Открытый урок русской литературы во 2-м классе по теме "Знакомство с поэзией К.И. Чуковского"

Разделы: Литература


Тип урока: внеклассное чтение.

Цели урока:

  • знакомство с поэзией К.И. Чуковского, узнать биографию и поэмы писателя;
  • уметь выразительно читать стихи и передавать настроение поэмы и стихов;
  • научить подбирать рифмы к словам;
  • заинтересовать детей к поэзии писателя К.И. Чуковского.

Оборудование:

  • выставка книг К.И. Чуковского;
  • портрет писателя;
  • пластинки со стихами К.И. Чуковского;
  • таблица со стихами, картинки;
  • конверты со словами-рифмами.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Чтение про себя.
  • Чтение вслух скороговорки «На дворе трава, на траве дрова».
  • Чтение про себя в темпе скороговорки.

2. Новая тема

– Сегодня мы с вами познакомимся с поэзией К.И. Чуковского. И узнаем много интересного, попытаемся сочинить сами стихи. Давайте послушаем пластинку и скажите, где вы слушали эти стихи или вы о них где-то читали? (Слушаем пластинку.)

3. Беседа

Рассказ учителя о биографии писателя-поэта К.И. Чуковского.

Корней Иванович Чуковский родился в 1882 году, в Петербурге, ныне это город Санкт-Петербург. Мать его была простой крестьянкой. И она вскоре с двумя детьми отправилась в Одессу.

Он учился в гимназии до 5-го класса, уже с малых лет он начал зарабатывать деньги на пропитание.

С 19 лет стал работать в газете «Одесские новости». Он писал статьи. Потом его отправили в Лондон учится. Приехал на родину и начал свою деятельность как литературный критик и к 1917 году уже пользовался большим авторитетом. После революции Чуковский стал писать стихи для детей. Первая детская книга «Крокодил» появилась в 1916 году. С тех пор он становится одним из самых любимых писателей для детей. А так же Чуковский очень много переводит книг с английского на русский язык такие как: «Приключение Тома Сойера» (Марка  Твена), «Приключение Мюнхгаузена» (Растэ), «Приключение Шерлока Холмса» (Конан Дойла) и др. Чуковский испытал немало горя. Умерла от болезни младшая дочь, любимая Мурочка, это его кошка, во время войны погиб его сын Борис; старший сын Николай также умер раньше отца. Но дом Чуковского в Переделкино всегда был открыт для всех нуждающихся людей. Приглашали детей сюда на веселые праздники к дедушке Корнею.

– Но мы сегодня остановимся только на поэзии К.И. Чуковского.

– Какие вы стихи помните?

4. Самостоятельная работа

Раздаются книжки-малютки и читают понравившиеся стихи для выразительного чтения.

– Подготовленные дети читают такие стихи «Слониха читает», «Ёжики смеются», «Ёлка», «Свинка».

– Вот мы познакомились и послушали несколько стихотворений К.И. Чуковского.

– Теперь давайте поговорим как пишутся стихи и попытаемся сами сочинять стихи, но для этого нужно знать несколько правил!

5. Практическая работа

На доске висит таблица со стихом.

– Читаем стишок « Федотка».

Бедный Федотка-сиротка,
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого
Кто пожалел бы его

– Почему я эти окончания отметила красным карандашом?

– Это называется – рифма. С помощью этой рифмы пишут стихи.

– Давайте подберем к слову цветок рифму?

Цветок – листок.

– Теперь к слову каша?

Каша – простокваша.

Игра «Побери рифму» с помощью картинок.

Нос – поднос, кольцо – лицо, свечки – сердечки, луна – волна, листок – цветок, катушка – ракушка. (Можно по ходу сочинить стихи «Мое лицо, как кольцо»; «В небе луна, а в море волна» и т.д.)

Игра «Сложи стишок» с помощью рифмы (на парте лежат конверты).

– В этих конвертах слова, вы должны найти рифму и слагать уже к ним стишок.

1 конверт

Носит крошка-носорог
Хоть и маленький, но рог

2 конверт

Этот даже на бананы
Не сменяет барабаны

3 конверт

До чего же сладко спать
Когда в воздухе кровать

4 конверт

Козлята, как всякие детки
Очень любят конфетки

5 конверт

По ночам он мудрый филин,
А при свете простофиля

– Что у нас получилось?

– Мы научились хоть немножко сочинять стихи?

– Как нужно к словам подбирать рифмы?

6. Самостоятельная работа

– Все вы знаете поэму К.И. Чуковского «Телефон».

– Читаем про себя, будем читать по ролям.

– Давайте распределим роли (герой поэмы, крокодил, слон, медведь, свинья, газели, носорог, мартышки).

– Вам понравились эти герои?

7. Чтение сказки «Крокодил» – прочитаем про себя.

– Кто положительный герой этой сказки-поэмы?

– А кто отрицательный герой?

– Кто победил крокодила?

– Чему учит нас эта сказка-поэма?

– Какими должны быть наши мальчики?

8. Итог урока

– С какими новыми стихами К.И. Чуковского мы познакомились и прочитали?

– Какие стихи вам понравились?

– Что для себя подчеркнули нового интересного?

– Трудно ли писать стихи?

– Что для этого нужно знать?