Литература
-
Практическая работа по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2010
На уроке развивается внимание, связная речь, происходит совершенствование умений читать, слушать, обогащать лексику. Формируется активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы. Повышается интерес к литературе. Воспитывается умение работать с книгой. Воспитывается уважительное отношение к женщине, к матери.
-
Практическая работа: «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» 2017
Образ русской женщины всегда вызывал интерес у писателей и поэтов. Силой любви и красотой женщины восхищались, умением жертвовать собой во имя других, трудолюбием и выносливостью поражались. Для кого-то она была музой, для кого-то примером для подражания. Так в чем же сила и слабость русской женщины? На этот вопрос мы попытаемся ответить, обратившись к произведениям двух великих писателей Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и А.И. Солженицына «Матренин двор».
-
Практические аспекты использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности (из методического дневника учителя русского языка и литературы) 2010
В статье описывается возможная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ. Компьютер применяется для создания наглядных пособий, разработки презентаций, оформления рефератов, докладов, для проверки знаний, подготовки к экзаменам. Особое внимание уделяется методике работы над составлением медиапроектов по ассоциативному восприятию слов «надежда», «правда», «совесть» и различных понятий, к примеру, «что такое русский язык».
-
Практические работы по литературе конца XVIII — начала XIX вв. 2004
Первоначально понятия "классицизм", "сентиментализм", "романтизм" даются учащимся в 9-м классе. В 10-м же нужно повторить и углубить знания о данных понятиях, чтобы перейти к изучению литературы XIX века и понятию "реализм". Известно, что лучше запоминаются те знания, которые добываются в процессе самостоятельной работы, поэтому в начале 10-го класса предлагается провести систему практических работ, заканчивающуюся контрольной работой. Практические работы можно организовывать в группах, где школьники могут обсудить, найти доказательство того или иного положения с использованием дополнительной (справочной) литературы. В течение урока отвечает каждый член группы (по одному из заданий). А в конце урока каждый должен сделать самостоятельно (письменно) вывод по уроку. Таким образом, каждый ученик получает оценку на уроке (учитель выставляет только положительные оценки) и оценку за письменный вывод (выставляются только положительные оценки). А за контрольную работу, куда входят вопросы из каждой практической работы, выставляются уже все оценки. При такой системе повторения изученного на уроках соблюдаются - индивидуальность обучения - посильность - проблемность - наглядность - связь теории с практикой... и возможность получить оценку каждому ученику по каждой теме.
-
Практические упражнения. Задания на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию 2022
Представлены практические упражнения на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию.
-
Превращения слов. Использование изобразительно-выразительных средств в рассказе В.Г. Распутина "На реке Ангаре" 2010
Данный урок разработан в аспекте технологии развития критического мышления, позволяющей вырабатывать у учащихся умение делать оценивающее и взвешенное суждение, формулировать суждения на основе критериев, а также умение построения гипотезы и логического формулирования выводов. Данная тема изучается на уроке литература Восточной Сибири в шестом классе.
-
«Преданность и предательство» (По тексту В.К.Железникова «Чучело») 2022
Цель урока: на примере текста повести «Чучело» поговорить о таких вещах, как преданность и предательство, проблемах взаимоотношения общества и коллектива.
-
«Преданья старины глубокой…»? (к изучению поэмы «Руслан и Людмила» на уроках литературы в 5-м классе) 2020
К поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» школьники обращаются еще в начальных классах: на уроках литературного чтения они знакомятся с отрывками из этого великого произведения. Большинство учеников наизусть помнят отрывок «У лукоморья дуб зеленый…», не ведая, чаще всего, что такое лукоморье, почему именно дуб, кот на цепи… Сказка, да и только. Но только ли сказка? Этот вопрос хотелось бы обозначить как «сверхзадачу» прежде всего для учителя, который будет вместе с классом анализировать данное произведение.
-
Предметная неделя "Содружество муз" 2008
Предметная неделя "Содружество муз" один из видов внеклассной работы в приобщении школьников к искусству слова, в развитии художественного восприятия окружающего мира, в расширении знаний о далекой и загадочной Японии. Предметная неделя проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к литературе, истории, географии и оказывающий массовое воздействие на учащихся.
-
Предметно-практическое образование в педагогике музейного творчества 2013
Работа творческого коллектива авторов раскрывает возможности предметно-практической деятельности в педагогике музейного творчества для одаренных детей и с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ФГОС и отечественных психологов. Рассматриваются театральные постановки, ярмарки, выставки, мастер-классы; предлагаются варианты проектов в музейной экспозиции.
-
Предметные недели. Литературное творческое объединение 2003
Значение предметных недель для развития творческого потенциала учащихся. Литературное творческое объединение. Опыт работы.
-
Предпасхальные и пасхальные мотивы в литературе и искусстве 2007
В своем уроке по внеклассному чтению "Предпасхальные и пасхальные мотивы в литературе и искусстве" я хотела показать, насколько актуальна эта тема в наше время, интересна учащимся. Они расширили свое представление о христианских праздниках, познакомились с тем, как изобразил приготовления к Пасхе замечательный русский писатель Иван Сергеевич Шмелев, увидели репродукции к теме великих художников и услышали христианскую музыку. Ибо христианская культура основана на христианской образованности и символике и воплощает в себе христианскую нравственность.
-
Предромантическая версия инцеста в рассказе И.М. Карамзина "Остров Борнгольм" (1793 г.) 2011
Цель работы – проанализировать систему мотивов инцеста в русской литературе XVIII века как проявление психологизации литературы; изучить инцестуальные проявления в поведении человека в социально-антропологическом, мифологическом и художественно-эстетическом аспектах.
-
"Предсмертные сны (галлюцинации) Свидригайлова в идейной структуре "Преступления и наказания". Как по снам можно понять нравственное банкротство героя?" 2014
Статья посвящена анализу предсмертных снов (галлюцинаций) Свидригайлова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ученики через анализ ярких, выразительных художественных деталей, композиции, пейзажа приходят к осознанию предназначения снов в идейной структуре романа, к раскрытию двойственного характера личности героя, к пониманию его сложного, противоречивого внутреннего мира.
-
Представление о достойной жизни в сказке К.Жакова "Гулень на небе" 2018
Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством К.Жакова; знакомство с понятием «философская сказка»; анализ сказки «Гулень на небе».
-
Представление проектов на тему "Пушкин – наше все". 9-й класс 2014
Урок литературы – представление проектов по теме с целью вовлечения каждого участника в активный познавательный процесс; формирование и развитие навыков научной и творческой работы; обогащение духовного мира учащихся, сбор, систематизация, оформление и представление сведений об А.С. Пушкине.
-
Презентационное сопровождение к уроку литературы "Н.В. Гоголь "Ревизор". 8-й класс" 2010
Данная презентация поможет учителю-предметнику при подготовке к уроку по теме "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор". Конспект урока опубликован на сайте Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" за 2006–2007 год.
-
Презентация "Биография Николая Алексеевича Некрасова" 2019
Представлена презентация, знакомящая учащихся с биографией Николая Алексеевича Некрасова.
-
Презентация "Воротничковая жизнь" Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник" 2022
Представлена презентация к рассказу Тэффи "Жизнь и воротник".
-
Презентация "Ко Дню Победы…" 2012
Презентация апробирована среди учеников 5-х классов и предназначена для внеклассных занятий или программного изучения литературы, духовно-нравственного воспитания детей. Урок развивает гражданское самосознание учеников.
-
Презентация "Москва Есенина" 2023
Представлена презентация по теме "Москва Есенина".
-
Презентация "Первоцветы" 2020
Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днём сильно пригревает яркое лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, а ночью земля стынет. Зелёное царство просыпается, и подносит нам сои первые, хотя и скромные на вид дары.
-
Презентация "Путешествие с Маленьким принцем" 2023
Представлена презентация "Путешествие с Маленьким принцем".
-
Презентация "Слово о Н.М.Карамзине" 2024
Творческое наследие Николая Михайловича Карамзина способствует воспитанию патриотических чувств у учащихся. Материал можно использовать не только на уроках литературы, но и на уроках истории.
-
Презентация "Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»" 2022
Представлена презентация к анализу повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
-
Презентация к 90-летию со дня рождения Р.И.Рождественского 2024
Данная презентация подготовлена к литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 90-летию со дня рождения выдающегося поэта XX века, автора текстов популярных песен, переводчика Роберта Ивановича Рождественского. В работе рассказывается о жизненном и творческом пути поэта. Кроме того, используются воспоминания самого автора, его жены Аллы Киреевой, его близких и друзей (Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, М.Мудрика, Л.Анненского). На встрече в творческом исполнении преподавателей школы, старшеклассников и известных артистов звучали стихотворения поэта, песни на его слова. Такого рода мероприятия можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Целью данной гостиной является, несомненно, важная для подрастающего поколения вещь: прикоснуться к миру поэзии этого удивительного человека и гениального поэта, поэта предельной искренности, непревзойденного таланта, способного проникнуть в самые отдаленные уголки человеческой души.
-
Презентация к конкурсу. Едкая сатира "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" 2011
Цель урока: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина; показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; подвести к пониманию авторского замысла и отношения к героям; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Презентация к открытому уроку литературы в 6-м классе "Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета" 2021
Цели урока: познакомиться со стихотворениями А.А.Фета; научится анализировать поэтические произведения, находить изобразительно-выразительные средства в тексте, видеть краски и слышать звуки; учиться любить родную природу.
-
Презентация к открытому уроку литературы Судьба бродячих артистов. Чувство собственного достоинства, верность и дружба в произведении А.И.Куприна "Белый пудель" 2022
Цели урока: знакомство с литературным произведением, формирование понятий о построении рассказа, совершенствование навыков выборочного чтения и литературного анализа, организация работы над лексикой, рисующей психологический и портретный облик героев произведения; самостоятельная оценка поступков героев, определение авторского отношения к героям и событиям произведения; понимание авторского замысла.
-
Презентация к открытому уроку по произведению М.Булгакова "Собачье сердце" 2024
Цель урока: разобрать образ Шарикова, понять, что сделало его злым, каковы причины хамства и наглости героя.