Литература
-
Праздник книги. 5–6-е классы 2011
Мероприятие способствует расширению кругозора учащихся; повышает интерес к чтению, формирует уважительное отношение к книге, чтению, труду писателя; воспитывает чувство уважения к читающему человеку; используется музыкальное сопровождение, иллюстрации, пословицы, высказывания о книгах и чтении.
-
Праздник, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя "Мои образы из того же тела, что и мы" 2011
Представлен сценарий праздничного вечера, посвященного 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Вечер воспитывает уважительное отношение к русской литературе, трепетную любовь к русскому слову, чувство патриотизма.
-
Праздник, посвященный 70-летию Н.М. Рубцова 2007
Праздник, посвященный 70-летию Николая Михайловича Рубцова. При подготовке праздника были использованы сборники стихов «Лирика», «Звезда полей», а также музыка Свиридова.
-
Праздник-конкурс "Натали" (комплекс материалов) 2008
Праздник-конкурс "Натали", посвященный 195-летнему юбилею жены и музы великого поэта - прекрасной Натали.
-
Праздник–конференция по литературе в 11-м классе "Поэзия подвига" 2009
В ходе урока ученики познакомились с ролью поэзии в военные и послевоенные годы, узнали, что уже в первые дни войны была создана песня-символ "Священная война". Исследователи рассказали об истории создания песен В.Высоцкого. В заключение сделан обзор современной литературы на военную тему.
-
Праздничный урок ко Дню учителя (презентация) 2022
Презентация предназначена для проведения игры старшеклассниками на день учителя.
-
Практикум по выполнению заданий ЕГЭ 2011
Учителю русского языка и литературы хорошо известно, что самым трудным делом в преподавании словесности является сдача учащимися Единого государственного экзамена по литературе. К тому же успешной сдачей государственного экзамена по литературе будет и то, если ученик сам попробует составить материал для ЕГЭ. В работе предлагается четыре варианта составленного практикума по подготовке к ЕГЭ по литературе.
-
Практическая работа «Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н.Д.Телешова «Белая цапля») 2020
Цели урока: развивать уважительное отношение к русской литературе, родной культуре; развивать навык смыслового чтения, развивать умение управлять своим временем, планировать пути достижения целей; развивать умение строить письменное высказывание, рассуждать, адекватно использовать речь для решения коммуникативных задач; развивать умение наблюдать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать.
-
Практическая работа по мифологии в курсе литературного образования в 6-м классе 2009
В статье дается обзор проведения практической работы, даются рекомендации по отбору материала, охарактеризованы перспективы урока и возможность обращения к нему при изучении произведений более позднего периода. Статья содержит список примерных вопросов и заданий, адресованных ученикам в ходе выполнения работы. Прилагаемые к ним комментарии помогут не только начинающему учителю, но и опытному педагогу.
-
Практическая работа по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2010
На уроке развивается внимание, связная речь, происходит совершенствование умений читать, слушать, обогащать лексику. Формируется активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы. Повышается интерес к литературе. Воспитывается умение работать с книгой. Воспитывается уважительное отношение к женщине, к матери.
-
Практическая работа: «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» 2017
Образ русской женщины всегда вызывал интерес у писателей и поэтов. Силой любви и красотой женщины восхищались, умением жертвовать собой во имя других, трудолюбием и выносливостью поражались. Для кого-то она была музой, для кого-то примером для подражания. Так в чем же сила и слабость русской женщины? На этот вопрос мы попытаемся ответить, обратившись к произведениям двух великих писателей Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и А.И. Солженицына «Матренин двор».
-
Практические аспекты использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности (из методического дневника учителя русского языка и литературы) 2010
В статье описывается возможная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ. Компьютер применяется для создания наглядных пособий, разработки презентаций, оформления рефератов, докладов, для проверки знаний, подготовки к экзаменам. Особое внимание уделяется методике работы над составлением медиапроектов по ассоциативному восприятию слов «надежда», «правда», «совесть» и различных понятий, к примеру, «что такое русский язык».
-
Практические работы по литературе конца XVIII — начала XIX вв. 2004
Первоначально понятия "классицизм", "сентиментализм", "романтизм" даются учащимся в 9-м классе. В 10-м же нужно повторить и углубить знания о данных понятиях, чтобы перейти к изучению литературы XIX века и понятию "реализм". Известно, что лучше запоминаются те знания, которые добываются в процессе самостоятельной работы, поэтому в начале 10-го класса предлагается провести систему практических работ, заканчивающуюся контрольной работой. Практические работы можно организовывать в группах, где школьники могут обсудить, найти доказательство того или иного положения с использованием дополнительной (справочной) литературы. В течение урока отвечает каждый член группы (по одному из заданий). А в конце урока каждый должен сделать самостоятельно (письменно) вывод по уроку. Таким образом, каждый ученик получает оценку на уроке (учитель выставляет только положительные оценки) и оценку за письменный вывод (выставляются только положительные оценки). А за контрольную работу, куда входят вопросы из каждой практической работы, выставляются уже все оценки. При такой системе повторения изученного на уроках соблюдаются - индивидуальность обучения - посильность - проблемность - наглядность - связь теории с практикой... и возможность получить оценку каждому ученику по каждой теме.
-
Практические упражнения. Задания на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию 2022
Представлены практические упражнения на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию.
-
Превращения слов. Использование изобразительно-выразительных средств в рассказе В.Г. Распутина "На реке Ангаре" 2010
Данный урок разработан в аспекте технологии развития критического мышления, позволяющей вырабатывать у учащихся умение делать оценивающее и взвешенное суждение, формулировать суждения на основе критериев, а также умение построения гипотезы и логического формулирования выводов. Данная тема изучается на уроке литература Восточной Сибири в шестом классе.
-
«Преданность и предательство» (По тексту В.К.Железникова «Чучело») 2022
Цель урока: на примере текста повести «Чучело» поговорить о таких вещах, как преданность и предательство, проблемах взаимоотношения общества и коллектива.
-
«Преданья старины глубокой…»? (к изучению поэмы «Руслан и Людмила» на уроках литературы в 5-м классе) 2020
К поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» школьники обращаются еще в начальных классах: на уроках литературного чтения они знакомятся с отрывками из этого великого произведения. Большинство учеников наизусть помнят отрывок «У лукоморья дуб зеленый…», не ведая, чаще всего, что такое лукоморье, почему именно дуб, кот на цепи… Сказка, да и только. Но только ли сказка? Этот вопрос хотелось бы обозначить как «сверхзадачу» прежде всего для учителя, который будет вместе с классом анализировать данное произведение.
-
Предметная неделя "Содружество муз" 2008
Предметная неделя "Содружество муз" один из видов внеклассной работы в приобщении школьников к искусству слова, в развитии художественного восприятия окружающего мира, в расширении знаний о далекой и загадочной Японии. Предметная неделя проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к литературе, истории, географии и оказывающий массовое воздействие на учащихся.
-
Предметно-практическое образование в педагогике музейного творчества 2013
Работа творческого коллектива авторов раскрывает возможности предметно-практической деятельности в педагогике музейного творчества для одаренных детей и с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ФГОС и отечественных психологов. Рассматриваются театральные постановки, ярмарки, выставки, мастер-классы; предлагаются варианты проектов в музейной экспозиции.
-
Предметные недели. Литературное творческое объединение 2003
Значение предметных недель для развития творческого потенциала учащихся. Литературное творческое объединение. Опыт работы.
-
Предпасхальные и пасхальные мотивы в литературе и искусстве 2007
В своем уроке по внеклассному чтению "Предпасхальные и пасхальные мотивы в литературе и искусстве" я хотела показать, насколько актуальна эта тема в наше время, интересна учащимся. Они расширили свое представление о христианских праздниках, познакомились с тем, как изобразил приготовления к Пасхе замечательный русский писатель Иван Сергеевич Шмелев, увидели репродукции к теме великих художников и услышали христианскую музыку. Ибо христианская культура основана на христианской образованности и символике и воплощает в себе христианскую нравственность.
-
Предромантическая версия инцеста в рассказе И.М. Карамзина "Остров Борнгольм" (1793 г.) 2011
Цель работы – проанализировать систему мотивов инцеста в русской литературе XVIII века как проявление психологизации литературы; изучить инцестуальные проявления в поведении человека в социально-антропологическом, мифологическом и художественно-эстетическом аспектах.
-
"Предсмертные сны (галлюцинации) Свидригайлова в идейной структуре "Преступления и наказания". Как по снам можно понять нравственное банкротство героя?" 2014
Статья посвящена анализу предсмертных снов (галлюцинаций) Свидригайлова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ученики через анализ ярких, выразительных художественных деталей, композиции, пейзажа приходят к осознанию предназначения снов в идейной структуре романа, к раскрытию двойственного характера личности героя, к пониманию его сложного, противоречивого внутреннего мира.
-
Представление о достойной жизни в сказке К.Жакова "Гулень на небе" 2018
Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством К.Жакова; знакомство с понятием «философская сказка»; анализ сказки «Гулень на небе».
-
Представление проектов на тему "Пушкин – наше все". 9-й класс 2014
Урок литературы – представление проектов по теме с целью вовлечения каждого участника в активный познавательный процесс; формирование и развитие навыков научной и творческой работы; обогащение духовного мира учащихся, сбор, систематизация, оформление и представление сведений об А.С. Пушкине.
-
Презентационное сопровождение к уроку литературы "Н.В. Гоголь "Ревизор". 8-й класс" 2010
Данная презентация поможет учителю-предметнику при подготовке к уроку по теме "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор". Конспект урока опубликован на сайте Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" за 2006–2007 год.
-
Презентация "Биография Николая Алексеевича Некрасова" 2019
Представлена презентация, знакомящая учащихся с биографией Николая Алексеевича Некрасова.
-
Презентация "Воротничковая жизнь" Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник" 2022
Представлена презентация к рассказу Тэффи "Жизнь и воротник".
-
Презентация "Ко Дню Победы…" 2012
Презентация апробирована среди учеников 5-х классов и предназначена для внеклассных занятий или программного изучения литературы, духовно-нравственного воспитания детей. Урок развивает гражданское самосознание учеников.
-
Презентация "Москва Есенина" 2023
Представлена презентация по теме "Москва Есенина".