Поэтический вечер "Две великие"

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Форма: поэтический вечер.

Цели проведения: содействие эстетическому воспитанию школьников; расширение знаний об изучаемом предмете.

Возраст: учащиеся старших классов.

Количество участников: Класс. Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.

Место проведения: читальный зал, концертный зал, кабинет литературы.

Оборудование: музыкальная аппаратура, пластинки, аудиокассеты, книжная выставка, календарь, оформленный школьниками, с портретами поэтов, фотографиями.

Этапы подготовки и проведения:

а) подготовительный этап

  • отбор участников для подготовки и проведения;
  • сбор участников и постановка перед ними задач;
  • распределение ролей, в том числе, отвечающего за аппаратуру и музыкальное сопровождение, за оформление мероприятия;
  • индивидуальная работа с участниками;
  • репетиции (по плану);
  • подготовка аудитории;
  • генеральная репетиция;

б) проведение мероприятия:

  • вступительное слово библиотекаря (учителя-словесника) о цели вечера;
  • основная часть;
  • заключительная часть – представление участников, благодарственное слово всем присутствующим, краткое знакомство с выставкой литературы, приглашение в библиотеку.

в) заключительный этап:

  • оформление альбома;
  • обсуждение мероприятия.

Советы: количество ведущих и чтецов не регламентировано. Прекрасный эффект достигается, когда стихи читают почти все участники вечера. Это способствует созданию неформальной атмосферы и позволяет вовлечь школьников в процесс сотворчества.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка Я. Сибелиуса (Финляндия, симфоническая поэма ля бемоль мажор, соч. 26 №7). На фоне постепенно затихающей музыки звучат слова ведущего.

ВЕДУЩИЙ 1: Конец 19 – начало 20 века – это один из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури. Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре.

ВЕДУЩИЙ 2: Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода стала поэзия, недаром получившая впоследствии название "поэзии серебряного века".

ВЕДУЩИЙ 3: Творчество поэтов "серебряного века" сложно и неоднозначно. И только, пожалуй, два имени вне всяких обсуждений и осуждений, две великие, русские, две подруги богам.

ВЕДУЩИЙ 4: Анна Ахматова.

В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году…

ВЕДУЩИЙ 5:

Кто создан из камня, кто создан из глины,
– А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и нагробные плиты...
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?
– Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

ВЕДУЩИЙ 6: «Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя.» – писала Анна в дневнике.

Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты, в своих путях уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.

Звучит песня на стихи А.А. Ахматовой «Виновник».

ВЕДУЩИЙ 7: Гумилев Н.С.

Из логова Змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью,
А думал забавницу,
Гадал – своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь – морщится,
Обнимешь – топорщится,
А выйдет луна – затомится.
И смотрит, и стонет, как будто хоронит
Кого-то, – и хочет топиться.
Твержу ей – крещеному
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору.
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую гору.

ВЕДУЩИЙ 8: Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых». Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

ВЕДУЩИЙ 9:

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в Вечности – жена, не на бумаге!
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз.
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые имена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

ВЕДУЩИЙ 10:

Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.

ВЕДУЩИЙ 11:

Н.С. Гумилев был расстрелян в 1921 году за участие в контрреволюционном заговоре.

Упаду, смертельно затоскую,
и прошлое увижу наяву
Кровь ключом захлещет на сухую
Пыльную и мятную траву.
И господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
Невысокий старый человек.

ВЕДУЩИЙ 12:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга.
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией,
После долгих томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Эту молитву ей напомнила М.И. Цветаева: «Как вы могли написать… Разве вы не знаете, что в стихах все сбывается?»

ВЕДУЩИЙ 13:

Сбылось в их судьбах многое, смерть любимых, аресты родных, аресты детей, одиночество и неприкаянность. М.И. в эмиграции пишет:

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма …

ВЕДУЩИЙ 14: Ахматова оставить Родину не смогла.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной,
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара,
Остаток юности губя
Мы не единого удара
Не отклонили от себя.

ВЕДУЩИЙ 15:

Всё драматично переплелось и соединилось в жизни Цветаевой: череда утрат и жажда обретений, бездомность, полынная горечь чужбины, чужестранность в родном краю, даль памяти и провидение грядущего, бесстрашие самоанализа и страсть самообмана. Но Марина Цветаева унесла "свой чёрный посох", нам же оставила "золотистые листья" – стихи! Стихи, которые "излучают любовь и любовью пронизаны".

Звучит запись песни на стихи М.И. Цветаевой «У зеркала».

ВЕДУЩИЙ 16:

Непогребенных всех – я хоронила их.
Я всех оплакала, а кто меня оплачет?

Как заклинание мы сейчас без устали, повторяем душе­спасительную формулу чудесного обретения попранной справедливости: "Жить в России надобно долго". Только ведь Ахматова прожила на свете не 35 лет, как Гумилев, и не 40, как Блок, и не 47, как Мандельштам, а почти 77, дольше, кстати, и Цветаевой, и Пастернака, и вообще едва ли не всех других русское поэтов, но так и не дождалась ни отечественной публикации "Реквиема", ни отмены разностного партийного постановления 1946 г. Ахматова вернула нам ощущение весомости, значимости, отдельной строке, которая стоит порой целого стихотворения.

ВЕДУЩИЙ 17:

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

ВЕДУЩИЙ 18: Пророческими стали слова М.И. Цветаевой:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
– Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(где их никто не брал и не берет),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд. 

Звучит песня на стихи М.И. Цветаевой «Реквием» («Уж сколько их упало в эту бездну»).

Литература:

  1. Ахматова А.А. Избранное. М.: Просвещение, 1993.
  2. Бальмонт К.Д. Стихотворения. М.:Худож. лит., 1990.
  3. Блок А.А. Собрание сочинений в 6 т.Т.1. М.:Правда, 1971.
  4. Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения / Редкол. Г.Беленький и др. М.: Худож. лит., 1991.
  5. Волошин М.А. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1990.
  6. Волошин М.А. Путник по Вселенным / Сост., вступ. ст., коммент. В.П. Купченко и З.Д. Давыдова.- М.: Сов. Россия, 1990.
  7. Гумилев Н.С. Сочинения в 3 т. М.: Худож. лит., 1991.
  8. Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество: Книга для учителя М.: Просвещение, 1991.
  9. Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для уч-ся ст. классов. / Сост. Л.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1989.
  10. Русские писатели: Библиографический словарь. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 1990.
  11. Серебряный век русской поэзии / Сост., вступ.ст., прим. Н.В. Банникова. М.: Просвещение, 1993.
  12. Урбан А. Стихи-собеседники. Л.: Дет. литература, 1978.
  13. Цветаева М.И. Избранное. М.: Просвещение, 1992.