Поэтическая идея языка.
Слова, слова, слова…
В. Шекспир “Гамлет”.
Священное уменье говорить,
Рождать слова и строить фразу.
Я знаю, люди состоят из слов,
Которые им внутрь вошли,
и тела.Е. Винокуров
Когда-то, во времена мрачного средневековья, грамматика изображалась с ножом в правой руке – для подчистки ошибок и с розгой в левой – для наказания лентяев. Суровая наука, ничего не скажешь! А стала ли она добрее к обучающимся сегодня? Судя по катастрофически падающей грамотности наших учеников, вряд ли. Путь освоения русского языка (своего родного языка!) для многих очень и очень тернист. И часто не из-за лености. Почему? Что такое язык для каждого из нас? В чём конечная цель его изучения? В том, чтобы выучить все правила и попытаться делать как можно меньше ошибок при письме? В том, чтобы пользоваться языком как средством общения, выражая собственные мысли, эмоции, ощущения?
А, может, язык нам дан также и для приобщения к культурным ценностям, накопленным народом за столетия, для совершенствования своего духовного мира? И то и другое, и третье. Но самое главное, мне думается, мы всё же пропускаем. Как там не крути, а Слово – средство выражения своего "Я" и созидания независимой творческой личности.
Но о каком творчестве может идти речь, если для многих наших школьников русский язык – всего лишь концентрат сухих правил и определений? Они, безусловно, должны присутствовать на уроке, без них – никуда. Но усвоение грамматических правил должно быть не самоцелью, а средством познания всего многообразия языковых явлений.
При таком подходе урок языка мыслится несколько иным. Главная его особенность- сотворчество учителя и ученика в познании, осмыслении, это творческая, исследовательская работа над словом, направленная на развитие личности каждого ребёнка.
Современные условия развития образования, в том числе и литературного, выдвинули на первый план понятие "личности" ученика, деятельность же педагога должна быть направлена на раскрытие заложенных в нём возможностей.
Новые концепции современного литературного и языкового образования школьников, представленные в различных программах (Кутузова А.., Княжницкого А.И., Коровиной В.Я.) также ориентированы на создание условий для личностного развития учеников, становления их читательской и творческой самостоятельности.
Однако возникает вопрос: поддаётся ли обучению творческая деятельность учащихся, связанная с развитием речевых способностей? Какова природа речевых способностей ребёнка? И здесь мне хотелось бы привести цитаты двух учёных – лингвиста и психолога.
В 1910 г. в своей работе “ Грамматика и история языка” К. Фосслер писал: “Идея языка по существу есть поэтическая идея, истина языка есть художественная истина, есть осмысленная красота”.
В 1960-х годах психолог Н.И. Жинкин была высказана мысль о том, что “речь – это, безусловно, творческая функция человеческой психики”. С этими мыслями нельзя не согласиться.
Таким образом, речевые способности ребёнка – речевая память, ассоциативность, субъективность, метафоричность, потребность чувствовать внутреннюю форму слова, создавать собственное высказывание – являются творческими.
Как же развить эту потребность творить, самовыражаться, искать, ошибаться и снова искать ту единственную, неповторимо своеобразную манеру говорить и писать, читать и понимать, слушать и думать? Как подсказать ребёнку путь к овладению словом?
Такие методы и приёмы, как:
- прослушивание музыки,
- мелодекламация,
- иллюстрирование музыкальных и поэтических произведений,
- ассоциативный, лингвистический, стилистический эксперименты,
- устное словесное и графическое рисование,
- выразительное чтение,
- комплексный анализ художественного текста,
- метод семантического поля,
- написание сочинений различных жанров,
- инсценировки,
связаны с процессами восприятия искусства, с интерпретацией художественных текстов и в силу этого представляют собой единый учебно-методический комплекс, направленный на развитие речевых и творческих способностей учащихся.
Например, различные виды языкового эксперимента, работа над авторским словом “погружают” ребёнка в атмосферу творческой мастерской писателя. Прослушивание музыки и мелодекламация имеют огромное значение при создании настроения, установки на творчество, развивают эмоциональную сферу. Рисование, как графическое, так и устное словесное, способствует речевому развитию, является переходом от невербальных видов творчества к упражнениям в словесном творчестве.
Таким образом, анализ текста на основе синтеза искусств и создание учащимися собственных речевых произведений является тем методическим механизмом, который способствует проявлению эстетической, образной природы слова, позволяет учить школьников интерпретировать художественный текст, понимать метафорическое значение видов слова и образа. Энергия произведений различных видов искусства проявляет тонкие слои контекстов, вызывает у ребёнка поток субъективных ассоциаций и создаёт тем самым целостное чувственно-образное представление о слове, художественном мире того или иного писателя, о мироздании в целом и о себе самом.
Главное – разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию; научить пользоваться смысловыми оттенками слова, нюансами, переносными значениями и его изобразительными возможностями; пробудить у ребёнка потребность в сочинительстве. Сюда нужно добавить и ещё нечто важное: вдохновение и воображение учителя и ученика.
Конечно, не все станут поэтами. Это удел не многих. Но почувствовать второе дыхание слова, из “суммы” слов создать некую художественную целостность; передать через эту целостность что-то своё личное и неповторимое – это, наверное, и есть речевое творчество. А нам, учителям, очень важно сохранить при обучении живое детское чувство, неповторимость и оригинальность художественной мысли ребёнка.