же помочь ученику разобраться в сочинении того или иного типа? Я опробовала разные варианты работ.
Первый вариант.
- Выработка критериев оценки творческой работы.
- Дети пишут черновик сочинения. По желанию учащихся черновик может быть просмотрен и откорректирован учителем.
- Написание чистового варианта сочинения.
- Самооценка сочинения по выработанным критериям.
- Оценка работы учителем.
Второй вариант.
- Написание работы детьми без предварительного обсуждения.
- Обсуждение написанных работ, выработка критериев оценки.
- Анализ работ одноклассников по выработанным критериям.
- Анализ собственных работ.
- Написание второго варианта сочинения, дополненного и отредактированного.
- Самооценка сочинений.
- Оценка сочинений учителем.
На мой взгляд, второй вариант работы более интересен и продуктивен. Ведь здесь ребенок понимает свои трудности более глубоко. Ему помогает урок обсуждения сочинений, где он видит не только мнение одного ученика о своей работе, но и получает всесторонний анализ своего творчества по критериям, выработанным совместно в процессе обсуждения работы. Увидев свои ошибки, поняв их причины, ребенок не переживает, так как имеет возможность откорректировать свою работу с учетом предложений ребят. Только после этого работа попадает к учителю.
Существует и третий вариант работы – когда дети обсуждают сочинения друг друга в группах по заранее выработанным критериям. Это обсуждение позволяет им откорректировать свою работу, получить рекомендации от своих товарищей, еще раз поработать над своим сочинением. Этот вариант хорош тем, что роль учителя сводится лишь к правильной организации таких уроков. Все остальное делают сами дети. Это дает возможность поработать над такими важными действиями, как контроль и оценка.
Мне кажется, что такая работа полезна всем учителям литературы, поскольку позволяет добиться более высоких результатов в работе над сочинениями. Но нельзя забывать, что обучение сочинениям, развитие эмоциональных, нравственных и духовных качеств личности – это процесс сложный и длительный. Потребуется не один год систематической работы, чтобы ребенок показал свою зрелость через сочинения, чтобы его труды отличались неповторимым почерком, глубиной мышления, стройностью композиции, культурой речи и эмоционального тона повествования.
Конспект урока по теме: “Очарование зимнего утра”. (Обсуждение сочинений)
Цель: диагностико-коррекционная работа над причинами ошибок.
Задачи:
– увидеть, понять, осознать ошибки, наметить план работы по их устранению;
– работать над умениями: планировать, сравнивать, анализировать, вырабатывать критерии оценки, контролировать себя, рефлексировать свои действия;
– воспитывать чувства уважения к родному языку, любви к русской природе.
Предварительно сочинение написано на черновике.
Ход урока
I. Целеполагание
На прошлом уроке литературы вы были авторами, так как пробовали сочинять на тему “Очарование зимнего утра”.
А сегодня вы будете критиками. Значит, попытаетесь оценить свой труд и работы своих товарищей.
– Что вы ждете от этого урока?
(Результаты)
– А что важнее: результат или причины результата?
(Причины результата, то есть наши ошибки)
– А почему вы думаете, что мы можем учиться только на ошибках?
– Можно перенимать положительный опыт своих товарищей?
Исходя из всего сказанного, давайте сформулируем задачи урока.
Дети формулируют задачи, они фиксируются на доске.
Задачи:
– увидеть результат; понять свои ошибки, ошибки товарищей; перенять положительный опыт друг друга; подготовить себя к написанию второго варианта сочинения.
П. Планирование
Давайте спланируем свою работу.
(В процессе совместного обсуждения появляется план деятельности).
План:
- Выработать критерии оценки сочинения.
- Оценить свое творчество по критериям.
- Остановиться на тех критериях, которые вызывали трудности.
- Создать чистовой вариант.
– Можем ли мы план выполнить за урок? (Наверное, нет)
– Тогда работу продолжите дома.
III. Реализация плана
Выработка критериев оценки сочинения:
– С чего начинается работа над сочинением? (С темы)
– Поэтому первый критерий – это соответствие теме. Запишем его вместе.
– А теперь я предлагаю вам поразмышлять более конкретно. Что значит соответствие теме?
Послушайте несколько работ.
1) Я посмотрел за окно. Очаровательное утро! На темном фоне неба ярко видны звезды. Стало холодно. Уставшие прохожие спешили с работы домой. Снег сверкал в свете фонарей. Все казалось волшебным.
– Раскрыл ли автор тему?
(Нет, так как он описал зимний вечер)
2) Зимнее утро. Я пошел на лыжах в лес. По дороге мне попался зайчик. Он хромал, наверно, сломал лапку. “Бедняга!” – подумал я и взял его с собой. Принес домой, отогрел, отнес к врачу. Так у меня появился друг. Я благодарен этому замечательному зимнему утру.
– Есть ли здесь рассказ о зимнем утре?
(Скорее, это рассказ о зайчике. Здесь не хватает описания утра)
3) Утром я подошел к окну и увидел, как просыпается природа: восходит солнце, вылезают из норок звери, выходят из подъездов люди, прячется куда-то луна. Каждое утро хорошо по-своему. Но это было особенным.
– Удалось ли автору описать зимнее утро?
(Да, но это описание очень скучное, так как не чувствуется настроение)
Вывод: Соответствие теме – это критерий, который включает в себя 3 составляющие: зимнее утро, описание утра, передача замечательного настроения.
– А как описать утро и выразить замечательное настроение?
(С помощью художественных средств)
Запишем второй критерий: использование художественных средств. Попробуем более внимательно поразмышлять над этим критерием.
Послушайте две работы своих товарищей.
1) Зимнее утро. Какое оно прекрасное! С неба падают звездочки -снежинки и опускаются на землю. На деревцах белые шубки и шапки. Вся земля укрыта белоснежным покрывалом.
2) Очаровательное зимнее утро! Снежинки похожи на звезды. Деревья нарядились в пушистые шубки. А земля вся в снегу. Точно белая скатерть раскинута на 1000 км. Красиво! Огромное солнце вынырнуло из-за горизонта. Оно окрасило в розовый цвет верхушки деревьев. Сразу все вокруг заблестело, словно алмазы рассыпались по земле.
– Какая работа понравилась больше? Почему?
(Вторая, так как в ней больше художественных средств. Они разнообразные)
– Что запомнилось?
Вывод: художественные средства должны быть яркими, разнообразными.
– Хорошие работы, правда?
Вы написали много хороших работ. Но вдруг мне попадается одна особенная. Послушайте ее.
За окном рой снежинок кружится.
И на землю он тихо ложится.
Лучик солнца скользнул по стеклу.
Подарил он мне тайну свою.
Вижу я опушенные инеем ветви березок
И сосульки – застывшие слезы.
Зимним утром весь мир вдруг проснулся.
Я, увидев его, улыбнулся.
– Понравилось?
– Почему?
(Она необычна, оригинальна)
– Можно ввести критерий оригинальность?
(Да)
– А чем оригинальна эта работа?
(Стихотворная форма)
Но оригинальность может проявляться не только в этом.
– А в чем еще?
Послушайте работу вашей одноклассницы. Чем она интересна?
Раннее утро. Я проснулась, накинула пальто и вышла на балкон. Чудесная картина предстала передо мной. Ее нарисовала матушка-зима. Белил она не пожалела! А сколько серебра отдала из казны Снежная королева! Я зажмурилась, потому что настал восход солнца, и весь сахарно-белый снег удивительно заблестел, заиграл, заискрился. С крыш домов свисали причудливые сосульки, словно охраняли хозяев квартир. Деревья накинули шали, тонкие, полупрозрачные. А вот и снег пошел! Плавно кружатся в воздухе снежинки, словно кто-то рассыпал белый пух. Очаровательное, волшебное утро!
(Неожиданные художественные средства)
Вывод: оригинальность может проявляться в необычной форме, в неповторимых художественных средствах.
– А как создать эти необычные средства?
(Больше читать, наблюдать)
Посмотрите тексты русских писателей. Выберите и запишите в тетрадь необычные, на ваш взгляд, художественные средства. ( Предлагаются тексты из книги Е.А. Нефедовой, О.В.Узоровой “Литературное чтение”).
Я хочу сказать, что многие из вас пытались придумать что-нибудь оригинальное.
- А можно ли считать оригинальными художественные средства, которые я выписала из ваших работ?
1) Сугробы напоминали кучки на голове.
2) На окне мороз нарисовал профессиональную
картину.
3) Деревья покрылись золотистым снегом.
4) Снег бухнулся на изящные веточки. (Нет, так как здесь много речевых ошибок)
Вывод: нам необходим еще один критерий: отсутствие речевых ошибок.
Ребята исправляют ошибки в данных примерах и пытаются разобраться в видах ошибок.
IV. Рефлексия
– Удалось ли нам решить поставленные задачи?
(Не до конца) – Какие умения нам помогли?
(Планировать работу, анализировать, сравнивать, слушать, вести диалог и т.д.)
– Кого бы вы отметили, чью работу похвалили?
V. Домашнее задание
– оценка своей работы по критериям; исправление черновых вариантов; чистовой вариант работы.