Система заданий для изучения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Разделы: Литература


Задание. Перечитать поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”; ответить на вопросы.

1. О чем заспорили мужики? 2. Откуда идут мужики? [Назвать губернию, уезд, волость, деревни.] 3. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? 4. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в “Прологе”? 5. Каково композиционно-сюжетное значение “Пролога”?

Задание. Используя данный план, сделать краткие записи применительно к каждой главе поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Записи делать, по возможности, словами текста; если в той или иной главе не содержится ответа на какой-либо вопрос, значит этот вопрос остается без ответа.

1. Назвать часть и главу. 2. Нашли ли мужики счастливого? 3. Как понимают герои счастье? 4. Принесла ли отмена крепостного права счастье народу? 5. Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному? 6. В чем близость данной главы к произведениям устного народного творчества?

Задание. Подготовить ответ на вопрос

Многообразие крестьянских типов в поэме И. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Первую часть ответа (Осуждение покорности и раболепия в образах крестьян холопов и предателей) подготовить по учебнику. Во вторую часть ответа (Крестьяне борцы и правдоискатели) войдет литературный монтаж, который может быть составлен по данному плану-конспекту.

  1. Что заставило крестьян-правдоискателей идти по Руси в поисках счастливого: “Мы мужики степенные, из временнообязанных...”.
  2. В своем путешествии они встречаются с людьми разных званий. Попадают и на сельскую ярмарку, где в качестве счастливых им пытаются представить себя люди из народа: “Пришел дьячок уволенный...”.
  3. Мужики не признали счастливым ни одного из них:

Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой!

  1. Народ понимает, кто виноват в бедственном положении его, о чем свидетельствуют слова Якима Нагого, крестьянина, задавленного тяжелой работой, но сохранившего ясный ум; Яким Нагой произносит перед народом резкую обличительную речь, чтобы объяснить, почему мужик пьет. [Речь Якима Нагого полностью.]
  2. Протест Якима Нагого — это стихийный протест. Но есть среди крестьян и такие, кто поднимается до сознательного протеста. Это прежде всего — Ермил Гирин. Мужики-правдоискатели не встретили Ермилу Гирина, они слышали о нем от других. [Рассказать, кто такой Ермил Гирин и чем заслужил он уважение крестьян. Какова его судьба: “Как бунтовалась вотчина...”]
  3. А вот другой протестант, о котором рассказывает странникам Матрена Тимофеевна: Савелий, богатырь святорусский, отбыл двадцатилетнюю каторгу за то, что принял участие в убийстве управляющего — немца Фогеля. [Рассказать, за что мужики убили управляющего.] Вернувшись с каторги, он с достоинством рассказывает о своем участии в убийстве управляющего, и на грубость родственников, обзывающих его клейменым, с гордостью отвечает: “Клейменый, да не раб!”
  4. Убийство помещика и любого другого угнетателя крестьяне не считают преступлением, наоборот, они верят, что это — подвиг и что за него бог простит все грехи. [Наизусть или пересказать “Легенду о двух великих грешниках”.]

Вывод. Таким образом, рисуя различные типы крестьян, Некрасов утверждает, что счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены. Изменились теперь только формы угнетения: “...на место цепей крепостных люди придумали много иных” (“Свобода”). Но среди крестьян появляются люди, способные к активному сознательному протесту.

Задание. В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” перечитать часть “Крестьянка”; используя данный план, подготовить художественный рассказ Некрасов певец печальной женской доли

1. При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну? 2. Портрет Матрены Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна осанистая женщина...”] 3. За что народ считает ее счастливой? 4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее? [Кратко рассказать об основных событиях из жизни Матрены Тимофеевны.] 5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой? 6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье? [Наизусть: “Ключи от счастья женского...”]

Задание. Ответить на обобщающие вопросы по теме Крестьяне в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

1. Какие типы крестьян изображены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”? 2. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину? 3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме? 4. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян? 5. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов? 6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским грехом” и как они наказывают за этот грех? 7. На какие размышления наводят читателя образы крестьян в поэме?

Задание. Используя данный план, подготовить ответ на вопрос Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

  1. Назвать помещиков, описанных в поэме. [Словами текста.]
  2. Сатирические портретные характеристики Оболта-Оболдуева, князя Утятина — Последыша.
  3. Ироническая родословная Оболта-Оболдуева.
  4. Сарказм в изображении отношений помещиков и крестьян до отмены крепостного права: 1) как Оболт-Оболдуев “заботился” о своих мужиках и как мужики “любили” его за это; 2) как Шалашников выколачивал оброк из мужиков; 3) какие “милости” оказывал князь Утятин слуге своему Ипату.
  5. Нелепые, комические положения, в которых оказываются помещики: 1) Оболт-Оболдуев в своем презрении к труду; 2) князь Утятин, не признавший отмены крепостного права (комедия, которую разыгрывают его сыновья и бывшие крепостные крестьяне; нелепые распоряжения князя).

Вывод. Помещики в поэме “Кому на Руси жить хорошо” — жестокие крепостники. Общие черты всех помещиков: паразитический образ жизни, неспособность к труду; презрение к людям труда; жестокость по отношению к крестьянам, издевательство над ними; барская спесь, высокомерие, надменность; ограниченность, неспособность понять историческую необходимость отмены крепостного права.

Задание. С помощью данной системы заданий и вопросов проанализировать те части поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, в которых действует Гриша Добросклонов.

  1. Прочитать главу “Доброе время — добрые песни”. Составить портретную характеристику Гриши Добросклонова. Выделить ту часть текста, в которой содержится прямая авторская характеристика родителей Гриши, материального положения его. Кратко пересказать этот отрывок.
  2. Прочитать песню “Соленая”, а также предшествующую и последующую строфы. Ответить на вопросы: 1) Почему Гриша в семинарии часто певал эту песню? 2) Что твердо знал Гриша уже в пятнадцать лет?
  3. Прочитать песню “Средь мира дольнего...” и следующую за ней строфу. Ответить на вопросы: 1) Какой из этих двух путей выбрал Гриша? 2) Что готовила ему судьба на этом пути? 3) Только ли Гриша выбрал этот путь?
  4. Прочитать песню “В минуты унынья, о родина-мать!” и предшествующие ей две строфы. Ответить на вопросы: 1) Как характеризует эта песня Гришу? 2) Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?
  5. Прочитать песню “Бурлак” и ту часть текста, которая ей предшествует (от слов: “Сманила Гришу узкая, извилистая тропочка...”). Ответить на вопросы: 1) Какую страшную картину увидел Гриша? 2) Какие слова песни говорят о тяжелой доле бурлака?
  6. Прочитать песню “Русь” и предшествующую ей строфу. Каким представляется Гриша Добросклонов как автор этой песни?
  7. Прочитать последнюю строфу поэмы, определить идейный смысл ее.
  8. Записать в обобщенной форме ответ на вопрос Что мы узнали о Грише Добросклонове:

1) Гриша Добросклонов — выходец из народа, семинарист;

2) по своим общественно-политическим взглядам Гриша Добросклонов — революционер-демократ;

3) любовь к родине и народу — основной мотив его песен и подвигов, к которым он готовит себя;

4) Гриша — тот самый счастливый, которого искали мужики:

Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного!..

5) счастлив тот, кто отдает жизнь свою борьбе за освобождение народа,— вот мысль, которую вызывает у читателя образ Гриши Добросклонова.

Задание. Составить планы развернутых ответов на вопросы по поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

  1. Народность поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.
  2. Проблема счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.
  3. Мастерство Некрасова в изображении народной жизни в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

Сравним два вопроса, которые часто смешивают: Народность поэмы “Кому на Руси жить хорошо” и Мастерство Некрасова в изображении народной жизни в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

Чтобы ответить на первый вопрос, надо вспомнить признаки народности произведения: 1) постановка вопросов общенародной значимости и разрешение их в интересах народа; 2) такое изображение жизни, характеров действующих лиц, какое способствует духовному росту народа; 3) доступность художественного произведения для широких читательских масс и по тому, что изображено в произведении, и по тому, как изображено.

Затем, опираясь на эти положения, следует построить ответ как систему доказательств: 1) доказать, что Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” поставил вопросы общенародной значимости и разрешил их в интересах народа; 2) доказать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” способствует духовному росту народа; 3) доказать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” доступна для широких читательских масс и по содержанию, и по форме.

Формулировка второго вопроса требует, чтобы отвечающий указал прежде всего на объем понятия “народная жизнь”, т.е. какими образами и картинами представлена народная жизнь: 1) индивидуализированные образы крестьян, 2) массовые сцены, 3) крестьянские поля, луга... Далее надо определить, какие художественные средства использует Некрасов в изображении народной жизни. Необходимо обратить внимание на способы организации поэтической речи в поэме: авторская речь — авторские описания, рассуждения, авторское повествование; речь действующих лиц — монологи, диалоги, в том числе многоголосие.

Литература

  1. Богомолов. Е.И.Пособие по литературе.
  2. Соколов А.Н. Теория литературы.
  3. Краткая литературная энциклопедия.