Поэтические индивидуальности серебряного века. Художественный мир Р.С. Гумилева (Мастерская построения новых знаний и творческого письма в 11-м классе)

Разделы: Литература


Основные цели учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока:

  1. Образовательный аспект:
    • предполагается, что к окончанию урока урока  учащиеся будут знать основные черты лирического героя Н.Гумилёва, своеобразие поэтического мира, особенности модернистского течения н.20 века - акмеизма.
    • планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить творческую работу обобщающего и рефлексивного характера
  2. Развивающий аспект – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное, развития исследовательских навыков учащихся.
  3. Воспитательный аспект – способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.

1. Индуктор

Жил на Земле один человек, который пришёл в наш мир, чтобы подняться над обыденностью мира и увидеть истинную его красоту. И  мы уже сто лет читаем его стихи, разгадывая тайну его слов и слога. И так и не смогли разгадать. Думаю потому, что этот человек не ставил себе целью сказать нам что-то: он просто хотел передать словами то, что мы, люди, созерцаем в себе и вокруг себя каждый день. Он хотел придать и так уже переполненной содержанием и гаммой чувств жизни форму, показать словами, звуками, образами красоту этого содержания. Как если бы встать у окна, восхититься увиденным за ним, нарисовать …

Нарисовать счастье, ощущение жизни, вспышку звезды, шелест дождя под мокрыми деревьями и детский смех, нарисовать свой мир…

Ещё не раз вы вспомните меня
И весь мой мир …

- напишет он в одном из своих стихотворений.

Представьте, что эти строки создали Вы. Как бы Вы их продолжили?

2. Социализация

Дивный и солнечный свет исканий, мечтаний сопровождал Николая Степановича практически всю жизнь, он сопутствовал ему в странствиях  и озарял его земные творения, его неповторимый художественный мир.

3. Самоконструкция

Работа ведётся в группах.

Задание 1.

Перед Вами – названия сборников  стихотворений Н.Гумилёва и стихотворений, вошедших в них.

Путь конквистадоров

Я конквистадор в панцире железном...

Песнь Заратустры

Дева Солнца

Осенняя песня

Сказка о королях

Людям настоящего

Людям будущего

На  мотивы Грига

Романтические цветы

Сонет

Корабль

Ягуар

Сады души

Жираф

Носорог

Озеро Чад

Каракалла

Мореплаватель Павзаний...

Жемчуга

Волшебная скрипка

Семирамида

Воин Агамемнона

Христос

Путешествие в Китай

Кенгуру

Дон-Жуан

Попугай

Возвращение Одиссея

Чужое небо

Константинополь

Современность

Жизнь

Я верил, я думал

Родос

Любовь

Занзибарские девушки

Искусство

Блудный сын

Открытие Америки

Колчан

Памяти Анненского

Венеция

Рим

Пятистопные ямбы

Пиза

Юдифь

Персей

Средневековье

Падуанский собор

Костёр

Андрей Рублев

Детство

Природа

Швеция

Норвежские горы

На Северном море

Стокгольм

Творчество

Прапамять

Огненный столп

Память

Лес

Слово

Персидская миниатюра

Слоненок

Заблудившийся трамвай

Леопард

Мои читатели

Шатёр

Красное море

Египет

Сахара

Экваториальный лес

Судан

Абиссиния

Сомалийский полуостров

Мадагаскар

Распределите названия стихотворений по тематическим группам (по 5 примеров).

Каждую группу озаглавьте.

Названия групп выпишите на лист.

Предполагаемые варианты ответов: Музыка, животные, архитектура, романтика, экзотика   и т.д.

Задание 2

Выпишите из каждой цитаты ключевое для Вас слово или словосочетание.

Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
в них золотой песок и мрамор чёрный,
Глубокие, прозрачные бассейны.

(Сады моей души всегда узорны)

Когда я кончу наконец
Игру в cache-cache со смертью хмурой,
То сделает меня Творец
Персидскою миниатюрой.

(Персидская миниатюра)

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

(Я конквистадор в панцире железном)

Мне все открыто в этом мире —
И ночи тень, и солнца свет,
И в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет.

(Credo)

И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Когда же, наконец, восставши
От сна, я буду снова я, —
Простой индиец, задремавший
В священный вечер у ручья?

(Прапамять)

Свежим ветром снова сердце пьяно,
Тайный голос шепчет: «все покинь!» —
Перед дверью над кустом бурьяна
Небосклон безоблачен и синь,
В каждой луже запах океана,
В каждом камне веянье пустынь.

(Открытие Америки)

Я — попугай с Антильских островов,
Но я живу в квадратной келье мага.
Вокруг — реторты, глобусы, бумага,
И кашель старика, и бой часов.

                                                            ((Попугай)

Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста.

(Дон-Жуан)

Сердце — улей, полный сотами,
Золотыми, несравненными!
Я борюсь с водоворотами
И клокочущими пенами.

(Возвращение Одиссея)

И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.

(Я верил, я думал)

Записанные слова (или словосочетания) распределите по тематическим группам (2-3 группы).

Ключевые слова (или словосочетания) каждой группы запишите на листе.

Предполагаемые варианты ответов: сады души всегда узорны, весело преследую звезду,  персидская миниатюра  и т.д

Задание 3

Незадолго до написания стихотворения «Мореплаватель Павзаний» (1906г) Н.Гумилёв переводит сонет Артюра Рембо «Гласные», в котором каждый гласный звук имеет свой цвет:

А – чёрно, бело – Е, У – зелено, О – сине,
И – красно… Я хочу открыть рожденье гласных.
А – траурный корсет под стаей мух ужасных,
Роящихся вокруг, как в падали иль в тине.

Мир мрака; Е – покой тумана над пустыней.
Дрожание цветов, взлёт ледников опасных.
И – пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных,
В их ярости иль в их безумье пред святыней.

Луг, пёстрый от зверья, покой морщин, измятых
Алхимией на лбах задумчивых людей.

О – звона медного глухое окончание,
Кометой, ангелом пронзённое молчанье.
Омега, луч её сиреневых очей.

Проанализируйте звуковой состав стихотворения «Мореплаватель Павзаний» с точки зрения цвета (Работа проводится на основе опорного материала)

Звуковой анализ текста (см. Приложение 1)

Какого «цвета» звуки преобладают в стихотворении? Проанализируйте с точки зрения цвета лексику стихотворения.

Предполагаемые варианты ответов: синий, белый, красный и т.д.

Из предложенных репродукций (см. Приложение 2) выберите те, которые, на Ваш взгляд, соответствуют цветовой палитре стихотворения.

Предполагаемые варианты ответов: Картины П.Гогена, К.Моне и др.

4. Социализация

В результате обсуждения должна получиться запись:

Своеобразие художественного мира Н.С.Гумилёва

1. Картина жизни (результаты работы 1 группы). Делаем обобщение: в чём своеобразие?

2. Лирический герой (результаты работы 2 группы). Делаем обобщение: чем интересен, необычен?

3. В чём своеобразие поэтики (результаты работы 3 группы). Делаем обобщение: чему уделяется особенное внимание при построении художественного  текста?

= акмеизм?

(формулировка понятия учащимися)

5. Самоконструкция

Как Вы думаете, какие слова пропущены в поэтических строках?

Ещё не раз Вы вспомните меня
И весь мой мир…

6. Социализация

Анализируем версии, сравниваем с авторским вариантом:

… волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный

Звучит стихотворение Н.Гумилёва «Фарфоровый павильон» в прочтении автора

7. Разрыв 

Я предлагаю Вам просмотреть газеты 1906 года. (см. Приложение 3). Сопоставьте художественный мир Н.Гумилёва с реальностью. Совпадают ли картины жизни?

Как Вы объясните такое несоответствие лирического героя реальному времени?

Сравните общественную жизнь прошлого века и нынешнего. Насколько она изменилась?

Почему сегодня нет Серебряного века?

8. Рефлексия

  • Как бы Вы назвали мастерскую?
  • Творческая рефлексия

1. Одно слово (характеризующее поэтический мир Гумилёва)

2. Два слова (прилагательные, отражающие своеобразие)

3. Три слова, глаголы (отражающие движение чувства)

4. Фраза из четырёх слов, показывающая Ваше отношение к поэту (чувства, ощущения, возникшие в ходе мастерской)

5. Одно слово существительное (синоним слова из первой строки)

Домашнее задание (по выбору)

1. Выразить в рисунке своё понимание поэзии Н.С.Гумилева, составить к нему комментарий.

2. Прочитать статью Н.Гумилёва « Акмеизм как наследие символизма», сформулировать своё отношение к прочитанному

3. Сочинить стихотворение в стиле акмеизма, сделать стилизацию, написать пародию и т.д.