Система подготовки учащихся 5–11-х классов к олимпиадам по русскому языку и литературе

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: олимпиада по литературе


Аннотация

Согласно «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» от 9 апреля 2016 года «изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития её нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений». Наряду с необходимостью модернизации содержания образовательных программ русского языка и литературы, развития общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации этих программ, перед школой и учителями ставится одна из главных задач - популяризация русского языка и литературы.

Однако реалии современной школы таковы, что учителя русского языка и литературы столкнулись с серьёзными проблемами: с отсутствием мотивации у детей к изучению русской и зарубежной классики, с нежеланием читать большие тексты произведений, а значит, с неумением думать, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. А ведь эти умения являются важнейшими не только для интеллектуального, но и для нравственного, духовного развития подрастающего поколения.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в современной школе растёт количество активных, творческих, неординарных детей, которые способны решать нестандартные задачи, креативно мыслить, быстро переключаться в условиях многозадачности, ставить цели и находить пути их достижения. Этих детей называют одарёнными, талантливыми, прогрессивно мыслящими, целеустремлёнными, знающими, что и зачем они делают.

Найти и заинтересовать таких школьников, мотивировать к более глубокому изучению русского языка и литературы, направив их активность в нужное русло, - моя главная задача, которой я занимаюсь в течение 5 лет.

В представленном материале содержится обобщение моего педагогического опыта по подготовке к олимпиадам учащихся 5-11 классов, подведены некоторые итоги работы и представлены результаты участия моих учеников в олимпиадах и конкурсах за последние несколько лет. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы для использования на уроках, а также для подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Слово о педагоге

Бичегкуева Валентина Сергеевна окончила филологический факультет Северо-Осетинского государственного университета в 1993 году, ей была присвоена квалификация «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». Валентина Сергеевна имеет высшую квалификационную категорию, стаж педагогической работы - 26 лет. С 2013 года работает в МБОУ СОШ № 38 учителем русского языка и литературы в 5-11 классах.

Бичегкуева В.С. строит учебный процесс в соответствии с Концепцией модернизации образования, в основу которой положена идея реализации личностно ориентированного подхода в обучении и использование современных образовательных технологий. Валентина Сергеевна владеет современными методами обучения, развивает у учащихся познавательную активность и интерес к предмету как на уроках, так и во внеурочное время. Она успешно применяет в своей работе приёмы уровневой дифференциации, технологии развивающего обучения, проектной деятельности, межпредметной интеграции, ИКТ-технологии, а также дистанционные образовательные технологии.

Уроки Валентина Сергеевна проводит согласно ФГОС, используя различные формы занятий: семинары, практикумы, диспуты, конференции, деловые игры. В педагогической копилке Валентины Сергеевны имеются нестандартные уроки и современные методические приёмы: теория в рисунках, кластеры, синквейны, дидактические игры и др.

Педагог выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся, что обеспечивает высокий познавательный интерес к уроку и способствует повышению качества знаний учеников. Стиль и характер взаимодействия Валентины Сергеевны с учениками отличается демократичностью, открытостью, нацеленностью на диалог. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога является важным моментом здоровьесберегающих технологий.

В практической деятельности Бичегкуевой В.С. - ведение элективных курсов по русскому языку для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации, а также работа с одарёнными детьми. Кропотливый и творческий труд учителя подтверждается высокими результатами: на протяжении последних лет качество знаний учащихся повышается, они демонстрируют прочные знания на ГИА, в том числе получая максимальные баллы ЕГЭ (в 2021 году - три 100-балльника по русскому языку). Высокий уровень знаний показывают ученики Валентины Сергеевны на ВОШ по русскому языку и литературе, ежегодно становясь призёрами и победителями школьного, муниципального и регионального этапов. В 2021 году её ученица представляла Северную Осетию на заключительном этапе ВОШ по литературе в Крыму, где показала достойный уровень знаний.

5 октября 2021 года Бичегкуева Валентина Сергеевна была награждена грамотой УО города Владикавказа «За высокий профессионализм, преданность педагогическому делу и личный вклад в развитие муниципальной системы образования».

1. Описание опыта

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» Б.М.Бим-Бада даётся такое определение:

«Педагогический опыт - это совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки».

В результате моей повседневной учебно-воспитательной работы на протяжении 26 лет я пришла к одному важному выводу: каждый ребёнок обладает определёнными способностями, многие школьники талантливы, но есть дети, которых можно назвать по-настоящему одарёнными. Иногда под неприметной «обёрткой» среднего ученика могут скрываться удивительные способности, которые расцветают при определённых условиях. Максимально раскрыть потенциал школьника - задача каждого педагога современной школы.

Из необходимости вызвать у учеников интерес к более глубокому изучению русского языка и литературы, желания системно готовить их к предметным олимпиадам различного уровня возникла тема моего педагогического опыта: «Система подготовки учащихся 5-11 классов к олимпиадам по русскому языку и литературе». Были сформулированы следующие цели и задачи педагогического опыта:

  • организация работы по преемственности между начальной и средней школой с целью выявления одарённых детей в 1-4 классах;
  • выявление одарённых детей в среднем звене;
  • реализация потребности учащихся в повышении их языковой и речевой компетенции, всестороннее развитие коммуникативных способностей;
  • воспитание любви к русскому языку и литературе, пробуждение интереса к их углублённому изучению;
  • развитие умений решать нестандартные языковые и речевые задачи;
  • развитие творческих способностей, формирование умений писать сочинения на лингвистические и литературные темы;
  • формирование умений анализировать литературные произведения, прозаические и стихотворные тексты;
  • подготовка к олимпиадам различного уровня.

Актуальность педагогического опыта обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к обучению и воспитанию подрастающего поколения в условиях модернизации образования.

В образовательных учреждениях Российской Федерации, согласно статье 77 Федерального закона об образовании, осуществляется:

  • выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования;
  • организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей;
  • проведение всероссийской олимпиады школьников в целях развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний.

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2015 года были утверждены «Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», в которых ключевая роль отводится интеллектуальным олимпиадам и творческим конкурсам.

21 июня 2021 года министерством Просвещения Российской Федерации была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности». Основные цели и задачи этой программы:

  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся:
    • 2020 г. - 65,45 процентов;
    • 2021 г.- 69,29 процентов;
    • 2022 г.- 73, 41 процентов;
    • 2023 г. - 77,58 процентов;
    • 2024 г.- 81,70 процентов;
    • 2025 г. - 85,24 процентов.
  • обеспечение роста численности детей, охваченных дополнительным образованием;
  • обеспечение роста доли детей и молодёжи в возрасте от 7 до 35 лет, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты, от общей численности детей и молодёжи в возрасте от 7 до 35 лет.

Идея моего педагогического опыта возникла в результате противоречия между привычными и устоявшимися правилами отбора одарённых детей и моего мнения об уникальности каждого ребёнка. В результате было принято решение системно и последовательно готовить к участию в предметных олимпиадах и конкурсах всех желающих, а не только тех, кого принято считать одарёнными.

Работа в данном направлении началась в 2015 году с создания кружка «Русское слово», который функционирует для учащихся 5-6 и 7-8 классов. На первом занятии каждому ученику предлагается ответить всего лишь на 3 вопроса:

  • Что нового я хочу узнать, посещая кружок?
  • Чему я хочу научиться?
  • Для чего мне нужны эти знания и умения?

Многие пятиклассники ещё с начальной школы имеют опыт участия в различных конкурсах, в олимпиаде «Русский медвежонок», поэтому с удовольствием продолжают готовиться к новым испытаниям. Ученики проявляют живой интерес к работе кружка, поскольку информация, которую они получают на занятиях, выходит за рамки школьного учебника, она подаётся в игровой и занимательной форме, что однозначно привлекает учащихся среднего звена. Здесь они узнают много нового и интересного об этимологии слов, о фонетике, лексике, фразеологии и других разделах русского языка, знакомятся с различными видами словарей, учатся правильно с ними работать. К примеру, привлекают учащихся такие занимательные вопросы и задания:

1.Скажите, что в толковом словаре раньше: осень или весна, зима или лето, утро или вечер, собрание или собираться, обед или ужин, прыжок или прыгать, час или минута, ход или приход?

2.Прочитайте внимательно предложение и ответьте на вопросы, помещённые после него:

Библиотека открыта, хотя дверь в библиотеку закрыта.

Почему это возможно? Нет ли здесь противоречия?

3. Выясните, кто из собеседников прав.

- Может ли дождь идти два дня подряд?

- Конечно. Я сам помню, как однажды дождь шёл два дня подряд.

- Как же подряд? Ведь между одним днём и другим была ночь!

4. Укажите, какой комический смысл может появиться в следующих предложениях. Прочитайте их правильно. Выясните, как их лучше записать.

Приказали пленнику жестами выпить воду.

Санитар из глубокого кувшина наливал в кружки молоко.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой. То его подкармливают.

1. В.Вересаев рассказывал в своих «Воспоминаниях»:

«Знал я наизусть и «Бородино». Одну из строф читал так:

Мы долго молча отступали.
Досадно было, - боя ждали.
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры?
О, русские штыки!»

Вспомните, как это сказано у М.Ю.Лермонтова. Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В.Вересаев?

Важнейшей задачей для меня является развитие у детей творческих способностей, отработка умения писать сочинения на разнообразные темы. Они с удовольствием пишут творческие работы на следующие темы: «Сбежавшие книги», «Спор частей речи», «Зарифмуйте правила», «Однажды в стране Омонимии…» и другие. Дети сочиняют сказки, басни, пишут письма героям литературных произведений и их авторам. Подобные задания развивают коммуникативные и творческие способности учащихся, расширяют их кругозор, помогают образно и выразительно излагать мысли. Именно эти школьники с удовольствием участвуют в предметных олимпиадах, показывая высокие результаты, и именно они впоследствии выходят на муниципальный, региональный и всероссийский уровень.

Вот несколько творческих работ участников кружка.

Басня «Слон и Крокодил»

Однажды глупый Крокодил
В большую яму угодил,
Пытался выбраться и так, и сяк
Коротенькими лапками. Но всё никак.
Стал звать на помощь он, кричал, ругался,
Но никого из всех зверей он так и не дождался.
Тут мимо ямы проходил большой ушастый Слон,
Беднягу Крокодила не сразу видит он.
Зовёт на помощь пленник, Слона он умоляет:
- Дружище мой! Ведь мы товарищи с тобой,
Спаси меня, родной!
- Безумный Крокодил, - в ответ вещает Слон, -
Ведь всех товарищей ты выгнал вон.
Над ними ты смеялся
И надо мною потешался,
Считая глупым толстым тюфяком.
Ужель сейчас всё поменялось?
Как часто некоторым из людей
Напрасно кажется, что он умней, сильней, хитрей…
Пока друзья все врозь не разбегутся.
А как в беду герой наш попадёт,
Так всех людей опять в друзья зовёт…
Патрушева Олеся, 6 класс

Сказка про Причастие и Деепричастие

Поспорили однажды Причастие и Деепричастие о том, кого из них отец Глагол любит больше. Причастие заявило:

- Конечно, меня! Ведь я на отца очень похоже. Как и он, я могу быть несовершенного и совершенного вида, быть возвратным и невозвратным. Кроме того, могу употребляться в настоящем и прошедшем времени. К сожалению, я не имею будущего времени, но это не так важно!

- Вот уж нет! - возразило Деепричастие. Во-первых, совершенный и несовершенный вид я тоже имею, могу также быть возвратным и невозвратным. К сожалению, не изменяюсь, в отличие от тебя. Но у меня есть другое преимущество: я, как и отец, обозначаю действие, только добавочное, и сопровождаю отца, когда он выражает основное действие. То есть я для него важнее!

Услышал спор детей отец Глагол и сказал:

- Не спорьте! Вы мои дети, и обоих я люблю одинаково, вы для меня равны. Каждый из вас получил от меня необходимые качества, но какие-то важные черты вы унаследовали от своих матерей: ты, Причастие, от Прилагательного, а ты, Деепричастие, от Наречия.

Хутинаева Милана, 7 класс

Письмо подруге

(2-е место в региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений, 3-е место во Всероссийском детско-юношеском литературном конкурсе «Напиши мне письмо»)

Здравствуй, дорогая подруга Ангелина!

Сегодня я пишу тебе, чтобы рассказать об удивительном человеке Александре Артуровиче Роу. Честно говоря, до недавнего времени я даже не слышала о нём, но, когда наша учительница Валентина Сергеевна начала рассказывать нам об этом необычном режиссёре, мне стало очень интересно.

Я узнала, что Александр Роу не кто иной, как «сказочник» отечественного кинематографа. Он снял фильмы-сказки «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса», «Василиса Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Конёк-Горбунок» и другие. Ты, наверное, заметила, что я назвала его «сказочником». Спросишь: «Почему?» Потому, что Роу снял четырнадцать фильмов-сказок, причём не обошёлся без волшебства. Именно он решил показать зрителю сказку с настоящими артистами, а не с анимационными или кукольными персонажами, как это делалось раньше. Ты только представь, сколько сил и нервов ушло на эти съёмки! Скольким лентяям, не желающим читать, он помог увидеть волшебный мир сказок!

Сказка - это первый шаг на пути знакомства маленького человека с художественной литературой. Нет, пожалуй, на земле ребёнка, который не любит сказок. Но одно дело - слушать их, представляя в своей голове образ Василисы Премудрой или Ивана - Царевича, а другое - видеть любимых героев на экране. Роу оживил их, и они смогли донести до нас мудрость прошлых поколений. Режиссёр обладал редким талантом, он открыл юному зрителю мир русской литературы в такой доступной для него форме.

Александр Роу - гений сказочных наук. К моему большому сожалению, мы никогда не сможем с ним повстречаться. Хотя, если немного пофантазировать, всё возможно! Может быть, когда-нибудь люди изобретут волшебную палочку, и тогда я непременно окажусь в 20-ом веке, чтобы познакомиться с Александром Роу, возьму у него интервью, узнаю о планах на будущее.

Ты, наверное, скажешь: «Да это только сказки! Мы вырастаем и забываем о них. А в жизни всё бывает гораздо сложнее, и добро не всегда одерживает победу».

Я могу тебе возразить, приведя пример из истории. Мало кто знает, что премьера сказки Роу «Кощей Бессмертный» состоялась 9 мая 1945 года. Победа над сказочным злом представлялась как победа над злом вполне реальным. Люди верили, что для зла найдётся противоположность в виде добра, а безобразие победит красота. Надежда на лучшее давала силу и стойкость. Кроме того, фильм отличался большим количеством сказочных эффектов, что усиливало впечатление.

Пожалуй, самая знаменитая работа Александра Роу (причём не только в России, но и за рубежом) - фильм «Морозко». Здесь удивительным образом представлены красота русских лесов, лютые морозы, огромные сугробы и человеческая душа, вера в добро, в справедливость. Наверное, мне трудно понять, как у него получались такие правдивые, настоящие фильмы. Согласись, что некоторые современные картины не хочется смотреть до конца. Выходит, что для создания фильма нужен огромный талант, умение наладить контакт со зрителем и донести до него самую главную идею. Именно такими качествами обладал Александр Артурович Роу, явивший миру эффект чуда!

Дорогая Ангелина! Обязательно познакомься с творениями режиссёра Александра Роу, ведь ни одного зрителя они не могут оставить равнодушным. И хотя создавались фильмы много десятилетий назад, по количеству спецэффектов они могут посоперничать с современными блокбастерами! Я уверена, что ты испытаешь такие же незабываемые эмоции, какие пережила и я.

На этом буду прощаться. До скорой встречи, Ангелина!

Кучерова Светлана, 7 класс

Письмо Алисе Селезнёвой из Будущего (отрывок)

(1-е место во Всероссийском детско-юношеском литературном конкурсе «Напиши мне письмо»)

Привет, Алиса Селезнёва из Будущего!

Меня зовут Злата, и я знаю обо всех твоих приключениях! Мы с тобой ровесницы, и обе живём в 21 веке, но твоя Вселенная выдумана писателем-- фантастом Киром Булычёвым, который попытался предсказать будущее через 100 лет. Наверное, тебе интересно узнать, что автору удалось угадать, а что нет, какую жизнь ведут твои ровесницы, какие у нас увлечения. Именно об этом я и хочу рассказать тебе в своём письме.

Когда мои мама и папа были ещё маленькими, их очень удивляло, что у тебя и твоих друзей были телефоны, да ещё такие, которые легко можно поместить в карман и гулять с ними по городу. Ведь в те времена телефоны представляли собой тяжёлую коробку с крутящимся диском для набора номера и трубкой на проводе, которая не даёт отойти далеко от аппарата. Но даже такое устройство для переговоров было предметом роскоши и имелось далеко не в каждом доме.

А в наше время никого таким не удивишь, потому что сейчас телефон есть даже у многих дошкольников. При этом современные гаджеты куда более удобные и многофункциональные. Новые модели с виду похожи на небольшое чёрное зеркало размером с ладонь. Благодаря небольшим размерам их можно носить с собой повсюду, они долго держат заряд, и да, на них совершенно нет кнопок! Наверное, тебе трудно представить себе такое, но погоди удивляться, ведь кроме этого с помощью телефона можно делать фотографии не хуже, чем с помощью профессиональной техники, снимать видео, общаться с друзьями в соцсетях. Но стоп! Ты знаешь, что такое соцсети, Алиса? В книгах, повествующих о твоей жизни, ничего об этом не говорилось, так что лучше я остановлюсь на этом поподробнее (…).

Хочешь знать, в чём самое сильное отличие наших миров, Алиса? Не в том, что в твоей Вселенной технологии гораздо опережают настоящее время, не в том, что мы ещё не открыли внеземные цивилизации и даже не в том, что мы ещё не изобрели лекарство от всех болезней. В произведениях Кира Булычёва прогресс уже дошёл до того, что люди забыли, что такое война, каждый человек работает в своё удовольствие, а не ради денег. В них нет таких слов, как «вандализм», «национализм», «терроризм» - наверное, ты даже не знаешь, что это такое. К сожалению, людям на нашей планете нужно ещё очень много работать над собой, чтобы хоть чуточку приблизиться к утопии, созданной писателем - фантастом. Хочется верить, что девочка, которая будет писать тебе письмо ещё через сотню лет, будет жить так же, как и ты, в прекрасном мире.

Бурым Злата, девочка из Будущего, 8 класс

Работа с учащимися 9-11-х классов (элективные курсы)

В старших классах возрастает мотивация школьников к участию в олимпиадах, поэтому важно объяснить им следующие аспекты:

  • необходимость прочных базовых знаний школьной программы по русскому языку и литературе;
  • необходимость дополнительных знаний, выходящих за рамки школьной программы (здесь хорошим подспорьем является фундамент, заложенный кружком «Русское слово»);
  • обязательное знакомство учащихся с олимпиадными заданиями прошлых лет и тщательная их отработка.

В своей работе с учащимися старших классов я руководствуюсь следующими методическими принципами:

  1. Заниматься систематически, а не по необходимости (когда требуется срочно и быстро). Только в этом случае можно рассчитывать на хорошие результаты. Важно, чтобы дети понимали, что багаж накопленных знаний они смогут использовать не только на олимпиадах, но и в дальнейшей жизни.
  2. Добиться личной заинтересованности ученика в успехе, в противном случае старшеклассник не будет тратить своё драгоценное время на подготовку к олимпиаде, ведь ему ещё предстоит сдавать ОГЭ/ЕГЭ.
  3. Дать правильную психологическую установку участнику олимпиады, настроить на умение доводить дело до конца, проявлять бойцовские качества. Ведь олимпиада - это своеобразное соревнование, в ней выявляются победители, поэтому ученика следует ориентировать не только на правильный ответ, но и на творческий поиск более точного, более глубокого ответа.

Приступая к подготовке к конкретному этапу олимпиады, я в первую очередь знакомлю учащихся с методическими рекомендациями по проведению ВОШ. Вот главные умения, которые необходимы участникам школьного и муниципального этапов олимпиады по литературе в 2020-2021 году:

  • определять родовую и жанровую специфику художественного произведения;
  • анализировать литературные произведения разных жанров;
  • определять тему и конфликт произведения;
  • различать фабулу и сюжет, определять особенности композиции;
  • оценивать систему персонажей; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные художественно-изобразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять авторское отношение к героям и событиям и объективный смысл произведения;
  • объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
  • анализировать литературные произведения разных жанров;
  • уместно пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
  • выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
  • представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос.

Так как практически все эти умения в той или иной степени отрабатываются на уроках литературы, основное внимание я уделяю следующим аспектам:

  • Следить за «юбилейными» писателями: знать их биографии, ключевые события жизни, связь с эпохой, названия основных произведений, имена и фамилии героев, их характеристики.
  • Хорошо знать базовые произведения школьной программы, к которым относятся: «Слово о полку Игореве», «Недоросль», «Ревизор», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой нашего времени» и другие.
  • Знать произведения разных авторов, имеющих одинаковые названия или похожие сюжетные линии.
  • Знать основные критические статьи, их авторов, краткое содержание.
  • Уметь выполнять целостный и сопоставительный анализ текстов.
  • Изучить работы победителей и призёров прошлых лет, ознакомиться со структурой олимпиадной работы.

При подготовке к олимпиадам по русскому языку необходимо учитывать важные моменты:

  • олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии, поэтому следует уделить этому разделу большое внимание; можно воспользоваться орфоэпическим минимумом ЕГЭ;
  • в тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы и лексического значения, поэтому следует чаще обращаться к этимологическому словарю;
  • необходимо знать грамматические нормы употребления форм множественного числа существительных, способы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных, нормы согласования и управления;
  • задания по лексике и фразеологии обязательно включаются в олимпиады всех уровней;
  • помнить, что при оценке творческого задания предъявляются высокие требования к грамотности.

Учитывая все эти особенности, я подбираю задания для отработки необходимых знаний и умений. Вот примерные задания.

1. Проанализируйте значение прилагательного железный в отрывках из произведений А. Блока. Запишите для каждого из них синоним.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век.
И чем он громче спорит с мглою будней,
Сей праздный звон,
Тем кажется железней, непробудней
Мой мёртвый сон.

Так мчалась юность бесполезная
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая.

В отрывках из стихотворений С.А.Есенина выделите неологизмы. Определите, по какой словообразовательной модели они созданы.

Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри чёрные змейно трепал ветерок.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Как бабочка - я на костёр
Лечу и огненность целую…

Запишите десять неологизмов из стихотворений В.В.Маяковского.

Определите их стилистическую роль в этих стихотворениях.

У Анны Ахматовой среди «Вереницы четверостиший» (1945) есть такое стихотворение:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово.

А в 1916 году ею же было написано следующее четверостишие:

О, есть неповторимы слова,
Кто их сказал - истратил слишком много.
Неистощимы только синева
Небесная и милосердье Бога.

Сопоставьте стихотворения. Объясните, как вы понимаете их смысл.

Объясните, что является «неподвижною немою» - бахрома или жизнь?

Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(А.С.Пушкин)

С помощью каких изобразительных средств передаётся главная тема в стихотворении А.Тарковского?

Слово только оболочка,
Плёнка, звук пустой, но в нём
Бьётся розовая точка,
Странным светится огнём.
Бьётся жилка, вьётся живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.
Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт
И когда пути другого
У тебя на свете нет,
Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний
Смерти лучше не зови
Слово только оболочка
Плёнка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.

Помимо заданий из основных разделов языкознания я даю старшеклассникам дополнительный справочный материал о выдающихся учёных-лингвистах. Среди них Востоков Александр Христофорович (1781-1864), Буслаев Фёдор Иванович (1818-1897), Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969), Аванесов Рубен Иванович (1902-1982), Даль Владимир Иванович (1801-1872), Ожегов Сергей Иванович (1900 -1964) и другие. Подобная информация представляет для учеников большой интерес, так как эти имена часто встречаются в олимпиадных заданиях, вызывающих у школьников определённые затруднения.

Результативность опыта

Заключение

Подводя итоги, могу с уверенностью сказать, что я довольна полученными результатами. Цели и задачи, которые я поставила перед собой, достигнуты, а именно:

  • соблюдая преемственность начальной школы и среднего звена, я продолжила работу с детьми, показавшими хорошие результаты в олимпиадах и конкурсах в 1-4 классах;
  • была организована работа со всеми учениками, проявившими живой интерес к работе кружка «Русское слово»;
  • в результате одарённые дети стали постоянными участниками, призёрами, победителями всевозможных олимпиад и конкурсов;
  • учащиеся, не показавшие высоких результатов, углубили свои знания по русскому языку и литературе, расширили свой кругозор, научились писать сочинения, свободно, аргументированно излагать свои мысли, работать со словарями;
  • школьники приобрели важнейшие навыки, необходимые каждому человеку: постоянное стремление к новым знаниям, умение непрерывно и качественно работать над своим образованием, упорство в достижении поставленных целей;
  • знания и умения, полученные на занятиях, помогают выпускникам лучше справиться с ГИА.

Эти результаты дают мне основание продолжить работу в данном направлении.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»
  3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 9.04.2016 № 637-р.
  4. Ведомственная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» (распоряжение от 21.06.2021 г. N P-126
  5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М: Большая Российская энциклопедия, 2002. 460 с.
  6. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников 2020-2021.
  7. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы/ авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 171 с.