Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Поэтапное построение урока литературы с учетом возможностей интерактивной доски (ИД) (на примере изучения главы из романа И.Гончарова "Обломов" – "Сон Обломова") 2008

    Автор: Кучумова Римма Геннадьевна

    Поэтапное построение урока литературы с учетом возможностей интерактивной доски на примере изучения главы из романа И.Гончарова «Обломов» — «Сон Обломова». С помощью ИД можно осуществлять технологию сотрудничества, так как урок может выстраивать не только учитель, но и учащийся. С самого начала урока активизировать деятельность учащихся можно с помощью «мозгового штурма». Динамичность работе на уроке придает то, что написанное не надо стирать или писать заново, достаточно прикоснуться к записи и передвинуть её в другую колонку. Контрастное выделение текста на доске привлекает внимание учащихся, а точная формулировка понятия дает им возможность оттачивать свое речевое мастерство.

  • Поэтика А.Блока – поэтика тайны. "Стихи о Прекрасной Даме" 2008

    Автор: Якименко Галина Михайловна

    Представлен конспект урока литературы в 11-м классе по теме "Поэтика А.Блока - поэтика тайны. "Стихи о Прекрасной Даме".

  • Поэтика абсурда. Чехов и Хармс 2007

    Автор: Лыткина Анастасия Анатольевна

    Решение темы смерти в творчестве Хармса и Чехова («Вот какие большие огурцы продают теперь в магазинах!» и «Смерть чиновника»). Ситуация смерти лишена трагизма. Авторы как будто смеются над смертью. Человек умер, но его не жаль ни автору, ни читателям. Писатели смеются над жизнью, давно потерявшей смысл. Смерть только обнажает ничтожность и пустоту жизни. Оба писателя стремятся высмеять ограниченность человеческого существования, бессмысленность, мелочность жизни. Смех переходит в плач, переплетаются смешное и страшное, высокое и низкое, философия и быт. Создается абсурд.

  • Поэтика рассказа В.В. Набокова "Пасхальный дождь" 2007

    Автор: Ноздрина Алите Владосовна

    Набоков - великолепный стилист, мастер метафоры и художественной формы. Он едва ли не последний писатель ХХ столетия, сумевший с помощью виртуозной словесной эквилибристики сохранить непрозрачность текста, зашифрованной и глубоко запрятанной тайны. В этом плане интересна поэтика рассказа «Пасхальный дождь», попытка исследования которой представлена в статье. Раннее произведение В.В. Набокова насыщено различными приёмами: литературными аллюзиями, запутанной, хитроумной игрой масками, приёмами одушевления вещи, зеркальных отражений, прямого и косвенного изображения героев, «потока сознания», снов.

  • Поэтика рассказа В.М. Шукшина "Беспалый" 2006

    Автор: Уразова Ирина Алексеевна

    Урок для 11-го класса посвящен творчеству В.М. Шукшина на примере рассказа "Беспалый". На уроке проведен сравнительный анализ рассказа "Беспалый" с повестью Л.Н. Толстого "Отец Сергий".

  • Поэтика рассказов В.Г.Короленко 2006

    Автор: Тумакова Ирина Валерьевна

    Поэтика рассказов Короленко заключается в синтезе реалистического и романтического подхода к миру. Его интересует экзотическая сторона жизни. Герои - отважные личности, стремящиеся к свободе. Основной поэтический принцип - принцип контраста. Пространство также контрастно. Пейзаж у Короленко - носитель лирической интонации автора, участник событий. Творчество его оптимистично. Вера в человека, в победу светлых сил - отличительная черта его творчества.

  • Поэтика романов Э.М.Ремарка о первой мировой войне 2018

    Автор: Лунина Наталия Валериевна

    Первая половина XX века – одно из самых драматических периодов в истории развития европейской цивилизации. Две мировые войны, кризис и падение монархических династий, революционные движения, экономические кризисы и депрессии, фашистский террор, антифашистская борьба потрясли все классы и слои общества. Всё это нашло отражение в произведениях большинства западноевропейских и американских писателей того периода.


  • Поэтическая версия революции в поэме "Двенадцать" как пророчество и предупреждение 2011

    Автор: Федосеева Светлана Николаевна

    С момента своего появления поэма А. Блока «Двенадцать» вызывала литературные и идеологические споры. Этот урок – попытка осмыслить самое загадочное произведение поэта.

  • Поэтическая встреча "Она ни в чем не виновата…" (Н.Н. Гончарова в творчестве Николая Доризо) 2008

    Автор: Ананьева Надежда Степановна

    Представленный материал – литературная гостиная «Она ни в чем не виновата», посвященная Наталье Николаевне Гончаровой. Потребность восстановить справедливость в отношении кого-то оклеветанного, оболганного, непонятого в литературе – вот главный долг, который и заставил автора взяться за перо, работать в архивах. Долг же учителя литературы – познакомить современного школьника с творчеством замечательного поэта и его отношением к Пушкиным.

  • Поэтическая гостиная. 5–8-е классы 2008

    Автор: Машура Зоя Ивановна

    Это занятие было проведено в конце 2007 года, объявленного Годом русского языка (материалы можно использовать в дни проведения недели русского языка). Материалом для подтверждения высказывания Р.Рождественского "Всё начинается с любви..." послужили яркие, ёмкие, восторженные слова о русском языке и поэзии К.Паустовского, С.Данилова, Б.Окуджавы, Д.Лихачёва и других. Использованы стихи о русском языке, о родном крае, маме, природе. Проведён конкурс "Весёлое буриме".

  • Поэтическая идея языка 2006

    Автор: Филиппова Наталья Владимировна

    Урок-сотворчество учителя и ученика, это творческая, исследовательская работа над словом, направленная на развитие личности каждого ребёнка. Главное - разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию; научить пользоваться смысловыми оттенками слова, нюансами, переносными значениями и его изобразительными возможностями; пробудить у ребёнка потребность в сочинительстве, потребность передать что-то своё личное и неповторимое.

  • Поэтическая исповедь М.Ю. Лермонтова "Как часто, пёстрою толпою окружён…" 2007

    Автор: Мальчушкина Любовь Ивановна

    Открытый урок по литературе в 9-м классе создает условия для расширения представления учащихся о лирике М.Ю. Лермонтова, способствует обучению школьников анализу стихотворения, выразительному чтению.

  • Поэтическая лексика и патриотичность былин 2010

    Автор: Варанкина Ирина Евгеньевна

    Знакомя детей с былинным фольклором, вначале решаются задачи словарной работы; постепенно детей подводят к более глубокому пониманию былин.

  • Поэтическая мастерская "Поэты Серебряного века о Пушкине" 2013

    Автор: Павлова Екатерина Викторовна

    Цель урока: определение особого места А.С. Пушкина в творчестве поэтов Серебряного века. На уроке в совместной деятельности учащиеся систематизируют изученный материал о поэтах Серебряного века, учатся применять полученные знания на практике (анализ лирического произведения).


  • Поэтическая мастерская: конспект урока литературы в 7-м классе на тему "Весна - утро года" 2010

    Автор: Русакова Светлана Леонидовна

    Самым важным, на мой взгляд, в современных условиях является использование методики личностно ориентированного обучения, которая реализуется через развитие творческих способностей учащихся. Использование поэзии на уроках помогает развивать речевые умения. Строгие правила синквейна помогают научить анализировать и чётко формулировать свои мысли, учат обобщать, выделять главное.

  • Поэтические индивидуальности серебряного века. Художественный мир Р.С. Гумилева (Мастерская построения новых знаний и творческого письма в 11-м классе) 2009

    Автор: Шальнева Елена Анатольевна

    В мастерской использованы методы эвристического исследования, смысловых ассоциаций, образного видения и др. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать основные черты лирического героя Н.Гумилёва, своеобразие поэтического мира, особенности модернистского течения – акмеизма; смогут выполнить творческую работу обобщающего и рефлексивного характера. Материал сопровождается презентациями.

  • Поэтические приемы как средство создания образа (на художественном материале астраханских поэтов) 2011

    Автор: Лиджиева Татьяна Викторовна

    Для малоопытного читателя почти каждое стихотворение таит в себе много загадок. Но если трепетно и проникновенно отнестись к стихотворению, если знать художественные средства выразительности и попытаться найти их в произведении, то эти загадки обернутся сверкающими поэтическими гранями. Эпитет, метафора, анжанбеман придают чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. А что такое анжанбеман? Им мастерски пользовались Ф.И. Тютчев, М.И. Цветаева, Н.А. Мордовина…

  • Поэтический вечер "Две великие" 2010

    Автор: Рыбченко Нина Николаевна

    Поэтический вечер проводится с целью содействия эстетическому воспитанию школьников; расширению знаний об изучаемом предмете. Рассчитан на учащихся старших классов. Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.

  • Поэтический вечер "Тайна Черубины де Габриак" 2005

    Автор: Щелина Лидия Анатольевна

    Эпоха Серебряного века дала поэзии замечательные имена. Черубина де Габриак - одно из них. Явление Черубины, как и ее творчество, прекрасно, таинственно. Всего два месяца в 1909 году в журнале "Аполлон" появлялись ее стихи, но это было время, наполненное восхищением, поклонением, влюбленностью в творчество и в самое "бронзовокудрую" Черубину де Габриак. Мистификация, в результате которой в поэзию символистов было вписано новое имя, гениально разыграна Е.И.Дмитриевой под руководством М.Волошина. Эта история, судьба, стихи Черубины де Габриак - интересны, талантливы и, конечно, с ними надо знакомить наших учеников. Данный материал собран из воспоминаний участников событий и построен драматургично. Это дает большой простор для фантазии педагога и его учеников. Можно разыграть пьесу, организовать поэтическую гостиную и т.д. конечно, нужна музыка.

  • Поэтический вечер, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова и Дж.Г. Байрона 2011

    Автор: Зайцева Елена Игоревна

    Поэтический вечер, посвященный жизни и творчеству Джорджа Гордона Байрона и Михаила Юрьевича Лермонтова. В сценарии сравнивается жизнь и творчество двух поэтов. Мероприятие проводится в рамках школьной недели иностранных языков (февраль 2011 г.) В вечере участвуют учащиеся 7–11-х классов. Сопровождается презентацией.

  • Поэтический журнал "И пробуждается поэзия во мне…" (по жизни и творчеству А.С. Пушкина) 2010

    Автор: Березуева Оксана Анатольевна

    Поэтический журнал познакомит с событиями и людьми, которые стали поэтическим вдохновением для поэта. Журнал состоит из трех страниц: о детстве поэта; о лицейских годах; о женщинах, в которых Пушкин был влюблен, и о лирике, посвященной этому прекрасному чувству.


  • Поэтический листопад 2013

    Автор: Козлова Оксана Александровна

    За основу мероприятия взят конкурс чтецов стихотворений об осени, чтобы его разнообразить, дети приготовили произведения, как на русском, так и на английском языках. Участниками конкурса стали обучающиеся 4-9-х классов, которые предварительно были поделены на две группы, равносильные по возрастному составу и творческому потенциалу, в каждой по 10 человек.

  • Поэтический медиачас "Сражаюсь, верю, люблю" 2009

    Автор: Левина Галина Ивановна

    Поэтический медиачас – новая форма массовой работы, которая сочетает показ презентации и выразительное чтение. Мероприятие «Сражаюсь, верю, люблю» посвящено 85-летию поэта Эдуарда Асадова. Презентацию дополняют тексты шестнадцати стихотворений поэта. Участники медиачаса – ученики 5-х классов, но можно привлечь детей более старшего возраста.

  • Поэтический мир В.В.Маяковского 2017

    Автор: Выдомская Лилия Владимировна

    Дать представление о своеобразии личности поэта, его творчества. Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме. Анализируя стихотворения, создать у учащихся целостное представление о поэтическом мире поэта и его творческом методе. Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений. Создать образовательную ситуацию для постижения природы поэтического слова В.Маяковского.

  • Поэтический мир И.А. Бунина на уроках литературы в 6-м классе (система уроков) 2007

    Автор: Макарова Елена Николаевна

    Система уроков по творчеству И.А. Бунина построена таким образом, чтобы знакомство с произведениями поэта стало одновременно этапом в освоении лирики как рода литературы. Основа представленных уроков - работа над подготовкой выразительного исполнения лирического произведения. Важной составляющей уроков является и работа над созданием и анализом лирических высказываний учащихся. Эти виды работы позволяют ученикам на практике осознавать особенности лирики как литературного рода.

  • Поэтический мир Николая Рубцова 2008

    Автор: Руденко Римма Васильевна

    Урок литературы в 11-м классе знакомит с творчеством Н.Рубцова, проводится сравнительный анализ стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова.

  • Поэтический образ Родины в лирике Ф.И. Тютчева 2014

    Автор: Убушеева Светлана Николаевна

    Цель урока: обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности образа Родины в стихах Ф.И.Тютчева, основываясь на жизненные впечатления детей; продолжить работу по формированию навыков анализа стихотворений, в дальнейшем - коммуникативных навыков; способствовать нравственно-эстетическому воспитанию пятиклассников.

  • Поэтический салон "Любви роскошные страницы…" 10-й класс 2013

    Автор: Зеленина Марина Борисовна

    Внеклассное мероприятие-поэтический салон знакомит с любовной лирикой поэтов, мало известных учащимся, произведениями, не включенными в школьную программу; дает широкое представление о поэзии второй половины XIX века и ее особенностях. Проводить мероприятие целесообразно во втором полугодии, после изучения поэзии Тютчева, Фета, Некрасова.


  • Поэтический текст на уроке (из опыта проведения "уроков поэзии") 2003

    Автор: Швырева Любовь Архиповна

    Говоря словами К.Д. Ушинского, "дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...". Поэзия - тот благодатный языковый материал, который более всех других позволяет дать пищу сердцу и уму ребенка.

  • Поэтический час по творчеству Кобзева. "Радонежье" 2009

    Автор: Лекант Любовь Георгиевна

    Разработка содержит большое количество стихотворений поэта Игоря Кобзева. Поэтический час можно использовать как самостоятельно проведённое мероприятие или в системе уроков по теме «Природа в стихах русских писателей». Основная цель – знакомство с творчеством мало известного ученикам поэта и развитие творческих способностей детей.