Литература
-
Открытый урок по теме "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки” 2009
Урок даёт возможность шире раскрыть роль музыки в литературных жанрах: басне и сказке.
-
Открытый урок по теме: "Живи, письмо!" 2010
Дети учатся грамотно излагать свои мысли, возрождаются традиции эпистолярного жанра, концентрируется внимание на ценностях родного языка.
-
Открытый урок по теме: "Маяковский и футуризм" 2007
Урок-исследование "Маяковский и футуризм" является первым в изучении темы "Творчество В.В. Маяковского" в 11-м классе. Он предполагает знакомство с биографией поэта и его ранней лирикой, а также исследование поэтики Маяковского, его новаторского подхода к написанию стихов. При подготовке к уроку учащиеся готовят презентацию и сообщение о биографии В.В. Маяковского, рисуют плакаты на школьную тему в стиле РОСТА. В ходе урока учащиеся работают в исследовательских группах, заполняют буклет, который потом используется при подготовке к экзамену по предмету. Данный урок соответствует как базовому, так и профильному курсу изучения литературы.
-
Открытый урок по теме: "Серебряный век русской культуры" 2007
Цели урока: охарактеризовать духовную жизнь русского общества начала ХХ в., наиболее значительные достижения науки, так как современники называли начало ХХ века "революцией в естествознании", изменившей мировосприятие современников; познакомиться с представителями русской оригинальной религиозно-философской мысли, которых объединяла любовь к Отечеству, волновала судьба России и значимость поиска места и роли России в мировой истории; познакомиться с ведущими направлениями в литературе и на примере футуризма показать влияние литературных открытий на формирование общественного сознания.
-
Открытый урок по теме: "Ты вспомни первую любовь…" (стихи о любви, созданные А.С. Пушкиным в лицейский период, посвященные Е.П. Бакуниной) 2007
Программа по литературе не предусматривает изучение стихотворений о любви, созданных в 1811–1816 годах А.С. Пушкиным. Между тем они могут быть интересны современным юношам и девушкам – ведь их создал учащийся-лицеист, 16-летний юноша, их ровесник.
-
Открытый урок по чтению в 7-м классе. В.Г. Короленко. "Дети подземелья" 2010
На примере произведения В.Г. Короленко «Дети подземелья» ученики отрабатывают технику чтения, работают над увеличением объёма памяти через мыслительную деятельность, развивают словесно-логическую память.
-
Открытый урок по чтению и развитию речи. В.Бианки. "Май"» 2010
Цели урока: продолжить изучение творчества писателя; помочь детям целостно, эмоционально и эстетически воспринять текст; уточнить и расширить знания школьников о жизни людей, животных, растений весной; сопоставить изображение природы весной в произведениях писателей и художников.
-
Открытый урок по чтению с использованием ИКТ в 4-м классе. А.Куприн. "Слон" 2008
Использован анализ небольшого художественного рассказа на примере рассказа А. Куприна "Слон". Цель урока — воспитывать доброту силой художественного слова. Задачи: совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы; укрепить навыки выборочного пересказа.
-
Открытый урок русского языка "Эссе по повести И.А. Бунина "Антоновские яблоки"" 2012
Открытый урок-творческая мастерская «Я и живая мимолетность…» в 11-м классе по материалу повести И.А. Бунина "Антоновские яблоки". Цель урока: научить писать сочинение в жанре эссе.
-
Открытый урок русской литературы в 4-м классе. Тема: Обобщающий урок по разделу "Мы с папой и мамой" 2008
Обобщающий урок русской литературы для 4-го класса по разделу «Мы с мамой и папой». Урок составлен по учебнику «В одном счастливом детстве» Бунеева.
-
Открытый урок русской литературы во 2-м классе по теме "Знакомство с поэзией К.И. Чуковского" 2008
Урок литературы для 2-го класса, на котором дети знакомятся с творчеством К.И. Чуковского, а также учатся сами писать стихи.
-
Открытый урок чтения "Книга в кругу читателей". Читательская конференция по повести В.Ф. Тендрякова "Весенние перевертыши" 2008
К сожалению, в век компьютерных технологий вдумчивое чтение порой подменяется беглым ознакомлением с классическими произведениями через Интернет, поэтому так важно использовать в школе такие виды и формы работы, которые помогли бы подросткам увидеть красоту художественного слова, сформировать у них стремление к живому общению как с писателями далёкого прошлого, так и с писателями-современниками, с героями их произведений. Я огромнейшее внимание уделяю урокам внеклассного чтения. Повесть "Весенние перевёртыши" В.Ф. Тендрякова вызвала у моих учеников неподдельный интерес и, смею надеяться, оставила след в их душах.
-
Открытый урок чтения "Поэтический Северо-Запад" 2009
Пробовали ли вы писать стихи? А вдруг у вас талант? Вдруг получится? Ведь мир литературы - это особый мир. Путь в лирику - дело непростое, очень необычна эта область литературы. Здесь надо вслушиваться в слово, и через него вы научитесь понимать душу поэта.
-
Открытый урок чтения "Читать модно? Размышления о читателе XXI века" 2010
Сегодняшние школьники мало читают художественную литературу. Книгу часто заменяет компьютер. Традиционными стали открытые уроки чтения, помогающие познакомиться с основными тенденциями развития современного литературного процесса, с шедеврами мировой классики. Урок проходит в форме дискуссии с использованием ученических презентаций.
-
Открытый урок чтения по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева "Маленькая дверь в большой мир" 2003
В начальных классах очень важно обеспечить постепенный перевод учащихся от взаимодействия с учителем к самостоятельной познавательной деятельности, обеспечив при этом необходимую познавательную активность. В центре моего внимания такие формы уроков, которые способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают для каждого ученика возможность самовыражения. Это особенно актуально при обучении в классах с многонациональным составом учащихся.
-
Открытый урок чтения. Приглашение к чтению "Великие читают, рассуждают, советуют…", 11-й класс 2009
На уроке учащиеся узнают, как и что читали и читают знаменитые люди, какие книги близки им. Урок развивает у школьников мотивацию к чтению, воспитывает уважение к книге .
-
Открытый урок — путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир" по теме "Сущность ее жизни — любовь" 2008
Цель урока: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Л.Толстого "Война и мир", продолжить обучение навыкам лингвостилистического анализа текста; воспитывать любовь к Родине, стремление жить, не боясь трудностей и ошибок, учить любить жизнь во всех ее проявлениях.
-
Открытый урок-исследование по теме «Мотивы и причины преступления Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"» 2012
Урок-исследование мотивов и причин преступления, совершенного Родионом Раскольниковым. Цель урока: определить основной мотив, толкнувший Родиона Раскольникова на убийство старухи-процентщицы, исследовать, как психологически тонко и глубоко проанализировал автор все оттенки чувств Раскольникова до совершения им преступления, совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
-
Открытый урок. Литературная гостиная по лирике Б.Л. Пастернака "Во всем мне хочется дойти до самой сути…" в 11-м классе 2008
Литературная гостиная по лирике Б.Л. Пастернака. Ученики входят в сложный мир пастернаковского стиха, учатся понимать его музыкальность и живописность.
-
Открытый урок. Обучение грамоте «Буква «Я» и её звуки» 2022
Цель урока: развитие фонематических умений; понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте.
-
Открытый урок: "Спешите стать терпимей и добрей" 2010
Урок-раздумье о сложности человеческих отношений. В процессе работы учащиеся постигают нравственные проблемы, проходят к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг. Сопоставляя рассказы, дети приходят к выводу, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершил.
-
Открытый урок: Анализ стихотворения Б. Пастернака "Рождественская звезда" 2005
Цели урока: выявить особенности композиции произведения, а также образный ряд, показывающие читателю картину рождения нового мира; рассмотреть аналогичные композиционные приемы в других видах искусства (живопись, кино, архитектура).
-
Открытый урок: Научный спор о поиске истины. "Собеседник в поисках истины" 2006
Занятие проводилось на уроке литературы в 6-м классе перед изучением романа Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Данный текст использовался на семинарах со студентами БГПУ и преподавателями школ и вузов, когда решался вопрос о первостепенной роли учителя в воспитательном процессе. Тема всегда привлекает внимание и дает прекрасные результаты.
-
Открытый читальный зал 2011
Урок внеклассного чтения был подготовлен к юбилею А.П. Чехова. Автор знакомит учащихся с самыми популярными произведениями писателя, написанными о детях и для детей. Расширяет читательский кругозор учащихся, воспитывает чувства уважения к старшим, заботу о младших, любовь к животным.
-
Отражение библейской легенды о Содоме и Гоморре в художественном пространстве Петербурга (роман "Преступление и наказание") 2013
Цель урока-практикума: первоначальное погружение в текст рома «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Учащиеся работают в группах, собирают и анализируют материал по теме «Посмотрим на томские серединные улицы глазами Раскольникова».
-
Отражение нравственного облика Сергия Радонежского в изобразительном искусстве 2018
Цели урока: создать условия для историко-культурного и духовно-нравственного образования обучающихся; научить школьников через язык живописи понимать авторскую позицию, идею полотна; способствовать решению задач нравственного воспитания школьников; вызвать у детей понимание необходимости нравственного самосовершенствования на примере образа Сергия Радонежского.
-
Отражение поэмы "Слово о полку Игореве" в различных видах искусства 2014
Занятие развивает познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся, формирует нравственно-эстетические представления. Используются произведения литературы, живописи и музыки.
-
Отражение эпохи в романе И.А.Гончарова "Обломов" 2021
Интерес к творчеству Ивана Александровича Гончарова не иссякает и в наши дни. «Знамением времени» назвал вершину творчества писателя – роман «Обломов» – А.Н.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Истории живой души посвящен роман, как сам герой, раздавленный гнетом всероссийской «обломовщины», «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу». Статья предназначена для урока литературы в старших классах при изучении творчества И.А.Гончарова. Статья отражает николаевскую эпоху, ее влияние на формирование человеческих характеров. «Обломовщина» – характерная черта эпохи.
-
Отражение эпохи в стихотворении О. Мандельштама «Я вернулся в мой город…» 2015
Стихи Мандельштама сложны для понимания учащимися идейного содержания, порой их восприятие отличается противоречивостью и неоднозначностью. Задача учителя – ввести старшеклассников в мир образов поэзии Мандельштама, научить прислушиваться к интонации его поэтической строки. Урок пробуждает интерес к личности и творчеству Мандельштама в анализе одного из лучших стихотворений «Я вернулся в мой город…»
-
Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А.Блока "Двенадцать" 2012
Способ анализа поэмы А.Блока «Двенадцать» на уроке – последовательный, с интегрированным историческим и фактическим материалом. Поэма рассматривается и как художественное произведение, и как исторический факт, как документ эпохи. Выбор темы мотивирован необходимостью расширить представление о шедевре русской литературы на широком фоне исторической эпохи, неоднозначность, в оценке которой очевидна.