10-й класс
Цель: Содействовать формированию творческой личности, способной видеть, чувствовать и создавать прекрасное, мастерски владеть поэтическим словом; личности, сохраняющей умение удивляться яркому, талантливому слову.
Задачи:
- Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.
- Развивать умения анализировать языковые явления, оказывая помощь юным поэтам в овладении навыками профессионального мастерства путём привлечения к сотрудничеству мастеров художественного слова.
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитывать культуру общения в совместной творческой работе, вырабатывая коммуникативные навыки.
- Прививать любовь к поэзии, к родному краю.
Эпиграф к занятию:
Какая славная дорога -
Путь творчества, пресветлый путь!
Э.В.Татаринцева
Учитель: Автор этих строк сегодня у нас в гостях, это астраханская поэтесса, Элеонора Владимировна Татаринцева.
Писательство - Божий дар, Божья искра. И возгорание её в сердце человека воспринимается как чудо откровения.
Что это за миссия - быть поэтом? Вот как отвечала на этот вопрос Нинель Александровна Мордовина(астраханская поэтесса, 1928 – 2001гг.): “Светить, сгорая - редкая готовность”. И добавляла: “Благодари за благодать, поэт”. На занятиях творческого объединения “Юный лингвист” мы знакомимся с произведениями мастеров художественного слова, изучаем средства выразительности и поэтические приёмы, встречаемся с астраханскими писателями и поэтами, пробуем сами творить…Процесс СО – творчества окрыляет. Во время таких встреч у нас рождаются образы, мысли, слова:
Вдохновение словно души откровение.
Вдохновение - это высшим лучом озарение.
Вдохновение словно мысли парение.
Вдохновение-это разных миров единение…
Давайте послушаем некоторые авторские стихотворения наших ребят:
Серова Ксения
Ночной город
За шумливой россыпью причалов
Город спит, морозный видя сон,
Тихо дремлют ниточки каналов,
Чье-то сердце бьется в унисон.Не гремят полночные трамваи,
В окнах свет почти везде погас,
Город наш хорош не только в мае,
Каждый день хорош он, каждый час.
Астрахань
Город мой, добрый и солнечный,
Названный русской Венецией,
До звездной таинственной полночи
Огни твои ласково светятся.Тебе так к лицу седины
Белокаменного Кремля,
Здесь русского духа глубины
Впитала степная земля.Растреплет моряна волосы,
Погонит речные волны,
Зашепчутся ивы вполголоса –
Все радостью жизни наполнено.
Ситалиев Мирхат
* * *
Листаю медленно страницы
Привороживших сердце книг.
Вот Клеопатры колесница
Блеснула золотом на миг.Вот Том и Гек, бранясь лукаво
И к приключениям спеша,
Готовы поделиться славой
С тем, чья и в них живет душа.Полет фантазии незримой
Вновь мысли за собой увлек.
И к истине так долго шли мы,
И путь к ней так еще далек.
Марахтанов Александр
Кошка
Кошка с грязными лапками
Шла по дорожке домой.
Она никуда не спешила:
Был у неё выходной.На улице солнце светило,
И тёплый кружил ветерок.
И где же она бродила,
Никто догадаться не мог.И странным казалось другое,
Что всех удивляло вокруг,
Ведь кошки - такие чистюли!
(Для них это важно, мой друг).А эту ничто не смущало,
И шла без стесненья она,
Что все уступали дорогу,
Смеялась над ней детвора.И долго ещё были споры.
И ветер кружился шальной.
Кошка с грязными лапками
Шла по дорожке домой...
Учитель: Каждое наше занятие мы начинаем с разминочных упражнений, развивающих творческое воображение. Вот и сегодня я предлагаю вам найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия(жизнь, судьба, семья, любовь, счастье, душа, дружба, надежда, время, земля), и названиями конкретных предметов(стол, муравейник, река, дерево, цветок, статуя, кошка, песок, женщина, компьютер). Гости, подключайтесь к нашей разминке…
Ответы учеников:
- “Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть”
- “Дружба и стол: бывают прочными. За одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей”
- “Стол и любовь: бывают крепкими и чистыми”
- “Душа и статуя: душа – образ человека, и статуя тоже: и то, и другое легко разбить”
- “Кошка и надежда: обе успокаивают”
- “Жизнь и река: жизнь, как река, течёт то бурливо, то тихо. В ней бывают приливы и отливы. Иногда попадаются воронки, накатывают волны, наступает половодье. Плыть по течению легче, чем против течения”.
Учитель: Для малоопытного читателя почти каждое стихотворение таит в себе много загадок, поэтому может оказаться непонятным, а значит, и неинтересным. Но если трепетно и проникновенно отнестись к стихотворению, если знать художественные средства выразительности и попытаться найти их в произведении, то эти загадки обернутся сверкающими поэтическими гранями. “Метафора-это мотор формы!”- восклицал поэт Андрей Вознесенский. Итак, что такое метафора?
Ученик: Метафора-от греч. “перенос” - это художественное средство выразительности, в основе которого лежит перенос свойств с одного предмета на другой, в результате чего создаётся яркая, образная картина. Слово, употреблённое в метафорическом смысле, приобретает чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Поэтому метафора широко используется в произведениях художественной литературы, особенно в поэзии.
Учитель: Ребята, вашим домашним заданием было найти красивые, яркие примеры метафор в стихотворениях астраханских поэтов…
Ответы учеников:
Как пасмурно в душе моей сегодня!( автор – Дина Немировская)
Зрачками звёзд наполнено пространство… (Сергей Мотыгин)
Моя душа – в колере крыльев…(Жанна Мигунова)
Всепрощенье считали пустым пережитком,
Ставя крест на душе и нательных крестах… (Андрей Белянин)Апрель – отпетый истязатель
Нам препарирует мозги! (Ольга Маркова)Нещадно солнце астраханское:
Слепит осатанело взор.
Жара – царица Шамаханская –
Раскинула в степи шатёр. (Галина Подольская)Собора Успенского мощная грудь
В рассветном тумане вздыхает чуть-чуть.
И росписью окон взирают, скрестясь,
Славянская нежность, татарская страсть. (Ирина Серотюк)Но там, внизу, блистая синевой,
Открылась Волга в гривах камыша… (Нинель Мордовина)Когда я с жизнью не в ладу
И все слова - оскоминой,
Ломаю звонкую дуду,
Чтоб старого не вспомнила… (Нинель Мордовина)Сон взорвался!
Цветные осколки
Разнесли на куски тишину. (Нинель Мордовина)
Учитель: Если метафора показывает силу воображения поэта, богатство его ассоциативных рядов, роскошество его образов, то эпитет обнажает глубину его мысли, пытливость его натуры, пристальность его взгляда. “Хороший эпитет-паспорт самобытности. Это высшая ступень мастерства”, - говорил поэт Лев Озеров. Так что же такое эпитет?
Ученик: Эпитет - с греческого “приложение”- образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительности метафорического прилагательного.
Учитель: Единственно возможный, незаменимый, точный эпитет-вот победа художника! Эпитет- это его власть над предметом и явлением.Эпитет-это стрела в суть! Среди поэтов принято говорить: “Скажи мне, какой у тебя эпитет, и я скажу, кто ты”. Вашим домашним заданием было так же найти примеры необычных, удивительных эпитетов в поэтических произведениях наших земляков…
Ответы учеников:
Ты прекрасна, полынная,
Вся в закатном огне.
Что ж ты грезилась мне
Лишь тоскою былинною? (автор – Клавдия Холодова)Разноязычно, страстями дремуча:
Севером - сдержанна,
Азией - жгуча… (Ирина Серотюк)Не осмелюсь выразить стихами
Капли опьяняющей росы! (Павел Морозов)И ложится на землю, безгрешный,
Как ещё не родившийся год. (Галина Подольская)Упрямая и несуразная,
Весна в лицо кричала мне…(Дина Немировская)Город, матовый от зноя,
С маковками куполов…
Чем же я тебя укрою
От вельмож и дураков? (Ольга Маркова)Весь мир зелёно-сине-красный
В них проплывает и парит,
О, узкий хвост стрекоз прекрасных,
О, изумруд! О, малахит! (Ольга Маркова)И звёздному доверчивому взгляду… (Сергей Мотыгин)
Учитель: Самое глубокое понимание Астрахани; любовь к жизни; к волжским просторам; к людям, живущим здесь; к красоте; к людской доброте; к России мы находим в творчестве Нинели Александровны Мордовиной (звучит песня “В образе триедином ” на стихи Н.А. Мордовиной в исполнении актрисы Драматического театра г. Астрахани Александры Костиной). Слово предоставляется ученице Н.А. Мордовиной, астраханской поэтессе Элеоноре Владимировне Татаринцевой…
Учитель: Сегодня мы с вами узнаем ещё об одном поэтическом приёме, совершенно новом для нас, - АНЖАНБЕМАНЕ. Им мастерски пользовались Ф.И. Тютчев, М.И. Цветаева и некоторые другие поэты. Итак, что же такое анжанбеман? Анжанбеман (фр. enjambement, от enjamber – “перешагнуть”) – синтаксическое средство выразительности, в основе которого перенос из строки в строку единого предложения, когда оно не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей. Ф. И.Тютчев, “Фонтан”:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной.
М. Цветаева, “Над вороным утёсом”:
Над вороным утёсом –
Белой зари рукав.
Ногу – уже с заносом
Бега – с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой
Встала, в зари венце –
Макс, мне было – так верно
Ждать на твоём крыльце!
Н.А. Мордовина очень любила творчество М.И. Цветаевой и так же использовала анжанбеман как художественное средство в своих произведениях. Давайте попробуем найти их в предложенных стихотворениях:
Август
…Август щедр по-царски: звездопады
Дарит всем, чтоб люди были рады,
Загадать желание успев.
Сбудутся и радость, и успех!
Главное: поверить непреклонно
Августу, звезде и небосклону -
Все возможно, жизнь щедра сполна,
А невзгоды - не её вина…
На раскатах
…Раскатилась Волга по степи.
Рас-ка-ти-лась! -
Ни конца, ни края
Глазом не отмеряешь воде.
И такая красота, такая
Широта и воля-
Как нигде!
Сполна
Мыши шныряют, шурша,
В листьях осеннего сада,
Теплится тихо душа,
Словно под утро лампада…
Тахикардия
Не тешьте Гордость: не кормите Зло -
Обидой сердце вырастет- задушит.
Обугливаясь, умирают души
Там, где в любовь неверие взошло.
По лезвию
… Не одолеть в сомнении и робости
Пути, где поводырь один -
Сознание.
Сознание единственной возможности
Не дать над нами властвовать-
Насилию.
И вырвать из обмана и острожности
Страну, что называется
Россиею.
По лезвию?!
Что ж, мы пройдем по лезвию,
Хоть нестерпимо жгучи
Ветры встречные,
И ноги вяжет быт
С его болезнями…
Но это – временное,
А Россия - вечное!
Сегодня мы ещё раз повторили художественные средства выразительности(такие, как метафора и эпитет), увидели их в творениях наших поэтов-земляков, познакомились с новым стилистическим приёмом- анжанбеманом и обнаружили, что им мастерски пользовалась в своём творчестве Н.А. Мордовина. Давайте послушаем стихотворение в исполнении самой Нинели Александровны (звучит запись живого голоса поэтессы с видеослайдами).
(С напутственным словом к юным поэтам обращается Э.В. Татаринцева, рассказывает о премии имени Н.А. Мордовиной, демонстрирует сборники молодых поэтов Астраханской области).