Цели:
- Знакомство с системой образов «Слова…».
- Определение роли повествователя.
Планируемые результаты:
- Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, понимать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
- Познавательные УУД: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного; развитие навыков работы различными источниками для получения информации.
- Личностные: воспитание патриотизма и уважения к культурному наследию Древней Руси, к истории страны.
- Регулятивные УУД: целеполагание, постановка учебной задачи, развитие навыков работы с художественным текстом, контроль и оценивание достигнутых результатов.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания
- Дома Вы готовили характеристики русских князей Игоря, Всеволода, Святослава. Прослушаем сообщения Ваших товарищей. (Выступление учащихся).
II. Объяснение нового материала
- Мы уже знакомы с таким понятием, как «система образов». Дайте определение этого понятия. (Система образов - совокупность художественных образов литературного произведения.)
Попробуем составить систему образов «Слова о полку Игореве». (Составляется схема «Система образов «Слова…»).
1. Кого бы Вы поставили в центр? (Игоря). Но обратите внимание, это произведение не о князе Игоре, хотя он центральный образ, а «о полку Игореве». Почему?
(воины «сами скачут,.. ища себе чести, а князю - славы»). Значит, выше Игоря и Всеволода автор ставит их полки. О дружинах и звучат эти слова. Что автор подчёркивает этими словами? (Дружина участвует в бою добровольно. Чувство чести диктует тактику боя. Они сражаются с чувством долга и мужества.)
2. Какое место занимает Святослав? Его мы определим в одном ряду с Игорем и Всеволодом? (Нет. Он выше, потому что мудрее и миролюбивее, его взгляды и политика расходятся с мнением князей.)
Как автор относится к Святославу? Ведь от этого зависит его положение в системе образов произведения. (Автор показывает Святослава как воплощение государственной мудрости и отеческого благородства. Он государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.)
3. В «Слове…» ещё много имён князей. Куда бы Вы их поставили? (Они тоже поступали по-разному: одни укрепляли Русь, а другие творили междоусобицу, сеяли вражду. Значит, их можно определить по разные стороны схемы, как положительные и условно отрицательные персонажи.)
4. В «Слове…», кроме мужчин, действуют и женщины. Какую позицию в системе образов занимают они? (Носители идеи мира, они против кровавых усобиц и походов. Определяем их место возле мужей-князей.)
5. Мы определили место действующих лиц в системе образов произведения. Но в «Слове…» сильно фантастическое, мифологическое начало. Здесь действуют мифологические существа. Одни поддерживают дружинников, другие вредят. Найдите эти образы и определите их место в схеме. (См. Приложение 1).
6. В любом противостоянии, а именно русских и половцев, есть и другая, враждебная сторона. Кто это в произведении? (Ханы Гза, Кончак.)
7. На прошлом занятии Вы рассматривали ещё один важный образ «Слова…», который назвали главным, - это образ Русской земли. Давайте определим его место в системе образов произведения. (В центре. Образ Русской земли как бы венчает всю систему положительных образов, это образ-символ, вбирающий в себя и материальные, и духовные начала.)
(См. Приложение 2)
III. Определение роли повествователя
Место и роль повествователя в «Слове…» особые. Исследователи до сих пор спорят, кто бы мог быть автором такого произведения. Имя автора неизвестно. Анонимность входила в этикет средневекового искусства. Мы же лишь можем предположить, кем он был: дружинник князя Игоря, талантливый монах, который изучил материал по хронографу, придворный поэт, который был приближён к Игорю после счастливого возвращения.
Исследователи считают, что Автор «Слова» - это человек широко начитанный, знавший не только песенно-поэтические творения Бояна и эпические сказания о прошлом Руси, но и глубоко разбиравшийся в исторической литературе своего времени, хорошо знакомый с лучшими образцами поэтического и художественно-литературного творчества. Но это, конечно, не значит, что гениальное «Слово» состоит сплошь из заимствований. Автор был совершенно оригинален в использовании устно-поэтического и книжного материала, проявил «высокую степень художественной самостоятельности» (Н.К.Гудзий).
Предлагаю Вам поразмышлять об образе автора в творческой домашней работе.
Беседа по вопросам:
- Кому посвятил автор «Слова» вступительную часть? Кто же такой Боян?
- Каково отношение автора «Слова» к походу Игоря? Подтвердите свои мысли текстом.
IV. Подведение итогов
- Какие цели ставили перед собой в начале урока? Выполнили?
- Какие вы знания сегодня получили: что нового узнали?
- О чем бы вы рассказали своему другу?
V. Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему: Каким я представляю себе автора «Слова…»