Тип урока: внеклассное чтение.
Цели урока:
- знакомство с поэзией К.И. Чуковского, узнать биографию и поэмы писателя;
- уметь выразительно читать стихи и передавать настроение поэмы и стихов;
- научить подбирать рифмы к словам;
- заинтересовать детей к поэзии писателя К.И. Чуковского.
Оборудование:
- выставка книг К.И. Чуковского;
- портрет писателя;
- пластинки со стихами К.И. Чуковского;
- таблица со стихами, картинки;
- конверты со словами-рифмами.
Ход урока
1. Организационный момент
- Чтение про себя.
- Чтение вслух скороговорки «На дворе трава, на траве дрова».
- Чтение про себя в темпе скороговорки.
2. Новая тема
– Сегодня мы с вами познакомимся с поэзией К.И. Чуковского. И узнаем много интересного, попытаемся сочинить сами стихи. Давайте послушаем пластинку и скажите, где вы слушали эти стихи или вы о них где-то читали? (Слушаем пластинку.)
3. Беседа
Рассказ учителя о биографии писателя-поэта К.И. Чуковского.
Корней Иванович Чуковский родился в 1882 году, в Петербурге, ныне это город Санкт-Петербург. Мать его была простой крестьянкой. И она вскоре с двумя детьми отправилась в Одессу.
Он учился в гимназии до 5-го класса, уже с малых лет он начал зарабатывать деньги на пропитание.
С 19 лет стал работать в газете «Одесские новости». Он писал статьи. Потом его отправили в Лондон учится. Приехал на родину и начал свою деятельность как литературный критик и к 1917 году уже пользовался большим авторитетом. После революции Чуковский стал писать стихи для детей. Первая детская книга «Крокодил» появилась в 1916 году. С тех пор он становится одним из самых любимых писателей для детей. А так же Чуковский очень много переводит книг с английского на русский язык такие как: «Приключение Тома Сойера» (Марка Твена), «Приключение Мюнхгаузена» (Растэ), «Приключение Шерлока Холмса» (Конан Дойла) и др. Чуковский испытал немало горя. Умерла от болезни младшая дочь, любимая Мурочка, это его кошка, во время войны погиб его сын Борис; старший сын Николай также умер раньше отца. Но дом Чуковского в Переделкино всегда был открыт для всех нуждающихся людей. Приглашали детей сюда на веселые праздники к дедушке Корнею.
– Но мы сегодня остановимся только на поэзии К.И. Чуковского.
– Какие вы стихи помните?
4. Самостоятельная работа
Раздаются книжки-малютки и читают понравившиеся стихи для выразительного чтения.
– Подготовленные дети читают такие стихи «Слониха читает», «Ёжики смеются», «Ёлка», «Свинка».
– Вот мы познакомились и послушали несколько стихотворений К.И. Чуковского.
– Теперь давайте поговорим как пишутся стихи и попытаемся сами сочинять стихи, но для этого нужно знать несколько правил!
5. Практическая работа
На доске висит таблица со стихом.
– Читаем стишок « Федотка».
Бедный Федотка-сиротка,
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого
Кто пожалел бы его
– Почему я эти окончания отметила красным карандашом?
– Это называется – рифма. С помощью этой рифмы пишут стихи.
– Давайте подберем к слову цветок рифму?
Цветок – листок.
– Теперь к слову каша?
Каша – простокваша.
Игра «Побери рифму» с помощью картинок.
Нос – поднос, кольцо – лицо, свечки – сердечки, луна – волна, листок – цветок, катушка – ракушка. (Можно по ходу сочинить стихи «Мое лицо, как кольцо»; «В небе луна, а в море волна» и т.д.)
Игра «Сложи стишок» с помощью рифмы (на парте лежат конверты).
– В этих конвертах слова, вы должны найти рифму и слагать уже к ним стишок.
1 конверт
Носит крошка-носорог
Хоть и маленький, но рог
2 конверт
Этот даже на бананы
Не сменяет барабаны
3 конверт
До чего же сладко спать
Когда в воздухе кровать
4 конверт
Козлята, как всякие детки
Очень любят конфетки
5 конверт
По ночам он мудрый филин,
А при свете простофиля
– Что у нас получилось?
– Мы научились хоть немножко сочинять стихи?
– Как нужно к словам подбирать рифмы?
6. Самостоятельная работа
– Все вы знаете поэму К.И. Чуковского «Телефон».
– Читаем про себя, будем читать по ролям.
– Давайте распределим роли (герой поэмы, крокодил, слон, медведь, свинья, газели, носорог, мартышки).
– Вам понравились эти герои?
7. Чтение сказки «Крокодил» – прочитаем про себя.
– Кто положительный герой этой сказки-поэмы?
– А кто отрицательный герой?
– Кто победил крокодила?
– Чему учит нас эта сказка-поэма?
– Какими должны быть наши мальчики?
8. Итог урока
– С какими новыми стихами К.И. Чуковского мы познакомились и прочитали?
– Какие стихи вам понравились?
– Что для себя подчеркнули нового интересного?
– Трудно ли писать стихи?
– Что для этого нужно знать?