В условиях ФГОС актуальным является поиск новейших приемов, методов и технологий, которые способствовали бы развитию критического мышления у учеников. Ведь мы, педагоги, должны в полной мере активизировать познавательную, мыслительную деятельность обучающихся. Урок не должен быть неинтересным, он должен нести в себе творческий замысел.
Поэтому на уроках литературы я использую систему работы с синквейном с 5 по 11 класс.
Синквейн - это методический прием по выяснению уровня осмысленного текста, является одной из технологий критического мышления. Его можно использовать, как и в индивидуальных работах, так и в парных и групповых.
Начиная с 5 класса я знакомлю учеников с понятием синквейна, его структурой.
Синквейн - это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, возникшая в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.
- Первая строка заключает в себе одно слово - существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Можно сказать, что это тема.
- Вторая строка - два прилагательных, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Допускаются также причастия.
- Третья строка - три глагола, которые описывают действия объекта, относящегося к теме. Допускаются деепричастия.
- Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Это может быть предложение, составленное учеником, афоризм, пословица, поговорка либо цитата.
- Пятая строка - одно слово, которое представляет собой резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
В пятом классе ученики могут составлять синквейн из готовых предложенных слов, которые записаны на карточках по отдельности. И в игровой форме они выбирают слова и заполняют по шаблону синквейн. Первые синквейны учащиеся составляют коллективно, под руководством учителя.
В 6-7 классах ученики могут работать с неполным синквейном для определения отсутствующей части. Творческое задание "Угадай героя": дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе данных других строк ее восстановить, то есть определить, о каком герое идет речь.
Например, в синквейне к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» пропущена первая строчка (тема). Нужно догадаться, о каком герое идет речь.
- Добродушная, красивая.
- Встретила, откусила, заснула.
- Была спасена суженым.
- Бедняжка.
Постепенно количество логических опор сокращается. В качестве примера можно привести рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро». В данном синквейне сокращаем первую и вторую строку.
- Замечает, стреляет, кричит.
- Смог найти берег Енисея.
- Спасение.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в литературном материале наиболее подходящие элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
В 8-10 классах составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу текста при подготовке к написанию творческой работы. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, а его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.
При изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в течение первых уроков мы работаем над характеристикой героев.
Нужно составить синквейн об одном из героев прочитанной главы по данной цитате на стадии рефлексии.
«Формирование личности молодого дворянина - это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство». (М.Ю.Лотман)
- Петр Гринёв
- Честный. Преданный.
- Влюбляется. Не предает. Уважает.
- Верен императрице и Марии.
- Офицер.
Видно, что образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано.
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет сочетать элементы работы с текстом, дает возможность сконцентрировать внимание на самом главном и важном. Эффективно использование синквейнов на уроках литературы и для подведения промежуточных итогов по пройденному произведению.
Синквейн можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал.
Если мы составляем синквейн на стадии осмысления. то это позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, ведь синквейн - это и есть игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
Синквейн также относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
В целом, синквейн как приём универсален. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Его можно применять в работе с детьми любого возраста.
Подводя итоги, можно сказать о достоинствах данного приёма:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается мышление, воображение;
- развиваются творческие способности учащихся;
- пополняется словарный запас;
- совершенствуются коммуникативные навыки.
Составление синквейна на уроке занимает совсем немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.