Поэтический образ Родины в лирике Ф.И. Тютчева

Разделы: Литература


ЦЕЛЬ: Обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности образа Родины в стихах Ф.И.Тютчева, основываясь на жизненные впечатления детей; продолжить работу по формированию навыков анализа стихотворений, в дальнейшем - коммуникативных навыков; способствовать нравственно - эстетическому воспитанию пятиклассников.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции пейзажей русских художников: Саврасова “Грачи прилетели” и Левитана “Март”; портрет поэта, фонограммы Вивальди “Времена года”, Шопена “Вальс-10”.

ХОД УРОКА

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.И.Тютчев (1836)

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (на фоне музыки Вивальди).

Вы прослушали мелодию Вивальди “Времена года”: как вы думаете, какому времени года она посвящена, почему вы так считаете.

Явления природы, смена времен года вызывает в нас очень яркий калейдоскоп чувств. Часто настроение человека сравнивают с природными явлениями, а периоды в нашей жизни – со сменой времен года. С каким временем года вы можете сравнить этапы жизни человека? Детство (весна), молодость (лето), зрелость (осень), старость (зима). Поэтов, композиторов, художников воодушевляла и вдохновляла природа. Сегодня мы попробуем проанализировать стихи Тютчева о природе, в этом нам помогут музыка и пейзажи. Мы уже знакомы со стихами о Родине Пушкина, Лермонтова и других поэтов 19 века. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Задумайтесь над ним и к концу урока постарайтесь ответить на вопросы:

- Что отличает стихи Тютчева от стихов других русских поэтов? Как относится поэт к своей Родине?

О поэзии Тютчева сказали, что это “одно из немногих блестящих явлений русской поэзии”. Природа у Тютчева самая обычная, которую мы каждый день наблюдаем вокруг. Эта обычность заставляет нас другими глазами смотреть на нее. Что же можно сказать об отношении автора к Родине, если он с такой любовью изображает ее.

- Что же мы знаем о его жизни?

II. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА.

1. Родился поэт в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в семье родовитого помещика. Получил блестящее образование. Более двадцати лет провел он за пределами России на дипломатической службе.

Постоянно находясь в иноязычной среде, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства.

С 11 лет начал писать стихи, а в 16 – напечатали его стихотворение, в 51 же год – вышел из печати первый сборник стихотворений.

III. СТИХОТВОРЕНИЕ “ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА” (1828, 1854 гг.)

Слово учителя

Поэты часто используют в своем творчестве мифы, их сюжеты, образы богов, например Зевса.

– Вспомним, кем является Зевс в греческих мифах?

Зевс – верховный бог древних греков, царь и отец богов и людей. Он управляет всеми небесными явлениями. Прежде всего, громом и молнией. Атрибуты Зевса: эгида (щит как знак покровительства, отсюда происходит выражение под эгидой), скипетр (жезл, украшенный драгоценными камнями, - знак власти), а также орёл.

Геба – богиня юности, дочь Зевса. Изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей (кубком) в руках. Иногда изображалась кормящей орла Зевса.

Чтение стихотворения “Весенняя гроза”

Представьте себе эту картину.

Тютчева надо “чувствовать”.

- Какие чувства вы ощущаете?

- Что произвело на вас впечатление радости?

- В каких деталях выражена она?

- Что хотел передать поэт этим стихотворением? (Простое человеческое наслаждение освежающей грозой).

Стихотворение проникнуто чувством радости, ибо весной обновляется природа и душа человека. Перед нами встают картины: “дождик брызнул”, “пыль летит”, “повисли перлы дождевые”, “солнце нити золотит”, “бежит поток”. Эта смена картин, переданных словом, позволяет увидеть грозу в движении.

Откроем учебники, ответим на эти вопросы.

Последнее четверостишие перекликается с первым: сравнение грозы с образом молодой веселой Гебы, проливающей “громокипящий кубок”, усиливает радостное чувство начала стихотворения. Обращение к древнему мифу подчеркивает мысль о вечности живой одухотворенной природы, о сочетании в ней закономерных и стихийных сил.

“Люблю грозу в начале мая”: борьба весны и зимы завершилась. Радость природы, ожидающей этого разрешения, созвучна успокоению человека, испытывающего внутреннюю борьбу, жаждущего разрешения противоречий. Автор выражает свои мысли о жизни и стихотворение становится философским, действительно тютчевским.

Раскаты грома поэт озвучивает с помощью звуков [гр], [р], [ж], [з].

IV. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР” (1828 год)

Выразительное чтение ученицей

- Какую картину летнего вечера рисует поэт? Передайте ваше впечатление от стихотворения.

- Какую роль в этом стихотворении играет олицетворение? (Природа в стихах Тютчева – живой организм, она загадочна и возвышенна.Масштаб Тютчева – космический, пространство стихотворения – все мироздание).

- Какие приемы использует поэт при описании земли и небес? (эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение).

V. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛИСТЬЯ” (1830 год) (на фоне “Вальса-10” Шопена)

Выразительное чтение учителем.

До сих пор, анализируя произведения поэта, мы подвергали анализу содержание стихотворений, но лирическое произведения хороши не только содержанием, но и формой; слушая или декламируя разные стихи, мы слышим разную “музыку”. Этим стихи отличаются от прозы. Не зря звучал вальс Шопена. Что связывает этот вальс со стихотворением Тютчева?

Стихотворение написано двустопным амфибрахием, что создает впечатление вальса, который танцуют падающие листья. Порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью – вот ключевые чувства, каким пронизано стихотворение. Жизнь листьев и хвои противопоставлена. Этим Тютчев призывал к реальной полноценной жизни.

VI. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ПЕЙЗАЖИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.

- К каким стихотворениям могли бы стать они иллюстрациями? Почему?

- Какие картины вы бы нарисовали?

- У вас у каждого свое представление о стихах.

VII. А ТЕПЕРЬ ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ НА МЕСТЕ ПОЭТА: ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ В ТЕКСТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.ТЮТЧЕВА ЭПИТЕТЫ И СРАВНИТЕ ИХ С АВТОРСКИМИ.

Запись на доске:

На севере (мрачном), на (дикой) скале
Кедр (одинокий) под снегом белеет.
И сладко заснул он в (инистой) мгле,
И сон его вьюга лелеет.

Подведение итогов работы:

- Вы видите, сколько нам понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эти эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать из воспоминаний И.С.Аксакова: “Стихи Тютчев не писал, а только записывал. ...Они сами собой складывались в его голове, и он только ронял их на бумагу, на первый попавшийся листок”.

VIII. ИТОГИ УРОКА.

А теперь вернемся к этому вопросу, на который вы должны были ответить. Природа у Тютчева живая, чувствует, надо только уметь понять ее. Поэт с любовью описывает неяркую природу России, значит, любит свою Родину.

Давайте же и мы задумаемся: умеем ли мы видеть необычное в обычном, можем ли мы почувствовать волшебное дыхание живой природы, просто выйдя однажды из дома.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  • Выучить наизусть одно стихотворение.
  • Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.
  • Написать маленькое сочинение из четырех-пяти предложений с использованием образных средств языка (“Осенний дождь”, “Зимнее утро”, “В весеннем парке”.)