Цели:
- Развивать любовь к русскому языку, поэзии, Родине, матери, природе.
- Развивать творческие способности учащихся и познавательную активность через творчество.
- Совершенствовать навыки выразительного чтения как орудия воздействия словом на чувства слушателя.
- Прививать интерес к поэзии, к сочинительству.
Тип урока: интегрированный
Вид урока: поэтическая гостиная
Оборудование:
- музыкальное оформление;
- эпиграфы о русском языке и поэзии;
- выставка работ: “Всё начинается с любви…”;
- поэтические альбомы учащихся;
- ёлка (самодельные игрушки, на которых написаны стихи собственного сочинения).
Технология: групповые и одиночные выступления учащихся, чтение стихов учителем; презентация 3-х учащихся; декорации к выступлениям через компьютер.
Ход урока
1. Приветствие гостей
(звучит мелодия “Как прекрасен этот мир” Д. Тухманов)
Учитель:
Звенит заливистый звонок,
Иду на поэтический урок.
Вот любимые ученики
Чудесным ожиданием полны.
Посмотрите друг на друга. Вы улыбаетесь? Я рада этой встрече, как и вы.
Приветствуем гостей.
Мы рады вам,
Нашим гостям.
2. Учитель открывает поэтическую гостиную:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским неохватным языком.
С. Данилов
Ребята, сегодня у нас торжество-праздник по случаю окончания Года Русского языка. Вас не нужно убеждать в том, что русский язык, наш любимый и родной, связан тесно с поэзией Лермонтова, Пушкина, Есенина, Тютчева и многих других. Они украсили и обогатили наш русский язык.
Б. Окуджава писал:
А если иногда я кружева
Накручиваю на свои слова -
Так это от любви…
Что в том дурного?
И у нас есть повод сказать благодарное слово русскому языку. И в честь этого торжества мы зажигаем свечи.
(звучит мелодия “Аве Мария”)
Я сейчас поставлю свечу.
Просто так постою, помолчу,
Глядя в пламя святого огня,
Пусть вдохновенье посетит меня.
И просветлеют наши души…
(Юные поэты зажигают свечи)
Мы обращаемся к Аполлону - покровителю поэзии и музыки. Пусть он и его музы: Каллеона – муза поэзии героической, Полигимния – муза торжественной и гордой поэзии, Евтерпа – муза поэзии лирической, Эрата – муза любовных песен, Мильпомена – муза трагедии - вдохновляют нас.
3. Путешествие в царство Поэзии.
Учитель: А сейчас представьте великолепный дворец со многими залами, которые все щедро разнообразны и не похожи друг на друга. Вот висит табличка “тронный зал”. Кто же царствует в этом зале? Да, этот зал удивительного волшебства – в гостях у Любви её величество Поэзия. Мы заглянем сюда и пообщаемся на языке любви с Поэзией.
А какое место занимает в вашей жизни поэзия?
Учащаяся: В детстве я любила стихи Пушкина, его сказки. И сейчас люблю его стихи.
Учащийся: Когда я читаю стихи, мне всегда радостно на душе.
Учитель: “Поэзия врачует, делает нас лучше, чище, способствует возвышению души” (Д.К. Лихачев). А что значит “врачует”?
Тот, кто жизнью живёт настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
4. Чтение стихотворения “Русский язык” (группа мальчиков)
Автор с любовью вспоминает школьные годы, учителя, который научил его владеть русским языком.
5. Знакомство с увлечениями учащихся.
Находясь в этом волшебном зале, нельзя не заметить выставку “Поэзия труда (плоды любви)”.
Учитель читает наизусть “Всё начинается с любви…” Р. Рождествен-ского.
Что вы любите? Познакомьте нас. (Ребята показывают свои коллекции, поделки и рассказывают о своих увлечениях)
Учитель: Я люблю детей, своих внуков, читать стихи, создавать что-то необычное, спорт, комнатные растения, походы, путешествия, люблю русский язык, литературу. И все, что у нас получается в жизни, это все исходит от любви.
6. Выступление конкурсантов.
Учитель: Мы любим стихи, хотя прочитать все стихи невозможно, как невозможно познакомиться со всеми людьми. Но очень важно научиться обращаться с ними. Ведь они, как люди, требуют внимания, открытости, доброты, просто искреннего желания понять, что хотел сказать поэт.
“Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов”
(К. Паустовский.)
В гостях у нас восьмиклассники. Конкурсанты и победители конкурсов стихов о Родине, русском языке, о родном крае.
Ученики:
1.Я люблю Башкортостан, горжусь, восхищаюсь им. (читает стихотворение “Башкортостан”)
2. Мне очень понравилось стихотворение о русском языке ученицы 6 класса Илоны Шутовой “Сохрани волшебное чудо”
3. Ученик читает стихотворение С. Острового “Лето”
(звучит музыка “Во поле берёзка стояла”, на доске мультимедийные изображения русской берёзки в разное время года)
Учитель: Белоствольные красавицы берёзки… Ни одно дерево не знаменито так, как русская берёзка. Её любят, о ней слагают песни и стихи, сочиняют музыку.
“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен” (А. Куприн)
Учитель: Не раз, ребята, вы слышали: рождаются слова, рождаются строки, мысли так же, как рождаются дети – а дети рождаются от любви. Значит, и слова, и язык (русский язык) – волшебный плод любви, который мы вкушаем с молоком матери, влюбляемся в него и любим его. Всё начинается с любви…
Понравилось ли вам чтение ребят? Давайте мы их поблагодарим!
7. Творчество детей.
Учитель: Трудно ли сочинять стихи?
“Я совсем не хороша? Нет, хороша я! Чудо!” - так, наверное, может сказать каждый ученик, сидящий в классе о поэзии, потому что здесь собрались сегодня истинные ценители ее, влюблённые в стихи.
Ученик:
Я подбил приятелей
Поиграть в писателей.
На команды мы разбились,
Вот что получилось.
Конкурс “Весёлое буриме” - “Стенка на стенку” (мальчики соревнуются с девочками).
Считалка: 1, 2, 3, 4, 5 -
Чем бы нам себя занять?
Волейбол, футбол и шашки -
Всё сегодня ерунда.
А стихи? Вот это, да!
Поздравление победителей.
Выступление ученика 8 класса “Слова умеют плакать и смеяться” Я. Козловский
Учитель: Предлагаю познакомиться с юными поэтами класса. Некоторые подготовили свои презентации. (Эти ученики познакомили присутствующих со своим творчеством. Дети читают любимые стихи собственного сочинения на разные темы и вешают игрушки, с записанными на них стихами, на елку).
8. Слово о маме.
Учитель: Поэзия рождается из жизни, от любви к кому - либо и чему – либо. Самым дорогим человеком на Земле для каждого из нас является мама. Ей посвящено очень много стихов и песен.
(Учащиеся исполняют песню “Здравствуйте, мамы!”)
Учитель читает стихотворение А. Яшина “Молитва матери”.
Ученики читают стихи собственного сочинения о мамах.
9. Заключительное слово учителя.
Учитель: Думающему человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. А прекрасным, сегодня мы убедились в этом, для нас является поэзия и наш родной русский язык. Я благодарна и признательна за отлично прочитанные вами стихи, за вашу любовь к стихам и искренность в поэзии. Умеющий понять и почувствовать ее – счастливый человек. И человек, любящий стихи и не позволяющий себе говорить плохие слова, я думаю, не способен на необдуманные поступки. “Все начинается с любви…”
До следующей встречи в поэтической гостиной.