Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Семинары на уроках литературы в 8-м классе 2017

    Автор: Хусяинова Гюзель Ильдаровна

    На уроках литературы в 8-м классе семинарские занятия могут помочь систематизировать и обобщить знания, подготовиться к сочинению по произведению, объединить теоретические знания по литературоведению с умениями анализировать содержание произведения. В ходе семинара проблемы, поднимаемые автором, раскрываются полнее и тщательнее, так как у учащихся есть возможность высказать свое мнение согласиться/не согласиться с собеседником.

  • «Семь футов брамсельного ветра». Литературная гостиная к 75-летию В.П. Крапивина 2014

    Автор: Гусева Альбина Владимировна

    Цель литературной гостиной: формирование у детей интереса к творчеству писателя В.П. Крапивина.

  • Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009

    Автор: Семенихина Татьяна Алексеевна

    Философский свободный диктант – размышление о любви. Знакомство с высказываниями философов, писателей о любви. Слово учителя о том, что Л.Н. Толстой придерживается народной точки зрения на семью; о том, что нравственным стержнем семьи является мать, мать – синоним мира семьи. Беседа с учащимися о семьях Ростовых, Болконских, Курагиных, их взглядах, традициях, детях.

  • "Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010

    Автор: Панфилова Анна Васильевна

    Одна из самых важных тем в романе Л. Н. Толстого – тема семьи, ее значение и становление характера человека. С целью повышения качества знаний по литературе применен метод групповой работы. Такая форма помогает развить творческие способности учащихся, формировать языковые умения, способствует развитию познавательной активности в процессе анализа и исследовательской деятельности.

  • Сентиментализм. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" 2010

    Автор: Зубкова Наталья Николаевна

    Урок литературы в 8-м классе, составленный по методике заслуженного учителя России, профессора В.В. Шогана, посвящен литературному направлению – сентиментализму и творчеству А.Н.Радищева. На данном уроке учащиеся должны научиться вести аргументированную литературную дискуссию.

  • Сергей Воронин "Храбрый клоун" 2020

    Автор: Довганич Наталья Васильевна

    Цели урока: познакомить с писательской деятельностью Сергея Воронина, с его литературной сказкой “Храбрый клоун”; формировать правильную читательскую деятельность, через обдумывание предстоящего чтения, прогнозирование, осмысление читаемого в процессе и по окончании прочтения.

    Сергей Воронин «Храбрый клоун»

  • Сергей Есенин - певец земли русской 2003

    Автор: Дмитриева Татьяна Михайловна

    Сергей Есенин - певец земли русской. Знакомя учащихся с темой Родины лирике с С. Есениным, использую на уроке разные формы работы: беседа с классом, индивидуальные и групповые задания. На уроке звучат песни и романс на стихи Есенина. Благодаря лирике С. Есенина, словам М. Горького, Е. Евтушенко, М. Цветаевой, В. Астафьева, урок приобретает нравственно - эстетическое, патриотическое звучание.


  • Сергей Есенин — певец русской природы 2008

    Автор: Ибраева Зинаида Михайловна

    Урок литературы на тему "Сергей Есенин — певец родной природы" предназначен для учащихся седьмого класса. Идея проведения этого урока - погружение детей в мир поэтического прославления природы и вызванных ею настроений поэта, пробуждение любви к Родине.

  • Сергей Есенин: жизнь и творчество. Загадка гибели поэта 2010

    Автор: Бастрон Елена Геннадьевна

    Урок знакомит учащихся с особенностями творческого метода поэта; показывает народность творчества С.А. Есенина. На уроке развивается умение работать с источником; наблюдать, выделять главное в тексте литературно-художественного и критического характера. Также прививается интерес к творчеству поэта.

  • Сергей Есенин: поэзия и судьба 2019

    Автор: Котова Елена Владимировна

    Цели урока: рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта.

    С.А. Есенин

  • Сергей Эйзенштейн – читатель 2020

    Автор: Абдулвасиев Муминшо Абдулвасиевич

    Сергей Михайлович Эйзенштейн был широко известен как кинорежиссер. Однако его деятельность не ограничивалась одним лишь кинематографом. Его теоретические труды были посвящены самым разным сферам: изобразительному искусству, музыке, архитектуре, антропологии, психологии, социологии. Часто и увлекательно писал Эйзенштейн о литературе.

    А.С.Пушкин

  • "Сердечная недостаточность" (по произведениям А.Алексина "Раздел имущества" и "Сердечная недостаточность") 2010

    Автор: Гильданова Райма Фаритовна

    Урок литературы – человекоформирующий процесс. Для внеклассного чтения в 7-м классе подобраны произведения, проникнутые ужасом перед жестокостью, отвращением к ней, состраданием, сочувствием к слабому, к обиженному.

  • «Сердца людей согреть певучим словом» (по страницам жизни и творчества Л.Лапцуя) 2010

    Автор: Кузнецова Евгения Владимировна

    Урок посвящен жизни и творчеству одного из выдающихся сыновей древнего Ямала – Леонида Васильевича Лапцуя. Знакомство осуществляется в форме устного журнала.

  • Серебрянный век русской и японской поэзии 2008

    Автор: Магомедова Зайнаб Бисултановна

    Урок знакомит учащихся с Серебряным веком русской и японской поэзии на примерах творчества самых ярких представителей русской и японской литературы. В работе используются наглядные материалы, презентации, фотографии. Урок проводится в форме викторины.


  • Серебряный век 2022

    Авторы: Гвоздева Наталья Валериевна, Иванова Марина Яковлевна

    Цели урока: раскрыть суть метафоры «Серебряный век»; познакомить с понятием «серебряного века», модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского; развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас; воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.

    Серебряный век

  • Серебряный век как культурно-историческая эпоха 2016

    Автор: Кондаурова Марина Владимировна

    Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX–XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Параллельно существовали разные эстетические направления. Наряду с реализмом большое распространение получил модернизм. К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм. Этот период ознаменовался великим взлётом русской культуры, обогативший поэзию новыми именами.

  • Серебряный век русской поэзии 2017

    Автор: Лысенко Ольга Викторовна

    Русская поэзия Cеребряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.

  • Серебряный век русской поэзии 2013

    Автор: Григорьева Лариса Геннадьевна

    Дать толкование понятия «Серебряный век», сделать обзор поэзии, познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи, актуализировать знания учащихся 9-го класса о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода помогает презентация «Серебряный век русской поэзии».

  • "Серебряный век" русской поэзии. Литературный салон 2013

    Автор: Еремеева Алла Станиславовна

    Мероприятие знакомит с особенностями поэзии Серебряного века, вырабатывает умение различать модернистские направления, воспитывает познавательный интерес учащихся и умение корректно вести диалог.

  • Серия уроков литературы в 11-м классе, посвященных изучению творчества А.Блока 2009

    Автор: Федорова Ирина Геннадьевна

    Темы школьного курса литературы, посвящённые А. Блоку, справедливо считаются труднейшими в 11-м классе общение: с поэтом требует развитого художественного вкуса и понимания специфики его творчества, а учитель крайне стеснён временем. Необходимо участие самих школьников в работе как чтецов, докладчиков, комментаторов, исследователей.

  • Серия уроков по литературе. 5–7-е классы 2012

    Авторы: Бондарчук Розалия Викторовна, Иванова Маргарита Валерьевна

    Цели урока: дать понятие о жанре святочного (рождественского) рассказа; познакомить с историей возникновения святочного рассказа; воспитывать чувства милосердия, сострадания.


  • Серьезное содержание, спрятанное за несерьезной формой 2010

    Автор: Железняк Наталия Дмитриевна

    Статья рассказывает о творчестве П.С. Романова (1884–1938). В работе даётся анализ рассказов П.Романова "Гвозди", "Белая свинья", "Дорогая доска".

  • "Сибирская земля рождает щедро людей, творящих песенным стихом" (Жизнь и творчество С.С. Торбокова) 2010

    Автор: Прокудина Ирина Алексеевна

    Разработка занятия элективного курса "Литература Кузбасса" по использованию регионального компонента представляет собой обзор жизни и творчества самобытного шорского поэта С.С. Торбокова. Материал занятия знакомит учащихся с художественным миром поэта, расширяет представление о законах стихосложения, воспитывает любовь к родной земле. На занятии ребята работают с литературоведческими терминами, составляют синквейн, делают анализ подстрочника и перевода.

  • "Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…" (по поэме С.Есенина "Черный человек") 2010

    Автор: Козлова Надежда Николаевна

    Урок является завершающим в изучении творчества Сергея Есенина. Учитель ставит перед обучающимися не столько учебные цели, сколько нравственные: важно, чтобы после разговора у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».

  • Сила воздействия музыки и ее значение в жизни героя в рассказе В.П. Астафьева "Далекая и близкая сказка" 2012

    Автор: Потапова Галина Николаевна

    Как пробудить интерес к литературе? Поиском ответов на этот вопрос занят не один учитель литературы. Одним из выигрышных способов по воздействию на учащихся является связь литературы с культурным наследием, с музыкой. Именно она может затронуть душу читателя, вызвать ответные чувства, заставить переживать за героя, сопереживать ему.

  • Сила и слабость человека (по рассказу А.П.Чехова "Размазня") 2022

    Автор: Беляева Ирина Александровна

    Многолетняя работа по технологии критического привела меня к системе уроков в рамках стратегии смыслового чтения. Метапредметные связи помогают полнее постичь авторский текст. На таком уроке учащиеся глубоко проникают в текст, самостоятельно делают выводы, погружаясь в художественное произведение. Глубокая работа с текстом помогает глубже понять произведение, увидеть взаимосвязь представленных в тексте рассуждений. погрузиться в духовный мир героев. Такие уроки переводят общение в дискуссионное русло. Учащиеся всецело проявляют творческие и организаторские способности. У ребят вырабатывается психологическая и коммуникативная способности. Групповая форма работы помогает обнаружить истину, услышать разные точки зрения. Это активизирует учеников, расширяет их кругозор, также помогает контролировать знания учеников учителю. Для более удачного проведения урок должен быть продуман всеми участниками: учителями и учениками. Все должны быть подготовленными к серьёзному разговору.

    А.П.Чехов, А.П.Чехов «Размазня»

  • Символ в художественном тексте 2009

    Автор: Иванова Ирина Самуиловна

    Урок проводится в 8-м классе в рамках специального курса "Выразительные средства русского языка". Был представлен на конкурсе "Учитель года — 2008".

  • Символ зеркала в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2022

    Авторы: Цаликова Альбина Солтанбековна, Цаликова Фатима Солтанбековна

    Роман «Мастер и Маргарита » - одно из величайших произведений ХХ века. В этом романе писатель раздвинул жанровые границы романа. Две тысячи лет разделяет ершалаимских героев от московских, но писателю удалось найти точки соприкосновения между ними - между двумя разными, по сути, мирами. Одними из главных символов романа стали луна, гроза, кровь, огонь, вино, солнце. Эти символы прошли красной нитью через весь роман и связали современные главы романа с ершалаимскими. Одним из таких важных символов стало зеркало. Самое интересное то, что везде, где только появляется или исчезает свита Воланда, есть зеркала.


  • Символизм ранних произведений А.А.Блока. 11-й класс 2006

    Автор: Зайцева Наталья Александровна

    На данном уроке литературы в 11-м классе ученики расширяют представление о символизме как литературном течении ХХ века, учатся понимать значение символов и находить их многозначность и многоплановость. Урок такого типа помогает ученикам проникнуть в "душу" стихотворения, так как предполагает напряженную работу дома по подготовке к анализу стихотворения. В ходе урока ученики наблюдают, как через символы, язык трансформируется образ Прекрасной Дамы в образ обыкновенной земной женщины, как постепенно поэт расстается с символизмом и становится на путь реализма.

  • Символика звука в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" 2013

    Автор: Шарифуллина Надежда Николаевна

    Пьесы А.П. Чехова – уникальное явление в русской драматургии, а пьеса «Вишневый сад» (1903 г.) особенно. Её можно назвать пьесой-символом. В ней символично всё, начиная с заглавия. Режиссеры сходятся во мнении, что эта пьеса очень трудна для сценического воплощения. Анализ пьесы А.П. Чехова даёт основание утверждать, что музыкальные звуки и шумовые эффекты, наряду с символикой художественных деталей, образов, мотивов, способствуют созданию в ней эмоционально-психологической напряжённости.