Основные цели учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока:
- Образовательный аспект:
- предполагается, что к окончанию урока урока учащиеся будут знать основные черты лирического героя Н.Гумилёва, своеобразие поэтического мира, особенности модернистского течения н.20 века - акмеизма.
- планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить творческую работу обобщающего и рефлексивного характера
- Развивающий аспект – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное, развития исследовательских навыков учащихся.
- Воспитательный аспект – способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.
1. Индуктор
Жил на Земле один человек, который пришёл в наш мир, чтобы подняться над обыденностью мира и увидеть истинную его красоту. И мы уже сто лет читаем его стихи, разгадывая тайну его слов и слога. И так и не смогли разгадать. Думаю потому, что этот человек не ставил себе целью сказать нам что-то: он просто хотел передать словами то, что мы, люди, созерцаем в себе и вокруг себя каждый день. Он хотел придать и так уже переполненной содержанием и гаммой чувств жизни форму, показать словами, звуками, образами красоту этого содержания. Как если бы встать у окна, восхититься увиденным за ним, нарисовать …
Нарисовать счастье, ощущение жизни, вспышку звезды, шелест дождя под мокрыми деревьями и детский смех, нарисовать свой мир…
Ещё не раз вы вспомните меня
И весь мой мир …
- напишет он в одном из своих стихотворений.
Представьте, что эти строки создали Вы. Как бы Вы их продолжили?
2. Социализация
Дивный и солнечный свет исканий, мечтаний сопровождал Николая Степановича практически всю жизнь, он сопутствовал ему в странствиях и озарял его земные творения, его неповторимый художественный мир.
3. Самоконструкция
Работа ведётся в группах.
Задание 1.
Перед Вами – названия сборников стихотворений Н.Гумилёва и стихотворений, вошедших в них.
Путь конквистадоров Я конквистадор в панцире железном... Песнь Заратустры Дева Солнца Осенняя песня Сказка о королях Людям настоящего Людям будущего На мотивы Грига |
Романтические цветы Сонет Корабль Ягуар Сады души Жираф Носорог Озеро Чад Каракалла Мореплаватель Павзаний... |
Жемчуга Волшебная скрипка Семирамида Воин Агамемнона Христос Путешествие в Китай Кенгуру Дон-Жуан Попугай Возвращение Одиссея |
Чужое небо Константинополь Современность Жизнь Я верил, я думал Родос Любовь Занзибарские девушки Искусство
Блудный сын Открытие Америки |
Колчан Памяти Анненского Венеция Рим Пятистопные ямбы Пиза Юдифь Персей Средневековье Падуанский собор |
Костёр Андрей Рублев Детство Природа Швеция Норвежские горы На Северном море Стокгольм Творчество Прапамять |
Огненный столп Память Лес Слово Персидская миниатюра Слоненок Заблудившийся трамвай Леопард Мои читатели |
Шатёр Красное море Египет Сахара Экваториальный лес Судан Абиссиния Сомалийский полуостров Мадагаскар |
Распределите названия стихотворений по тематическим группам (по 5 примеров).
Каждую группу озаглавьте.
Названия групп выпишите на лист.
Предполагаемые варианты ответов: Музыка, животные, архитектура, романтика, экзотика и т.д.
Задание 2
Выпишите из каждой цитаты ключевое для Вас слово или словосочетание.
Сады моей души всегда узорны, (Сады моей души всегда узорны) |
Когда я кончу наконец (Персидская миниатюра) |
Я конквистадор в панцире железном, (Я конквистадор в панцире железном) |
Мне все открыто в этом мире — (Credo) |
И вот вся жизнь! Круженье, пенье, (Прапамять) |
Свежим ветром снова сердце пьяно, (Открытие Америки) |
Я — попугай с Антильских островов, |
Моя мечта надменна и проста: (Дон-Жуан) |
Сердце — улей, полный сотами, (Возвращение Одиссея) |
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит, (Я верил, я думал) |
Записанные слова (или словосочетания) распределите по тематическим группам (2-3 группы).
Ключевые слова (или словосочетания) каждой группы запишите на листе.
Предполагаемые варианты ответов: сады души всегда узорны, весело преследую звезду, персидская миниатюра и т.д
Задание 3
Незадолго до написания стихотворения «Мореплаватель Павзаний» (1906г) Н.Гумилёв переводит сонет Артюра Рембо «Гласные», в котором каждый гласный звук имеет свой цвет:
А – чёрно, бело – Е, У – зелено, О – сине,
И – красно… Я хочу открыть рожденье гласных.
А – траурный корсет под стаей мух ужасных,
Роящихся вокруг, как в падали иль в тине.Мир мрака; Е – покой тумана над пустыней.
Дрожание цветов, взлёт ледников опасных.
И – пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных,
В их ярости иль в их безумье пред святыней.Луг, пёстрый от зверья, покой морщин, измятых
Алхимией на лбах задумчивых людей.О – звона медного глухое окончание,
Кометой, ангелом пронзённое молчанье.
Омега, луч её сиреневых очей.
Проанализируйте звуковой состав стихотворения «Мореплаватель Павзаний» с точки зрения цвета (Работа проводится на основе опорного материала)
Звуковой анализ текста (см. Приложение 1)
Какого «цвета» звуки преобладают в стихотворении? Проанализируйте с точки зрения цвета лексику стихотворения.
Предполагаемые варианты ответов: синий, белый, красный и т.д.
Из предложенных репродукций (см. Приложение 2) выберите те, которые, на Ваш взгляд, соответствуют цветовой палитре стихотворения.
Предполагаемые варианты ответов: Картины П.Гогена, К.Моне и др.
4. Социализация
В результате обсуждения должна получиться запись:
Своеобразие художественного мира Н.С.Гумилёва
1. Картина жизни (результаты работы 1 группы). Делаем обобщение: в чём своеобразие?
2. Лирический герой (результаты работы 2 группы). Делаем обобщение: чем интересен, необычен?
3. В чём своеобразие поэтики (результаты работы 3 группы). Делаем обобщение: чему уделяется особенное внимание при построении художественного текста?
= акмеизм?
(формулировка понятия учащимися)
5. Самоконструкция
Как Вы думаете, какие слова пропущены в поэтических строках?
Ещё не раз Вы вспомните меня
И весь мой мир…
6. Социализация
Анализируем версии, сравниваем с авторским вариантом:
… волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный
Звучит стихотворение Н.Гумилёва «Фарфоровый павильон» в прочтении автора
7. Разрыв
Я предлагаю Вам просмотреть газеты 1906 года. (см. Приложение 3). Сопоставьте художественный мир Н.Гумилёва с реальностью. Совпадают ли картины жизни?
Как Вы объясните такое несоответствие лирического героя реальному времени?
Сравните общественную жизнь прошлого века и нынешнего. Насколько она изменилась?
Почему сегодня нет Серебряного века?
8. Рефлексия
- Как бы Вы назвали мастерскую?
- Творческая рефлексия
1. Одно слово (характеризующее поэтический мир Гумилёва)
2. Два слова (прилагательные, отражающие своеобразие)
3. Три слова, глаголы (отражающие движение чувства)
4. Фраза из четырёх слов, показывающая Ваше отношение к поэту (чувства, ощущения, возникшие в ходе мастерской)
5. Одно слово существительное (синоним слова из первой строки)
Домашнее задание (по выбору)
1. Выразить в рисунке своё понимание поэзии Н.С.Гумилева, составить к нему комментарий.
2. Прочитать статью Н.Гумилёва « Акмеизм как наследие символизма», сформулировать своё отношение к прочитанному
3. Сочинить стихотворение в стиле акмеизма, сделать стилизацию, написать пародию и т.д.