С 1996 года в Гимназии № 2 г. Нерюнгри ведется разработанный мной спецкурс “Стилистика и культура речи”. Дети изучают те же разделы русского языка (фонетику, лексику, словообразование, морфологию, синтаксис), но под другим углом зрения. Анализ текста, работа над осмыслением слова - вот что является основополагающим на этих занятиях.
Прежде чем анализировать текст, учащиеся знакомятся с миром художественного произведения (Приложение № 1).В нем представлены три основные части:
- Законы, по которым создается любое художественное произведение, выделены содержание и форма. Внимательный читатель увидит, что в предельно кратком виде здесь даны основные теоретические сведения, которые необходимы при работе над текстом. Языковые приемы можно изучать по книге С.И Львовой “Уроки словесности. 5-9 классы”. Изд. дом “Дрофа”,1996.
- Работа читателя, которая заключается в умении оценить текст (содержание и форму), определить его новаторский характер, понять идейный смысл, то, ради чего написано произведение.
- Автор произведения. Любое художественное произведение отражает внутренний мир автора, его мироощущение, уровень мастерства, своеобразие (стиль писателя), его идеалы. Поэтому настоящий писатель всегда патриот, гражданин, мастер слова, наставник молодых.
Таким образом, данная схема является основой (канвой) любого сочинения.
Приложение № 2 – “Стили речи”. На мой взгляд, ошибочно давать детям понятие стилей речи по частям. Они должны видеть общую картину, сравнивать стили речи, находить в них общие черты и различие. Стилистический анализ текста учащиеся должны давать примерно в том порядке, какой указан (функция, жанр, основные черты, языковые приемы).
Приложение № 3 – “Типы речи”. Таблица тоже позволяет сопоставить три типа речи и представляет собой примерный план типологического анализа текста.
Приложение № 4 – “Текст”. В сжатом виде даны основные сведения о тексте. Очень важно, что учащиеся видят разные типы анализа одного и того же текста.
Приложение № 5 – фрагмент урока “Сопоставительный анализ прозаического и поэтического текстов” (На примере сопоставления отрывков из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и романа Н.М.Загоскина “Рославлев, или Русские в 1812 году”). Примерно такое обобщение можно сделать после беседы с учащимися по данным текстам.
Я убеждена, что преподаватель словесности должен иметь четкую систему работы по развитию речи учащихся, и предлагаю свой вариант, который каждый учитель может творчески доработать, дополнить в силу своей компетентности.