Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Задачи: продолжить знакомство со стихотворениями поэтов 19 и 20 века, с картинами русских художников; помочь постичь красоту русской природы, её загадочность и таинственность; продолжить работу над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений; воспитание чувства патриотизма.
Методические приёмы: слово учителя, беседа, определение темы урока, письменная работа, создание синквейна, работа с музыкальным произведением.
Оборудование: раздаточный материал, «Весенняя тетрадь», презентация.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя
– Ребята! Сегодня мы вновь в поэтической мастерской. Попробуем определить тему урока, прослушаем для этого отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Гонимы вешними вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят , и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
2. Беседа
– О чём эти строки? Каким настроением
проникнуты? Какое время года описывает поэт? Как
А.С.Пушкин называет весну? Найдите ключевое
слово. Совершенно верно. Весна У Пушкина – «утро
года». Почему?
Итак, тема нашего занятия – «Весна – утро года».
Записываем в наши «весенние тетради.
3. Запись темы урока
4. Беседа
– А с чего для вас начинается весна? Может быть,
с голубых теней на снегу? Или с кряхтенья , с каким
лёд оседает под жаркими лучами солнца? Или с воды,
вдруг открывшейся среди льда и засиявшей светом?
Художники и поэты помогают нам увидеть мир
заново. А для этого надо быть человеком , глубоко
чувствующим и зорко видящим, свободно мыслящим и
преданно любящим родную природу.Художники и
поэты помогают нам увидеть мир заново. А для
этого надо быть человеком , глубоко чувствующим и
зорко видящим, свободно мыслящим и преданно
любящим родную природу.
– Какой первый весенний месяц? Что в это время
происходит в природе?
– Первый весенний месяц несёт природе
обновление. И ,наверное, это радостное
пробуждение природы помогает вам увидеть всё
вокруг заново.
– Попробуйте написать, какие образы, мысли,
чувства возникают у вас при слове «март».
5. Письменная работа
6. Работа с репродукцией картины И. Левитана «Март»
– Замечательный русский художник Исаак
Левитан написал картину, которая так и
называется «Март». Левитан очень любил русскую
весну. Своему другу из-за границы он
писал:»Воображаю, какая прелесть теперь у нас на
Руси, реки разлились, оживает всё…Нет лучше
страны, чем Россия!»
– Всмотритесь ещё раз в картину и напишите , что
же любит в этом мартовском дне Левитан. (Дети
работают в тетрадях. После чтения учитель
предлагает свой вариант.)
7. Сочинение-миниатюра
8. Учащиеся читают образец сочинения
Как ярко светит солнце! Мир залит светом, и синие тени на снегу подчёркивают нежную золотистость этого света. Простор синего неба и яркость золотого света, не знающие границ, создают ощущение праздника весны, освобождения от скованности, оцепенения. Деревья у художника словно танцуют или летят к небу. И они не чувствуют своей наготы, не стыдятся, что они без листьев рядом с одетыми в зелень соснами. Весна в представлении Левитана – это мир без границ, и он ликует радостно, но без торжественных громов. Всё просто, даже застенчиво в своей обыкновенности: и покосившееся от старости крыльцо, и лошадка с пустыми санями, и талая дорога. Такой увидел весну художник Левитан.
9. Чтение стихотворения Б.Пастернака «Март»
– Наверное, каждый человек находит в природе что-то своё. Борис Леонидович Пастернак написал стихотворение, которое называется тоже «МАРТ».
10. Беседа
– Итак, что же весна для Пастернака?
– Не правда ли, много странностей в этом
стихотворении?
– Как назван навоз? (Живителем и виновником
всего)
– Почему?(Ну конечно, удобряет землю,живит).
– Но почему виновник? Может быть, без него бы не
выросло ничего, он и «виноват» в этом возрождении
жизни из земли? Чем необычно это стихотворение?
– В нём нет никаких красивостей. Напротив,
Пастернак говорит и о чахлом снеге, что он болен
малокровьем, и о худосочье сосулек. Вы, наверное,
любите эти прозрачные ледяные нити, искрящиеся
при падении?
Для Пастернака дорого только то, что наполнено
живительной и дерзкой силой. Весна у поэта –
неистовая, почти бешеная работа, не утихающая ни
на секунду, бущующая.
11. Творческая работа
– А теперь напишите, почему Пастернак сравнивает весну с дюжей скотницей. Нарисуйте словами, какой вы видите весну в этом стихотворении. Обратите внимание на , что слово ДЮЖИЙ в толковом словаре В.И. Даля объясняется как «здоровый, плотный, сильный, крепкого сложения, прочный».
– Молодцы. У вас получились хорошие работы.
12. Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»
– Весна прокладывает свой путь в неустанной борьбе.Прочтите стихотворение Ф.И.Тютчева и подумайте, почему весна побеждает?
13. Беседа
– Как вы ответите на вопрос»Почему весна
побеждает»? Каким настроением проникнуто это
стихотворение?
– В стихотворении столкнулись покой и движение.
Покойно белеющий снег и сонный брег скованы
неподвижностью. Но бег весенних вод сильнее
ленивого оцепенения. Весенний гул разрастается.
Это передано даже в звуках первой строфы.
Попробуйте определить эти звуки. («Бегут и
будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят».
Непрерывно повторяющиеся УТ-У напоминают гул
потока, БЛ-ГЛ – весенние всплески журчащей воды.)
– Какое предложение употреблено в середине
стихотворения? С какой целью? (В середине
стихотворения Тютчев вводит прямую речь, чтобы
подчеркнуть силу и открытость голосов весны. А в
конце, победив скованность земли, весна
становится тихой и нежной, но движущейся,
льющейся. Недаром речь идёт о хороводе майских
дней.)
14. Работа с репродукцией картины И. Левитана «Весна. Большая вода»
– Мы вновь с вами любуемся картиной Левитана. Что изображено на картине? Какие краски использовал художник? Попробуйте описать картину. Какая весна на этой картине? Составьте словосочетания и запишите их.
15. Чтение стихотворения И.Бунина «Бушует полая вода». Беседа
– Что увидел в весне И.А.Бунин? Чем поэт любуется? Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения? Как соотносится содержание стихотворения и картина Левитана? Что общего? Ещё раз прочитайте первую строфу стихотворения .Какую картину они вам напомнили? (А.Саврасов. «Грачи прилетели»).
16. Работа с репродукцией картины А.Саврасова «Грачи прилетели»
– Какая из картин вам более близка? Чем удивляет весна каждого из художников? Запишите.
17. Прослушивание музыкального произведения
– Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года». Опишите, что вы увидели, представили себе, когда слушали музыку.
18. Слово учителя
– Итак, сегодня мы с вами читали стихи, любовались картинами художников, слушали музыку. Все произведения были посвящены замечательному времени года – весне. Так какая же весна у поэтов, художников, композиторов? Запишите ключевые слова. (Весна. Утро года. Март. Солнечный свет. Талая вода. Неистовая. Бущующая.)
20. Творческая работа
Ребята пишут синквейн, используя ключевые слова.
21. Заключительное слово учителя