Литература
-
Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" 2017
Патриотическое воспитание школьников способствует укреплению любви к Родине, порождая в юном человеке чувство ответственности за свою семью и государство, за сохранение всяческих благ общества, развитие достоинства каждого отдельно взятого гражданина. На примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» у учащихся происходит формирование понимания важности подвига русского народа в Бородинском сражении. Ученики учатся анализировать содержание произведения, выявляют его художественные особенности.
-
Поэтическое наследие И.С. Тургенева. Триптих "Вариации" (анализ стихотворения "Утро туманное, утро седое…" ("В дороге") 2011
При изучении лирических произведений Тургенева особое место занимает стихотворение «Утро туманное, утро седое…». В данной работе затронуты не только тема и идея стихотворения, но и рассмотрены семантическое значение слов, лексические и морфологические средства выразительности, с помощью которых поэту удалось достичь такого совершенного творения. Работа строится на основе комплексной методики исследования, широко представленной в работах профессора Болотновой Н.С.
-
«Поэты Кузбасса о себе, природе и родине». 5-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством некоторых поэтов Кузбасса. Учащиеся приобретают навыки выразительного чтения поэтического текста. Показывается красота сибирской природы.
-
Поэты на войне 2011
Работа знакомит с поэтами-фронтовиками, их биографиями и произведениями, не включенными в школьную программу.
-
Поэты Серебряного века о времени и о себе (литературная композиция) 2013
Литературная композиция подводит итог изучения творчества поэтов Серебряного века. Звучат основные принципы таких литературных течений модернизма, как символизм, акмеизм, футуризм и новокрестьянская поэзия. Учащиеся рассказывают стихотворения поэтов Серебряного века и комментируют их. Литературная композиция сопровождается показом слайдов, на которых представлены портреты поэтов Серебряного века. Звучат песни на стихи С.Есенина.
-
"Поющее сердце России" 2011
Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, помогает увидеть через стихи духовный мир поэта, предельную искренность поэзии. Урок предполагает предварительное разучивание учениками стихов и романсов.
-
«Правда в пьесе М. Горького "На дне"». Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения 2009
Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения, предполагающая реализацию следующих целей: выявить позиции героев пьесы; побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова; содействовать формированию навыка работы в группе, навык публичного выступления.
-
"Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…" Философская проблематика в рассказе А.П. Чехова "Студент" 2013
Цель урока: оттолкнувшись от частного – от бытовых ситуаций, изображенных Чеховым в «Студенте», – постичь основное философское ядро рассказа, для чего необходимо раскрыть значение в структуре этого произведения евангельской истории о предательстве Петра. В работе активно используются приемы развития критического мышления. В основе урока – три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
-
«Правда и красота …главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А.П.Чехов). Рассказ А.П.Чехова «Студент». 2 часа 2017
Цель урока: раскрыть идейно-художественную ценность произведения, используя прием «выявления бинарных оппозиций».
-
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2018
Цель урока - определение сквозных тем Петербургских повестей на примере повести «Невский проспект». Урок знакомит обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести; развивает навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умение выделять главное, определять авторскую позицию; содействует формированию нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики.
-
"Правда" Сони Мармеладовой (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2013
Цель урока: определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой. Проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на "преступление" Сонечки; как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через "правду" Сонечки.
-
Праведник земли Русской. Русский национальный характер (по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"). 10-й класс 2011
На уроке рассматривается один из "вечных" проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, "русской" душе. На примере судьбы героя "Очарованного странника" Ивана Флягина исследуются понятия "праведничество", "странничество", поиск смысла жизни; выявляются черты русского национального характера.
-
Право на социальный и биологический эксперимент (по повестям М.А. Булгакова "Собачье сердце" и "Роковые яйца") 2006
Содержание урока – продолжение разговора об индивидуальном писательском подходе к изображению действительности. Преемственность в использовании основных булгаковских приемов в произведениях разных жанров: тема операции–эксперимента, учителя–ученика и др.
-
Правописание корней с чередующимися гласными ЛАГ-ЛОЖ 2019
В русском языке есть слова, в которых выделяются корни ЛАГ-ЛОЖ. Это особенные корни! Корни ЛАГ-ЛОЖ нельзя проверять подбором однокоренного слова с ударной гласной! В корнях ЛАГ-ЛОЖ происходит чередование гласных А // О, то есть в этих корнях иногда пишется А, а иногда О.
-
«Прадеду – товарка: в той же мастерской…»: Цветаева и Пушкин 2018
В русской литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. С драматической напряженностью эта тема звучит и в творчестве М.Цветаевой, для которой были характерны повышенная эмоциональность, ранимость, обостренное чувство справедливости.
-
Праздник "День славянской письменности и культуры" 2013
Цель праздника: обеспечить мультимедийную поддержку учебного материала для активизации учебно-воспитательного процесса.
-
Праздник "Здравствуй, осень золотая!" 2009
Главной задачей школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Все мероприятия школьной библиотеки способствуют развитию интереса к чтению. Это книжные выставки, литературные игры и вечера, беседы и уроки внеклассного чтения. Проведение различных массовых мероприятий формирует традиции школы, сплачивает детский коллектив, создает ситуацию успеха для каждого ребенка.
-
Праздник «Спасибо тебе, азбука! По дороге добра» 2015
Традиционно окончание букварного периода завершается праздником «Спасибо тебе, азбука!». Всегда хочется, чтобы он прошел ярко и интересно. В этом году мы решили его провести в форме игры-путешествия «По дороге добра». Встречая на пути разных животных, дети делают для них «маленькие» добрые дела. В заключение праздника детей ожидает награда.
-
"Праздник души" в рассказах В.Шукшина (7-й класс) 2008
Цели урока-исследования с элементами мастерской: формирование умения самостоятельно исследовать художественное произведение, развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики - искусства слова, расширения представления учащихся об особенностях индивидуальной манеры Шукшина, формирование нравственных качеств личности, воспитание патриотизма, интереса к "малой родине".
-
Праздник знаний в 1-м классе. Игра-путешествие «В поисках «Азбуки» 2021
Задачи мероприятия: формировать у учащихся понятия «речь письменная и устная», «звук», «знак вопроса»; развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух, навыки самостоятельной учебной деятельности; познакомить с учебником «Азбука»; прививать интерес к чтению.
-
Праздник книги. "Книга в кругу читателей" (по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо") 2009
Урок формирует у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге; на примере книг у учащихся воспитывается любовь к жизни.
-
Праздник книги. 5–6-е классы 2011
Мероприятие способствует расширению кругозора учащихся; повышает интерес к чтению, формирует уважительное отношение к книге, чтению, труду писателя; воспитывает чувство уважения к читающему человеку; используется музыкальное сопровождение, иллюстрации, пословицы, высказывания о книгах и чтении.
-
Праздник, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя "Мои образы из того же тела, что и мы" 2011
Представлен сценарий праздничного вечера, посвященного 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Вечер воспитывает уважительное отношение к русской литературе, трепетную любовь к русскому слову, чувство патриотизма.
-
Праздник, посвященный 70-летию Н.М. Рубцова 2007
Праздник, посвященный 70-летию Николая Михайловича Рубцова. При подготовке праздника были использованы сборники стихов «Лирика», «Звезда полей», а также музыка Свиридова.
-
Праздник-конкурс "Натали" (комплекс материалов) 2008
Праздник-конкурс "Натали", посвященный 195-летнему юбилею жены и музы великого поэта - прекрасной Натали.
-
Праздник–конференция по литературе в 11-м классе "Поэзия подвига" 2009
В ходе урока ученики познакомились с ролью поэзии в военные и послевоенные годы, узнали, что уже в первые дни войны была создана песня-символ "Священная война". Исследователи рассказали об истории создания песен В.Высоцкого. В заключение сделан обзор современной литературы на военную тему.
-
Праздничный урок ко Дню учителя (презентация) 2022
Презентация предназначена для проведения игры старшеклассниками на день учителя.
-
Практикум по выполнению заданий ЕГЭ 2011
Учителю русского языка и литературы хорошо известно, что самым трудным делом в преподавании словесности является сдача учащимися Единого государственного экзамена по литературе. К тому же успешной сдачей государственного экзамена по литературе будет и то, если ученик сам попробует составить материал для ЕГЭ. В работе предлагается четыре варианта составленного практикума по подготовке к ЕГЭ по литературе.
-
Практическая работа «Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н.Д.Телешова «Белая цапля») 2020
Цели урока: развивать уважительное отношение к русской литературе, родной культуре; развивать навык смыслового чтения, развивать умение управлять своим временем, планировать пути достижения целей; развивать умение строить письменное высказывание, рассуждать, адекватно использовать речь для решения коммуникативных задач; развивать умение наблюдать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать.
-
Практическая работа по мифологии в курсе литературного образования в 6-м классе 2009
В статье дается обзор проведения практической работы, даются рекомендации по отбору материала, охарактеризованы перспективы урока и возможность обращения к нему при изучении произведений более позднего периода. Статья содержит список примерных вопросов и заданий, адресованных ученикам в ходе выполнения работы. Прилагаемые к ним комментарии помогут не только начинающему учителю, но и опытному педагогу.