Цели:
- формулировать умения и навыки анализа лиро-эпического произведения, написанного в стиле символизма;
- знать сюжет, понимать систему образов, художественное своеобразие поэмы;
- раскрывая ассоциативные связи, заключенные в образах – символах, определить их роль в идейно-эстетическом содержании поэмы;
- выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека.
Ход урока
Я назвал эту поэму гениальной. Её темы огромны: Любовь, Бог, Россия…
К.И. Чуковский
I.
Сегодня я приглашаю вас стать участниками работы мастерской, где мы попытаемся понять секреты мастерства поэта и сами ненадолго станем мастерами, потому что будем искать ответы на волнующие нас вопросы. Итак, тема нашего урока:
Слайд 1 Поэтическая версия революции в поэме «Двенадцать» как пророчество и предупреждение. (Презентация)
Творчество Блока завершают три произведения, которые называют «январской трилогией»: статья «Интеллигенция и революция» (9 января 1918 г.), поэма «Двенадцать» (29 января 1918 г.), стихотворение «Скифы» (30 января 1918 г.)
Слайд 2 (Фото поэта)
Что поэт увидел и услышал в «музыке» революции? Что сумел понять в этом хаосе? О чём предупреждал современников и потомков? Что такое поэт? На эти вопросы нам предстоит ответить в течение урока.
II.
Отрывок из видеофильма о Блоке о работе над поэмой «Двенадцать» 2 минуты (Диск «Писатели Серебряного века»)
III.
Передайте сюжет поэмы, исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом?
Предполагаемый ответ: Реалистический, бытовой сюжет беден. Поздним вечером на улицы Петрограда выходит патруль из двенадцати человек, улицы практически пусты, случайные прохожие спешат укрыться в домах, остаются только те, кто ведёт ночной образ жизни. Из разговора мы узнаём о личной драме одного из красноармейцев, от него ушла возлюбленная. Случайная встреча на улице и убийство. Патруль идет дальше.
Но главное в поэме скрыто, спрятано за образами-символами.
IV.
Назовите образы-символы поэмы.
Предполагаемый ответ: Образ ветра, бури, стихии, двенадцать патрульных, цветовые образы, образ пса, Христа.
V.
Реальность | Символы |
зимняя ночь Петербург сугробы на улицах революционный патруль убийство |
вьюга, метель черный – белый цвет пёс двенадцать Христос |
VI.
Попробуем понять смысл и содержание образов – символов поэмы.
а) Образ стихии – ветра, вьюги, метели…
Предполагаемый ответ: Образ ветра, метели, вьюги подчеркивает неразбериху, хаос в реальности. Традиционно в русской классической литературе это символ резких изменений, независимых от героев. Достаточно вспомнить повесть «Метель» А.С. Пушкина, его «Капитанскую дочку»… Метель определила судьбу главных героев вопреки их желаниям, замела все старое, знакомые пути и дороги. Метель – символ промысла божьего, судьбы рока. В данном случае это символ масштабных изменений во всей России, символ стихии революции, уничтожающей старую Россию. В конце первой главы, где описание стихии, появляется вопрос «Что впереди?» Блок не даёт на него ответа. Он заставляет задуматься нас.
б) Символ цвета.
Предполагаемый ответ: В поэме два цвета: черный и белый. Это резко контрастные цвета. Черный цвет – цвет тёмных сил, зла, белый – свет, добро. Любые перемены связаны с борьбой добра и зла, света и тьмы. Преобладает черный цвет: Россия погружена в хаос, темнота поглотила свет. Белый употребляется только три раза: в начале поэмы и в конце – венец Христа.
в) Образ-символ пса.
Предполагаемый ответ: Пес – воплощение старого мира. «Старый мир, как пес безродный…» Но в мировой классической литературе пёс – символ и воплощение сатанинских сил. В произведении Гете «Фауст» Мефистофель появляется из пса, до этого преследующего Фауста в образе пуделя, в романе М. Булгакова у Воланда трость «с чёрным набалдашником в виде головы пуделя».
г) Версия образа – символа «Двенадцать».
Предполагаемый ответ: Двенадцать – магическое число, двенадцать месяцев в году, двенадцать – граница между ночью и днём, черным и белым, это миг безвременья, когда старый день, год, век уже кончился, а новый еще не начался. Не случайно и в поэме Блока с заглавием «Двенадцать» двенадцать героев и двенадцать глав. Реалистическая деталь: патрули тогда действительно состояли из двенадцати человек. Двенадцать – это волшебное время, когда возможно всё.
Об этом есть стихотворение современницы Блока Поликсены Соловьевой (Аллегро). Аллегро – псевдоним сестры философа Вл. Соловьева.
Читает ученик.
Тайна двенадцати:
Двенадцать – самый страшный час.
Он радостно пугает нас,
И за ударом вновь удар
Чредит и холод, и пожар.
Вот полночь: преклонив колени,
Закрыв лицо, мы – в царстве тени.
Вот полдень: тени больше нет,
Ее убил родивший свет.
Двенадцать – час великой тайны.
И не безвольно, не случайно,
На солнце глядя и луну,
Две стрелки вдруг слились в одну.
Как медленно плывут удары.
Значенье – в каждом, в каждом чары.
Умей понять, умей назвать,
Проклятье или благодать.
Двенадцатый удар погас,
И тайна миновала нас?
VII.
Сколько раз в поэме сказано 12 человек?
Среди «огней, огней, огней» во второй главе появляются двенадцать человек – подчеркивает Блок и больше так их не назовет ни разу. Он скажет: «Ребята, двенадцать, товарищ, дружок, голытьба, рабочий народ». А это тоже символично: возникает ассоциация с Двенадцатью апостолами – учениками Христа, который появляется в конце поэмы. Это апостолы новой веры, апостолы революции.
VIII.
Сколько раз звучит во второй главе выражение «Эх, эх, без креста?» (трижды во второй главе).
Крест символ того, что отличает человека от животного – морали, основанные на евангельских заповедях. Отрекаясь от Бога, каждый из них перестает быть Человеком. И появляется пес.
IX.
Уточните, после каких событий он появляется?
Убийство Катьки – страшный грех, но это не первое убийство «не ушёл он от ножа», да и она убита в 6 главе, а пес появляется в 9, что-то произошло более страшное, чем убийство Катьки. Откроем главу 7 и прочитаем еще раз по ролям.
(Чтение главы 7 по ролям).
X.
Что происходит с Петрухой в начале главы?
Предполагаемый ответ: Вся седьмая глава – диалог. В начале главы Петька чувствует смятение, раскаяние – муки и страдания человека, по своей вине потерявшего любимую. А в ответ? Его отругали, «поддержали» и он «опять повеселел».
XI.
Внешних событий нет, значит, что-то происходит в душе героя? Что?
Предполагаемый ответ. Его перестала мучить совесть, потому что 11 человек сказали ему, что совесть – это чепуха, сейчас не до неё. Страдание и муки совести ищут выхода, но его нет, потому что единственный выход – это покаяние, но он отвергнут вместе с крестом, с Богом, и место совести занимает ненависть. Вот вроде бы нашла душа выход, Петька хочет просить Бога за душу любимой: «Господи, упокой душу рабы твоея…» И не заканчивает фразу, не называет имени, а говорит: «Скучно».
Скука – грех, она сочетает в себе тоску и злобу, вот тут и появляется пес, тоже тоскливый и злобный – торжествуют дьявольские силы, кружатся снежные столбы, в которых, по преданиям народным, веселится нечистая сила.
XII.
9 глава Слайд 3 Схема передаёт содержание главы. Что вы видите?
Предполагаемый ответ: Перекрёсток, четыре дороги, крест.
XIII.
Что символизируют данные образы?
Предполагаемый ответ: Это и выбор каждого, по какому пути ему идти, распутье (на все четыре стороны), крест – рок (у каждого свой крест), судьба.
XIV.
В центре знак вопроса. К кому обращён вопрос, можно ли на него ответить?
Предполагаемый ответ: Вопрос обращен ко всем, на него нельзя ответить однозначно, но он заставляет задуматься о судьбе каждого человека в мире, который разрушен, о судьбе народа, о судьбе страны, о том, какой путь выбран и куда приведёт дорога.
XV.
Обратимся к 12 главе. (Чтение главы). Является ли для вас концовка главы закономерной?
Предполагаемый ответ: Концовка является неожиданной. Появляется образ Иисуса Христа.
XVI.
Почему появляется этот образ, как его можно трактовать?
Мнения литературоведов: слайды 4-7
- Для Блока его Двенадцать – герои, так как они являются исполнителями великой миссии: они совершают революцию, а она для Блока – святое дело. Как символист и мистик, святость революции он выражает религиозно. Подчёркивая святость революции, её очистительную силу, Блок ставит перед этими Двенадцатью незримо идущего Христа.
Л. Долгополов - Христос в «Двенадцати» – и символ новой эры, и высшее воплощение блоковской идеи «космоса» – этического и нравственного совершенства, гармонии; всего того, чего должны достичь (и достигнут в конце концов) шествующие за ним «апостолы» революции.
Л. Долгополов - Двенадцать – враги Христовы и преследуют Христа.
М. Волошин - Конец «Двенадцати» кажется искусственно приклеенным, внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект.
Н. Гумилёв - Впереди Двенадцати вовсе не Христос, а некий оборотень, личина, и, возможно, Антихрист или сам дьявол под этой личиной. Блок просто не нашёл ему имя. Тогда Двенадцать оказываются в замкнутом круге: их движение становится мнимым, потому что они пытаются уйти от сатаны, а идут за ним же.
Предполагаемый ответ: Единого мнения о концовке поэмы нет, Блок заставляет задуматься, и каждый видит своё и трактует её по-своему. В этом и величие, и гениальность поэта: вихрь стихии сметает старое, выводит на дорогу новых людей, а кто ведёт их и куда приведёт дорога, должны задуматься все, потому что от выбора пути зависит самое главное – будущее России.
XVII.
Слайд 8 Прочитайте, как объясняет сам автор появление Христа в конце поэмы.
- Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: «К сожалению, Христос». Не в том дело, что красноармейцы «недостойны» Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том, что именно он идёт с ними…
А. Блок
Предполагаемый ответ: Автор не властен над реальностью, он не в силах её изменить, его гений позволяет увидеть и понять всё раньше других и попытаться предупредить об опасности.
XVIII.
Слайд 9 Схема главы. Где находится патруль?
Предполагаемый ответ: Между силами зла и добра, и им самим предстоит выбрать, к кому присоединиться.
Вывод: Что бы ни хотел думать о революции Блок, но сказал он о ней правду: революция – трагедия, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и замолчал.
XIX.
Выразите своё отношение к тому, что вы узнали на уроке при помощи синквейна.
Слайд 10 Алгоритм синквейна.
- 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль
- 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова
- 3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова
- 4-я строка – суждение по теме первого слова
- 5-я строка (одно слово) – вывод, заключение
Гений
Великий, страшный
Пророчит, предупреждает, пугает
Что же будет?
Распутье…
(Коновалова Ольга)
Время
Неспокойное, темное
Убивают, грабят, разрушают
Как жить?
Страшно.
(Грибанова Анастасия)
Двенадцать
Жестокие, холодные
Убивают, грабят, разрушают
Жизнь как будто остановилась.
Пусто.
(Сатонкина Елизавета)
Революция
Предательская, безбожная
Разрушает, перекраивает, отрекается
Умы в смятении, сердца во тьме.
Выбирай.
(Кузнецова Алена)
Революция
Страшная, суровая
Пугает, настораживает, убивает
Всегда неожиданный период в жизни.
Зло.
(Нестеренко Юлия)
Революция
Кровавая, хлесткая
Разрушает, губит, обновляет
Она как ветер.
(Калиниченко Ольга)
Любовь
Божественная, чистая
Окрыляет, возвышает, благословляет
Она необходима каждому
Люби!
(Калиниченко Ольга)
Слайд 11. Домашнее задание. Ответить письменно на один из вопросов:
- Как вы понимаете высказывание А. Блока: «Сегодня я – гений»?
- Является ли поэма «Двенадцать предупреждением, о чём предупреждает поэт? Услышала ли Россия предупреждение?
- Прочитать стихотворение «Рождённые в года глухие..», сопоставить его с поэмой «Двенадцать».