Особенности класса: индивидуальное надомное обучение.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Проблема и обоснование использования ИКТ: в настоящее время ученики, в большинстве своем, не проявляют интереса к поэзии, часто не понимают смысла того или иного поэтического произведения. Использование ИКТ на данном уроке направлено на создание зрительно воспринимаемого образа лирической героини цикла “Стихи о Прекрасной Даме”, на формирование интереса к поэзии.
Цели урока:
- показать особенности поэтики первой книги А.Блока (ANTE LUCEM, “Стихи о Прекрасной Даме”);
- уточнить представление о символизме;
- формировать интерес к художественному слову.
Оборудование урока: схема урока <приложение1>, презентация к уроку <приложение2>, компьютер.
Методические приемы:
- лекция с элементами беседы;
- комментированное выразительное чтение учеником.
Ход урока
I. Организационный момент: сообщение темы и целей урока.
II. Опрос-уточнение:
- символизм (старшие символисты, младшие символисты – основные принципы:сходства и отличия).
III. Слово учителя
Раздел первой книги А. Блока ANTE LUCEM является прологом цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.“Ante lucem” – то есть “до света” – так Блок иносказательно называл момент перед встречей с Л.Д.Менделеевой.
Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” был вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 года Блок написал: “…когда я носил в себе великое пламя любви”. Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока.
В марте 1908 года поэт писал: “Стихи о Прекрасной Даме” – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью…. Там все будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами….”.
Книга написана в одиночестве. В ней деревенское преобладает над городским. Это повесть о том, как молодой человек из своей возлюбленной создал образ Лучезарной Девы, а весь окружающий ее деревенский пейзаж преобразил в неземные селения.
Тема всей книги – “Вечно женственное, несомненное”.
В ранних стихотворениях А.Блока часто встречаются такие слова:
“Кто-то ходит…кто-то плачет”,
……………………………………….
“Кто-то зовет…кто-то бежит”,
………………………………………
“Кто-то крикнул…кто-то бьется”.
Кто-то, а кто, неизвестно. Будто приснилось во сне. Вместо точных подлежащих – туманные. А если и сказано кто, то невнятно:
“Белый смотрит в морозную даль”,
……………………………………….
“Прискакала дикой степью
На вспененном скакуне”.
Прискакала, а кто, неизвестно. Подлежащего не было. Поэт мыслил одними сказуемыми, которые, чаще всего, стояли в начале стихотворения:
“Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте.
Прильнуло к дрожащему сердцу”.
А что блеснуло, метнулось, прильнуло – это оставалось несказанным. Такие бесподлежащные строки отлично затуманивали речь. А мы знаем, что один из главных принципов поэтов-символистов – недосказанность, тайна намека.
Такой прием придавал повествованию дремотную смутность”. Таким сбивчивым и расплывчатым языком поэт повествовал о той тайне, которая долгие годы была его единственной темой. Этот язык как бы создан для тайн. Недаром само слово “таинственный” играет такую огромную роль в ранних стихотворениях А.Блока. Он прилагал это слово ко многим предметам и окрашивал им свои ранние стихи.
Релаксация (обращение к ученику):
- Закрой глаза, нарисуй в своем воображении образ Прекрасной Дамы на основе впечатлений от самостоятельно прочитанных стихотворений из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
Продолжение лекции.
Таинственный сумрак, таинственный мол, таинственное дело – всюду у него были тайны и таинства. И тайной для него была та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу стихов. эту Таинственную он величает: (комментированное, выразительное чтение учеником) Мадонной:
“Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось!..”
“Она молода и прекрасна была...”
- Вечно Юной:
“То Вечно-Юная прошла
В неозаренные туманы”.
“То отголосок юных дней…”
- Язычницей младой:
Мне непонятно счастье рая
Грядущий мрак, могильный мир…,
Назад! Язычница младая
Зовет на дружественный пир!”
“Измучен бурей вдохновенья..”
- Девой, Зарей, Купиной
“Белая ты, в глубинах несмутима,
В жизни строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима
Дева, Заря, Купина”.
“Странных и новых ищу на страницах…”
- Милым другом, Красотой:
“Милый друг! Ты юною душою
Так чиста!
Спи пока! Душа моя с тобою,
Красота!”
“Милый друг! Ты юною душою…”
- Виденьем и Спасеньем:
“Торжественно звучит на небе звездный хор.
Меня клянут людские поколенья,
Я для Тебя в горах зажег костер,
Но ты – виденье.
Ищу спасенья.
………………………
Я ждал Тебя. Я дух к тебе простер,
В Тебе – спасенье!”
“Ищу спасенья…”
- Царевной:
“Терем высок и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что вдохновляла Царевна Сама?”
“Отдых напрасен, дорога трудна…”
- Подругой желанной:
“Встану я в утро туманное.
Солнце ударит в лиц
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?”
“Встану я в утро туманное…”
- Волшебницей:
“Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла”,
“Я долго ждал – ты вышла поздно…”
- Таинственной Девой:
“Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву”.
“Ночью вьюга снежная…”
- Владычицей, Красотой:
“Все виденья так мгновенны –
Буду ль верить им?
Но Владычицей вселенной,
Красотой неизреченной,
Я, случайный, бедный, тленны
Может быть, любим”.
“Сны раздумий небывалых…”
- Хранительницей:
“Я знал Тебя, мой вечный друг,
Тебя, Хранительница-Дева”.
“Любил я нежные слова…”
- Прекрасной Дамой:
“Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад”.
“Вхожу я в темные храмы…”
- Недоступной мечтой:
“Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся верней порою,
В упоеньи мечту обниму
“Ты горишь над высокой горою”
- Величавой Вечной Женой, Святой:
“О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
“Вхожу я в темные храмы…”
Таинственность была главным свойством лирической героини Блока. Мы не знаем, кто она, какая она. Знаем только, что она таинственна. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится: не то она звезда, не то женщина, не то икона.
Только уклончивая, сбивчивая, невнятная, дремотная речь Блока могла передать Таинственность образа. Если бы поэт не смог говорить таким языком, то эта тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчетливое слово убило бы Прекрасную Даму.
Но он всегда говорил о ней так, будто он уже за чертой человеческой речи, будто он собирается рассказать несказанное, будто все его слова – только намеки на какую-то неизреченную тайну.
Все хаотично в этих дремотных стихах, но с самого начала в них четко и резко выделились два слова, два образа: Свет и Тьма.
Всю первую книгу А. Блока можно было бы назвать “Книга о Свете и Тьме”:
“Пусть светит месяц – ночь темна…”
……………………………………………..
“Ступлю вперед – навстречу мрак,
Ступлю назад – слепая мгла”.
И единственным огнем его ночи была та, кого он называл “Лучезарная”. Все, что в природе есть огненного, было связано для него с ее образом, а все, что не она – была тьма.
Стоило ему упомянуть о ней, возникало видение огня: либо светильника, либо зари, либо маяка, либо пожара, либо звезды.
И к звукам он прислушивался только к таким, которые говорили о Ней. Все другие звуки мешали ему слушать Ее:
“Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат…”
Но что ему до шумных народов. К людям в то время поэт относился холодно. Он еле следил за их смутными мирскими делами. Вся жизнь человечества казалась ему суетными мирскими делами, от которых чем дальше, тем лучше.
А когда ему пришлось на миг оторваться от видений, сновидений и взгянуть на суетливые мирские дела, то он увидел в них только бессмысленную боль.
Святость его возлюбленной была для него непререкаемой истиной:
“О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!”
Ее образ часто являлся ему в окружении церковных святынь и был связан с колокольным звоном, хором ангелов, иконами, соборами.
Замечательно, что он никогда не чувствовал ее слишком близкой к себе. Ему неизменно казалось, что она неблагосклонна и сурова, надменно строгая и забыла о нем, но он медлит, прислушивается, шепчет: “Приди…”.
Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице Вселенной:
“…Здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты”.
“Прозрачные, неведомые тени...”
Можно отметить три облика лирической героини цикла “Стихи о Прекрасной Даме”: в космическом плане – Душа Мира; в религиозном плане – Царица Небесная; в повседневном плане – Возлюбленная.
Символ становится знаком иного мира. Мир и все в этом мире рассматривается как символ бесконечного. Весна, заря, туманы, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги. А.Блок метафорический смысл превращает в символы: сквозь привычный смысл просвечивает тайный, запредельный – и мир романтически преображается, становится таинственным. Постичь его можно лишь мистически.
Так символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн.
Для А.Блока назначение поэзии – откровение бесконечного в конечном, откровение тайн.
Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические предзнаменования переполняют стихи поэта. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую Блок воссоздает в отвлеченных или обобщенных символистских образах.
Вопросы к ученику:
- Назови поэтические особенности цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
- Имеют ли названные тобой поэтические особенности какое-либо отношение к принципам символистов и, если – да, то какое?
Домашнее задание
Разобрать (по выбору ученика) стихотворение по схеме:
- история создания;
- тема;
- идейный замысел;
- многообразие символов;
- центральный образ.