Любой человек может сказать нечто, соответствующее истине, но выразить
это красиво, разумно, немногословно могут не столь уж многие. (М. Монтень)
Современная стратегия образования, его модернизация направлены на реализацию компетентностного подхода, применение новых личностно-развивающих технологий, достижение эффективного и значимого результата.
Новое качество знаний обеспечивается в первую очередь новыми технологиями обучения, среди которых информационные играют ведущую роль. Активное использование их на практике – актуальная задача, которую успешно решают учителя-словесники гимназии г. Слободского Кировской обл. Опыт такой работы обобщен в сборнике “Художественный текст и языковая личность” (Творческий проект коллектива учителей-словесников. – Киров. – 2006. – 56 с.).
Статья из сборника “Система работы над устными и письменными высказываниями школьников по содержанию повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца” в 6 кл. (автор Ситникова Н.А.) отражает опыт совместной деятельности учителя и учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений у шестиклассников, развития у них творческих способностей через проектную деятельность. Метод проектов позволяет решать со школьниками разнообразные учебно-познавательные задачи как на уроке литературы (в ходе работы над художественным текстом), так и во внеурочное время (организация творческой и исследовательской деятельности).
Полученная школьниками информация творчески перерабатывается, они свободно ориентируются в информационном пространстве, самостоятельно выражают собственные суждения, оценки, развивают свои читательские и творческие способности.
Результатом такой работы может быть
- не только сочинение (“Он был обычным солдатом”. Отзыв о книге воспоминаний своего родственника ученика 6 кл. Касимова Артура – победителя городского конкурса “Мир вместе с книгой”; “Верьте в сказку, люди!” Мои размышления о повести А.Грина “Алые паруса” ученицы 6 кл. Штин Ксении – дипломанта областной научной конференции юных читателей “Я читаю Грина”, 2006 г.);
- стихотворение собственного сочинения (“Война” ученицы 5 кл. Котельниковой Анны – лауреата городского конкурса чтецов “Любовь, поэзия, война”, 2005 г.);
- рефераты (“Память и грамотность” ученика 6 кл. Копылова Кирилла; “Дорога к письменности” учащихся 6 кл. Котельниковой Анны, Маниной Юлии, Штин Ксении – дипломантов школьной научно-практической конференции, 2005 г.);
- творческие проекты (Литературно-музыкальная композиция по повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца” учащихся 6 кл. – победителей городского конкурса “Мир вместе с книгой”, 2006 г.);
- исследовательские проектные работы (“Гриновские места в Слободском” учащихся 6 кл. Анисимова Евгения и Касимова Артура – дипломантов областной научной конференции юных читателей “Я читаю Грина”, 2006 г.).
Совместная учебная деятельность, проводимая в системе, позволяет решать следующие задачи:
1) развивать способность ребят работать с информацией разного типа (текст художественного произведения, статья учебника, научной книги, материалы интернета и т.д.), уметь применять знания в нестандартных ситуациях;
2) использовать средства языка и речи для получения, передачи, обмена информацией (участие в диалоге, умение строить письменные и устные высказывания различных жанров);
3) формировать желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу; планировать и организовывать свою деятельность; способность любую учебную задачу решать творчески.
В свете перечисленных задач обратимся к проблеме современного урока литературы.
Урок литературы на современном уровне – это организация читательского труда школьника, труда творческого, имеющего целью развитие его способностей к воспроизведению и оценке прочитанного. Практически овладеть такими навыками возможно лишь при активной работе самостоятельной мысли ученика-читателя. Она достигается прежде всего использованием речемыслительных задач, задач, требующих речетворчества, предусматривающих постоянное самостоятельное преодоление уровней трудностей, а также такой организации занятий (урочных и внеурочных), где акцент делается не на деятельности учителя, а на действиях и поступках ученика.
Целью обучения является направленность на активное общение (речевую деятельность), обмен интеллектульно-эмоциональной информацией.
Учитывая современные требования к уроку литературы, приходим к выводу, что главная задача учителя-словесника – создавать коммуникативно-речевые ситуации для того, чтобы ученик связно и выразительно говорил, умел слушать и обсуждать, грамотно и логично писать, выразительно читать и создавать собственные устные и письменные высказывания в различных жанрах.
В данном случае предлагается создание разных учебных ситуаций при изучении повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца” для развития умений учащихся пользоваться всеми видами речевой деятельности, результатом которой являются следующие формы работы:
- написание сочинения по повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца”;
- создание творческого проекта в форме литературно-музыкальной композиции “Михаил Михайлович, спасибо за любовь, за мудрые слова…”;
- выступление с литературно-музыкальной композицией перед учащимися, учителями, родителями;
- участие в городском конкурсе “Мир вместе с книгой”.
Этап I
Подготовка к написанию сочинения по повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”.
Ситуация №1. Самостоятельное формулирование темы.
Дома ребята самостоятельно обдумывали тему своего будущего сочинения и ее обоснование. Формулировать темы предлагалось на выбор:
- Осмысление содержания прочитанного произведения;
- Оценка художественной формы;
- Понимание авторской идеи.
На уроке каждый ученик читает свою тему, мотивирует выбор (параллельно на доске заполняется таблица: название темы, ее автор и т.д.).
Ситуация №2. Выбор лучших тем.
Коллективное обсуждение и голосование. Определение рейтингового места и победителя по количеству голосов.
В результате на доске появляется заполненная таблица:
№ п/п | Название темы | Автор темы | Кол-во голосов | Рейтинго-вое место |
1. | События на палестинке | Копылов Кирилл | 7 | VI |
2. | Человек и природа в сказке-были | Устинова Татьяна | 5 | VII |
3. | Кладовые нашей души | Дакадова Елена | 12 | II |
4. | Тайна Блудова болота | Анисимов Евгений | 14 | I |
5. | Одиннадцатилетний герой в оценке автора | Иванькович Наталья | 2 | |
6. | Происшествие в Слепой елани | Морданов Андрей | 5 | VII |
7. | Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки | Бурков Андрей | 11 | III |
8. | Сказка природы | Ситникова Наталия | 8 | V |
9. | Великая сила дружбы и любви | Ситникова Наталия | 9 | IV |
10. | История Травки и Антипыча | Чеглаков Иван | 4 | |
11. | Смысл заглавия повести “Кладовая солнца” | Лобовикова Галина | 1 | |
12. | “Прекраснейший Вы художник!” (М.Горький) | Штин Ксения | 4 | VIII |
13. | “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин) | Плишкин Иван | 1 | |
14. | Дружба Насти и Митраши | Котельникова Анна | 2 | |
15. | Собака – друг человека | Андомин Илья | 3 |
Лучшие 5 тем остаются на доске, остальные стираются.
Ситуация №3. Составление плана.
Работа в группах.
Создается 5 групп в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.
Тема I. Тайна Блудова болота.
План.
- “Кладовая солнца” – сказка-быль.
- Удивительная тайна Блудова болота.
- “Великий храм природы”.
- “Охотники за сладкой клюквой”.
- Кладовые природы и человека.
- Смысл повествования о Блудовом болоте.
Тема II. Кладовые нашей души.
План.
- Смысл названия повести “Кладовая солнца”.
- Кладовые души – истинное богатство человека.
- Природные запасы – кладовая солнца.
- Сокровища человеческой души:
- Спасибо автору за мудрость и веру в человека.
а) трудолюбие;
б) доброта и щедрость;
в) преданность и дружба;
г) знание природы и любовь к ней.
Тема III. Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
План.
- Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.
- Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.
- Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
- Ссора детей у Лежачего камня.
- Опасный путь “Мужичка в мешочке”.
- Трудные испытания Золотой Курочки.
- Великая сила любви.
- Отношение автора к “умным детишкам”.
Тема IV. Великая сила дружбы и любви.
План.
- “Кладовая солнца” - повесть о дружбе и любви.
- Мысли М.М.Пришвина о “большой человеческой правде”.
- Настя и Митраша – “умные детишки”.
- Страшная ошибка брата и сестры.
- Трудный путь детей к “правде”.
- Радостная встреча друзей (Насти, Митраши, Травки).
- Волшебные свойства дружбы и любви.
Тема V. Сказки природы.
План.
- М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).
- Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.
- Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
- Большой черный пень – чудо-домик.
- Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.
- Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.
Ситуация №4. Подбор эпиграфа к теме.
Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.
- Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
- Друзья в несчастье познаются. (Пословица)
- Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
- Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков) - В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)
- Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
- Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
- Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
Ситуация №5. Коллективное толкование слов и выражений.
Каков смысл названия “Блудово болото”?
а) (буквальное понимание)
Название болота, в котором можно заблудиться.
б) (скрытый подтекст)
Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.
К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).
Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.
“Храм природы” Место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов |
“Кладовые природы” Запасы торфа (других полезных ископаемых) |
“Кладовые души” Нравственные богатства человека |
Подберите эпитеты к слову “душа”.
Душа может быть….. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой , радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).
Зачитайте по учебнику (автор-составитель В.П.Полухина) толкование слов “Лежачий камень” (с.225), “Слепая елань” (с.228), “палестинка” (с.231).
Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде (с. 237)?
(Письменные рассуждения ребят).
Этап II.
Работа с черновиками.
Ситуация №1. Осмысление понятия “идея”.
Записи в ходе беседы:
а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).
б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).
в) Идея повести “Кладовая солнца”.
(Самое трудное, - говорит автор, - победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра).
Ситуация №2. Написание вариантов вступления по выбранной теме.
- Индивидуальная работа: написание краткого вступления.
- Чтение написанного и коллективное редактирование.
Ход работы:
Текст до редакции | Текст после редакции |
Ситникова Наталья М.М.Пришвин – прекрасный мастер пейзажа. Он писал о природе и о людях. В сказке-были “Кладовая солнца” главная тема – дружба детей Насти и Митраши. |
Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей. |
Устюгова Мария Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. Брат и сестра остались без родителей в трудные годы после войны. Ребятишки переняли многое у своих родителей: трудолюбие, доброту, честность – и справились с бедой. |
Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями. |
Анисимов Евгений Сказку-быль “Кладовая солнца” написал прекрасный природовед М.М.Пришвин. В ней писатель показывает богатство и красоту природы на примере Блудова болота, у которого есть тайна. Он также рассказывает о Насте и Митраше, которые постигают эту тайну. |
М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать буховно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни. |
Ситуация №3. Ответь на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”
Варианты ответов:
- Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила. (Морданов Андрей)
- Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе. (Штин Ксения)
- Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти. (Дакадова Елена)
- Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе. (Устюгова Мария)
- М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать. (Буракова Олеся)
Этап III.
Написание сочинения по выбранной теме (домашняя работа).
Этап IV.
Анализ сочинений, работа над ошибками.
Ситуация №1. Чтение лучшего сочинения.
Зачитывается сочинение Ситниковой Натальи на тему “Великая сила дружбы”.
Великая сила дружбы.
План.
- “Кладовая солнца” - повесть о дружбе.
- Великая сила дружбы.
- Настя и Митраша – лучшие друзья.
- Страшная ошибка детей.
- Радостная встреча брата и сестры.
- “Вместе мы вдвое сильней”.
Михаил Михайлович Пришвин – прекрасный мастер пейзажа. В своих произведениях он писал не только о природе, но и о людях, живущих в мире и согласии. В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал о дружбе детей Насти и Митраши, которые вместе победили трудности и беды.
С первых же строк повести автор знакомит нас с юными героями. Ему симпатичны “милые, умные детишки”. Настю М.М.Пришвин сравнивает с Золотой Курочкой, а Митрашу ласково называет “Мужичком в мешочке”. Писатель восхищается трудолюбием брата и сестры, их любознательностью, а главное – дружбой. Неразлучные дети всюду были вместе: “Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах…”. Настя, будучи старше брата, умела найти к нему подход, успокоить его. “И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина”, - пишет Пришвин.
Благодаря взаимной уступчивости, заботе, доброте, эти осиротевшие во время Великой Отечественной войны дети смогли справиться с большими заботами по крестьянскому хозяйству, доставшемуся от родителей.
Именно чувство любви друг к другу помогало переживать невзгоды. Однажды дружба спасла детей. Отправляясь за клюквой в Блудово болото, они не думали, что им придется пережить страшные события. У Лежачего камня ребята поссорились и пошли каждый своей тропой. Столкнулись благоразумие Насти и упрямство Митраши. Никто не захотел уступить друг другу. “Тогда серая хмурь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, завыли, застонали”, - так природа предупреждает детей. Им бы прислушаться и поостеречься! А они решили доказать друг другу свою правду. Будь они вместе, Митраша не просидел бы в трясине целый день, а Настя не сбилась бы с пути…
Спасло ребят только чудо. У меня возникло такое чувство, что судьба сжалилась над ними, ведь они осознали свои ошибки. И, как в сказке, герой вознаграждается за свои добрые дела и слова, за преданность и любовь, так и Настя с Митрашей “чудесно” спаслись. Не пойми они своих недостатков, не появилась бы Травка, вытащившая Митрашу из Слепой елани, не столкнулся бы мальчик с волком – Серым Помещиком, не прозвучал бы выстрел, на который и вышла Настя. Так детишкам помогла дружба, любовь, жизненная стойкость…
Читая повесть, убеждаешься в том, что только вместе, только сообща можно победить зло, отстоять добро, чтобы жить в согласии и любви. Недаром в песне поется: “Вместе нам веселей, вместе мы вдвое сильней…”
(Н.Ситникова)
Ситуация №2. Чтение удачных фрагментов из сочинений учащихся (ребята внимательно слушают и пытаются угадать, по какой теме сочинения писали одноклассники):
1) Повесть “Кладовая солнца” меня многому научила: трудолюбию, честности, преданности, жизненной стойкости, а главное – дружбе. Я бы очень хотела подружиться с такими же ребятами, как Настя и Митраша, и всем пожелала бы такой же крепкой и настоящей дружбы, как у главных героев этого доброго произведения.
(Устюгова Мария. Тема “Приключения “Мужичка в мешочке”и Золотой Курочки”).
2) Велика сила дружбы, она может сотворить чудо – помочь в любой беде, уберечь от неверного шага, вернуть радость жизни. В этом мы убеждаемся, читая удивительную сказку-быль М.М.Пришвина “Кладовая солнца”.
Вспоминаются крылатые слова Максима Горького: “Дружба… - яркая путеводная звезда”. Именно “путеводная”, потому что ведет в мир добра, правды, взаимопомощи, счастья, любви.
(Лобовикова Галина. Тема “Великая сила дружбы”).
3) У каждого человека есть особая кладовая, сокровища которой бесценны – любовь, родина, семья, друг, природа, правда, честность… Это кладовая души, которая накапливается в течение всей жизни. Чтобы пополнить свою кладовую, человек должен сделать что-нибудь замечательное, полезное, доброе. Пусть кладовая каждого будет наполнена доверху…
(Касимов Артур. Тема “Тайна Блудова болота”).
4) М.М.Пришвин посвящал свои произведения русской природе, и она становилась полноправным действующим лицом со своим характером, со своими привычками.
Вот большой черный пень. Он собирает в себе лучи солнца и служит чудо-домом для многих насекомых.
Словно живые, волнуются старушки-елки, пропуская между собой маленького охотника с длинным ружьем, и как будто хотят уберечь от беды упрямого мальчугана.
А вот сказочная палестинка с клюквой. “Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод…”. Только, собирая их, не забывай о тех, кто рядом, кому плохо…
И чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше понимаешь, что природа – “великий храм”, в котором человек очищается от всего плохого, обретает веру в добро, правду, любовь и учится вновь быть Человеком.
(Бурков Андрей. Тема “Сказки природы”)
Настя и Митраша поссорились и пошли каждый своей тропой. Они совершили страшную ошибку и заблудились не только в Блудовом болоте, но и в себе. Упрямство, неуступчивость, жадность одолели их, и пришла беда: “Мужичок в мешочке” угодил в Слепую елань, а Золотая Курочка “сошла с набитой тропы, забыла себя и все вокруг”.
Неизвестно, чем бы закончилось это приключение на болоте, если бы детей не спасло настоящее чудо. И этим “чудом” оказалась собака умершего лесника Антипыча – Травка. Ее преданность человеку помогла брату и сестре встретиться и понять “большую человеческую правду”: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь”.
(Манина Юлия. Тема “Великая сила любви”)
Ситуация №3. Речевые конструкции, показывающие самостоятельность мышления учащихся.
- Чеглаков Иван: “Когда читаешь повесть, хочется взять кисть, краски и нарисовать Лежачий камень, подлетающего сюда величественного тетерева Косача, болото, усыпанное зрелой клюквой…”
- Штин Ксения: “Смысл повести в ее названии – “Кладовая солнца”. Я понимаю это так: природные богатства – это кладовая солнца, духовные – кладовая человека. И эти богатства нужно щедро отдавать всему живому на Земле”.
- Плишкин Иван: “Что хранится в храме? Самое дорогое и ценное для человека. А что хранится в великом “храме природы”? Конечно, торф, его огромные запасы. Но не только это. Там можно услышать необычное пение дрозда – белобровика и Косача-токовика, увидеть высокую белую траву – белоус – “неизменного спутника тропы человеческой”, найти сказочную палестинку с клюквой. Все это и есть настоящие ценности жизни”.
- Морданов Андрей: “Кладовая солнца” согрета любовью автора ко всему живому и содержит интересные сведения о жизни природы. Это – лесная энциклопедия”.
Ситуация №4. Работа над ошибками сочинения.
Коллективное редактирование примеров из сочинений;
б) Индивидуальная работа на основе блокнотов-справочников с типами ошибок.
Этап V.
Создание проекта литературно-музыкальной композиции по повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”.
Ситуация №1. Выбор индивидуальной и коллективной деятельности.
Задания:
- Рисованный диафильм (по 1 или нескольким эпизодам);
- Выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка из повести;
- Инсценирование эпизода;
- Написание стихотворения собственного сочинения;
- Сбор дополнительного материала о М.М.Пришвине и “Кладовой солнца”;
- Подбор пословиц, высказываний, стихотворений о книге и чтении;
- Подбор музыки к отдельным эпизодам.
Ситуация №2. Консультации учителя во внеурочное время.
Ситуация №3. Создание коллективного творческого проекта. Распределение ролей. Репетиции.
Этап VI.
Выступление на сцене коллектива 6 “а” класса перед родителями, учителями, школьниками гимназии.
(Неделя детской книги, школьная научно-практическая конференция учащихся).
Список литературы:
- Золотов И.А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
- Курдюмова Т.Ф. Пейзаж – средство эстетического воспитания (на уроках литературы). – М.: Просвещение, 1965.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ “МарТа – Ростов н/Д”, 2006.
- Шульман Л. Путь, ведущий к счастью: О повести – сказке М. Пришвина “Кладовая солнца”//Лит. учёба. – 1987. - № 1. – С. 220 -223.