Поэтическая мастерская: конспект урока литературы в 7-м классе на тему "Весна - утро года"

Разделы: Литература


Цель: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: продолжить знакомство со стихотворениями поэтов 19  и 20 века, с картинами русских художников; помочь постичь красоту русской природы, её загадочность и таинственность; продолжить работу над выразительностью и правильностью  чтения художественных произведений; воспитание чувства патриотизма.

Методические приёмы: слово учителя, беседа, определение темы урока, письменная работа, создание синквейна, работа с музыкальным произведением.

Оборудование: раздаточный материал, «Весенняя тетрадь», презентация.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

– Ребята! Сегодня мы вновь в поэтической мастерской. Попробуем определить тему урока, прослушаем для этого отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Гонимы вешними вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят , и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

2. Беседа

– О чём эти строки? Каким настроением проникнуты? Какое время года описывает поэт? Как А.С.Пушкин называет весну? Найдите ключевое слово. Совершенно верно. Весна У Пушкина – «утро года». Почему?
Итак, тема нашего занятия – «Весна – утро года». Записываем в наши «весенние тетради.

3. Запись темы урока

4. Беседа

– А с чего для вас начинается весна? Может быть, с голубых теней на снегу? Или с кряхтенья , с каким лёд оседает под жаркими лучами солнца? Или с воды, вдруг открывшейся среди льда и засиявшей светом? Художники и поэты помогают нам увидеть мир заново. А для этого надо быть человеком , глубоко чувствующим и зорко видящим, свободно мыслящим и преданно любящим родную природу.Художники и поэты помогают нам увидеть мир заново. А для этого надо быть человеком , глубоко чувствующим и зорко видящим, свободно мыслящим и преданно любящим родную природу.
– Какой первый весенний месяц? Что в это время происходит  в природе?
– Первый весенний месяц несёт природе обновление. И ,наверное, это радостное пробуждение природы помогает вам увидеть всё вокруг заново.
– Попробуйте написать, какие образы, мысли, чувства возникают у вас при слове «март».

5. Письменная работа

6. Работа с репродукцией картины И. Левитана «Март»

– Замечательный русский художник Исаак Левитан написал картину, которая так и называется «Март». Левитан очень любил русскую весну. Своему другу из-за границы он писал:»Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, реки разлились, оживает всё…Нет лучше страны, чем Россия!»
– Всмотритесь ещё раз в картину и напишите , что же любит в этом мартовском дне Левитан. (Дети работают в тетрадях. После чтения учитель предлагает свой вариант.)

7. Сочинение-миниатюра

8. Учащиеся читают образец сочинения

Как ярко светит солнце! Мир залит светом, и синие тени на снегу подчёркивают нежную золотистость этого света. Простор синего неба и яркость золотого света, не знающие границ, создают ощущение праздника весны, освобождения от скованности, оцепенения. Деревья у художника словно танцуют или летят к небу. И они не чувствуют своей наготы, не стыдятся, что они без листьев рядом с одетыми в зелень соснами. Весна в представлении Левитана – это мир без границ, и он ликует радостно, но без торжественных громов. Всё просто, даже застенчиво в своей обыкновенности: и покосившееся от старости крыльцо, и лошадка с пустыми санями, и талая дорога. Такой увидел весну художник Левитан.

9. Чтение стихотворения Б.Пастернака «Март»

– Наверное, каждый человек находит в природе что-то своё. Борис Леонидович Пастернак написал стихотворение, которое называется тоже «МАРТ».

10. Беседа

– Итак, что же весна для Пастернака?
– Не  правда ли, много странностей в этом стихотворении?
– Как назван навоз? (Живителем и виновником всего)
– Почему?(Ну конечно, удобряет землю,живит).
– Но почему виновник? Может быть, без него бы не выросло ничего, он и «виноват» в этом возрождении жизни из земли? Чем необычно это стихотворение?
– В нём нет никаких красивостей. Напротив, Пастернак говорит и о чахлом снеге, что он болен малокровьем, и о худосочье сосулек. Вы, наверное, любите эти прозрачные ледяные нити, искрящиеся при падении?
Для Пастернака дорого только то, что наполнено живительной и дерзкой силой. Весна у поэта – неистовая, почти бешеная работа, не утихающая ни на секунду, бущующая.

11. Творческая работа

– А теперь напишите, почему  Пастернак сравнивает весну с дюжей скотницей. Нарисуйте словами, какой вы видите весну в этом стихотворении. Обратите внимание на , что слово ДЮЖИЙ в толковом словаре В.И. Даля объясняется как «здоровый, плотный, сильный, крепкого сложения, прочный».

– Молодцы. У вас получились хорошие работы.

12. Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

– Весна прокладывает свой путь в неустанной борьбе.Прочтите стихотворение Ф.И.Тютчева и подумайте, почему весна побеждает?

13. Беседа

– Как вы ответите на вопрос»Почему весна побеждает»? Каким настроением проникнуто это стихотворение?
– В стихотворении столкнулись покой и движение. Покойно белеющий снег и сонный брег скованы неподвижностью. Но бег весенних вод сильнее ленивого оцепенения. Весенний гул разрастается. Это передано даже в звуках первой строфы. Попробуйте определить эти звуки.  («Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят». Непрерывно повторяющиеся  УТ-У напоминают гул потока, БЛ-ГЛ – весенние всплески журчащей воды.)
– Какое предложение употреблено в середине стихотворения? С какой целью? (В середине стихотворения Тютчев вводит прямую речь, чтобы подчеркнуть силу и открытость голосов весны. А в конце, победив скованность земли, весна становится тихой и нежной, но движущейся, льющейся. Недаром речь идёт о хороводе майских дней.)

14. Работа с репродукцией картины И. Левитана «Весна. Большая вода»

– Мы вновь с вами любуемся картиной Левитана. Что изображено на картине? Какие краски использовал художник? Попробуйте описать картину. Какая весна на этой картине?  Составьте словосочетания и запишите их.

15. Чтение стихотворения И.Бунина «Бушует полая вода». Беседа

– Что увидел в весне И.А.Бунин? Чем поэт любуется? Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения? Как соотносится содержание стихотворения и картина Левитана? Что общего? Ещё раз прочитайте первую строфу стихотворения .Какую картину они вам напомнили? (А.Саврасов. «Грачи прилетели»).

16. Работа с репродукцией картины А.Саврасова «Грачи прилетели»

– Какая из картин вам более близка? Чем удивляет весна каждого из художников? Запишите.

17. Прослушивание музыкального произведения

– Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года». Опишите, что вы увидели, представили себе, когда слушали музыку.

18. Слово учителя

– Итак, сегодня мы с вами читали стихи, любовались картинами художников, слушали музыку. Все произведения  были посвящены замечательному времени года – весне. Так какая же весна  у поэтов, художников, композиторов? Запишите ключевые слова. (Весна. Утро года. Март. Солнечный свет. Талая вода. Неистовая. Бущующая.)

20. Творческая работа

Ребята пишут синквейн, используя ключевые слова.

21. Заключительное слово учителя