Открытый урок по теме "Ф.И. Тютчев "Чародейкою зимою…"". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: открытый урок, Ф.И.Тютчев


Цели:

  • учебные - кратко познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта; доказать, что только вдумчивое чтение обеспечит достойный анализ стихотворения; напомнить о размерах стиха;
  • развивающие – создать условия для проявления у учащихся творческих способностей, способствовать развитию эмоциональной сферы, умений выражать свои чувства;
  • воспитательные - дать понять на деле, насколько может быть труден творческий процесс, воспитывать уважение к писательскому труду; прививать любовь к родному языку.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации зимних пейзажей, наборы разрезанных на отдельные слова строчек изучаемого стихотворения, картины И. Э.Грабаря, И.И. Шишкина и других известных художников на зимнюю тему; отрывок из цикла “Времена года”, “У камелька” П.И.Чайковского, карточки – ПРИРОДА, ВДОХНОВЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, Толковый словарь, диск с записью стихотворения, снежинки – призы.

Эпиграф: “Какую драгоценную нить можно нанизать из слов, как бы бессознательно спадавших с языка его!” / П. Вяземский о Ф. И. Тютчеве/

Ход урока

Знаете ли вы, ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке? /Нет/. Попробуйте догадаться!

Показ портрета Ф.И.Тютчева. Кто это? /Называю полное имя поэта/.

Далее активизирую внимание учащихся с помощью загадок:

Как по небу с севера плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала на поля, озерушки белый пух да перышки.

Белый Тихон с неба спихан. Где пройдет - там ковер кладет.

Белый на белом где-то скакал. Белый на белом что-то писал. Если рыжий прочтет – белого найдет.

/С начала урока и в дальнейшем за правильные ответы даю снежинку/.

На какую тему все загадки? Кто хочет сформулировать тему урока?

Итак, сегодня мы познакомимся с чудесным стихотворением Федора Ивановича Тютчева “Чародейкою Зимою...”.

Запишите в тетради тему урока и спишите с доски эпиграф. Как вы понимаете высказывание литературного критика, друга А. С. Пушкина - П.Вяземского?

Как вы думаете, является ли Тютчев нашим современником? На доске годы жизни поэта /1803-1873/. В каком веке жил поэт? Чем писали в то время? Какое было в то время главное средство передвижения? Чем освещали дом? Хотите ли вы узнать о родителях поэта, о его жизни? Сейчас я вам расскажу. Да, Ф.Тютчев творил давно, в то время писали гусиными перьями, макая их в чернила; средством передвижения была лошадь; вместо ламп – свечи и лучина.

Отец, Иван Николаевич, получил образование в привилегированном дворянском учебном заведении. Мать, Екатерина Львовна, с 12 лет осталась без матери и воспитывалась у родственников. Семья была очень дружная. “Смотрю я на Тютчевых, - писал товарищ Федора, - и думаю о семейном счастье. Если бы все жили так, как они”.

Глубоко верующим был первый воспитатель будущего поэта – вольноотпущенный дядька Николай Афанасьевич Хлопов. Однажды на прогулке они нашли мертвую птичку. Похоронили ее, а Феденька написал стихотворную эпитафию. / Посмотрим в словарь и узнаем, что означает это слово./ Увлечение сына поэзией заметила мать и сала поощрять его за это, сохраняла его стихи.

Дядьку сменил учитель Семен Егорович Амфитеатров. /Митрополит Киевский Филарет – его родной брат/. Идя на прогулку, они брали с собой сочинения Горация или Вергилия и переводили их.

Привлекал Федора к литературе поэт С.Е. Раич, который воспитал и другого известного поэта – М. Ю. Лермонтова.

В 15 лет поступил в Московский университет, который окончил досрочно с похвальной грамотой. Затем был направлен на дипломатическую службу в Германию. Прослужив там 20 лет и еще 2 года в Италии, Федор Иванович вернулся в Россию.

Итак, воспитание в хорошей семье, где царили любовь и уважение, а также прекрасное образование способствовали развитию природных дарований Тютчева.

И вот сегодня мы, живущие в 21 веке, будем знакомиться с его творчеством, потому что стихотворения, написанные им, прекрасны, до сих пор их считают лирическими шедеврами.

Давайте вспомним некоторые из них. / Ученики, получившие индивидуальное задание, читают стихотворения “ Весенняя гроза”, “Летний вечер”, “Есть в осени первоначальной...”./ У поэта есть стихи про все времена года, он любил природу во всем ее многообразии. Сегодня мы уже решили с вами, что будем изучать стихотворение о зиме.

Релаксация.

Посмотрите на зимние пейзажи, на живописные полотна Шишкина и Васнецова. Пусть будет у нас тихо, как в зимнем лесу...Почувствуйте дыхание холода...

 

После нескольких минут прослушивания музыки П. И. Чайковского ученики слушают стихотворение, записанное на диске, в исполнении актера.

Понравилось ли? Чем понравилось? Какие чувства возникли?

Вторичное знакомство – чтение по учебнику. Какие картины нарисовал поэт? Подумайте, почему оба слова в названии написаны с большой буквы? /Зима- не просто время года, а героиня, волшебница, делает чары, то есть колдует./ Что же “натворила” Зима? / Развесила на деревьях снежную бахрому, пуховые цепи, осыпала лес блестками. /Подтверждаем текстом/. Как вы понимаете выражение: лес – “не мертвец и не живой”? Не то и не это. А что? Он “сном волшебным очарован”. И даже когда солнце “мещет” / устаревшее слово потребовала рифма к слову “трепещет/ на него свой луч, лес все равно находится в царственном покое, только усиливается его блеск. Подтверждаем текстом. Что значит выражение “ослепительной красой”? /очень красивые огоньки ослепляют глаза; вероятно, время суток - полдень/.

Как вы полагаете, зачем поэт в конце второй строфы употребляет многоточие? /Он заставляет нас остановиться и полюбоваться пейзажем. Прошу прочитать стихотворение по заданию: сначала представить, а потом читать.

Какую роль выполняют тире во всех трех пятистишиях? / разъяснение/

Посмотрим, как сделано это гениальное стихотворение, как расположены рифмы. /Чередуются 1 и 3.4 строки, 2 и 5./ Основа стиха – ритм. Чередование ударного и безударного слога называется стопой. Простучим ритм ногой. Теперь я покажу вам, как записывают ритм значками. Вот так воочию вы увидели, как построено это стихотворение. Если второй слог ударный, то этот размер называется “ямб”. / Если на первый – “ хорей”./ Мы видим, что это стихотворение написано чередованием четырехстопного и трехстопного ямба.

Кто хочет выразительно прочитать стихотворение?

Погуляем? Ребята с радостью откликнулись на этот призыв. На фоне картины Юона К.Ф. выполняли дыхательные упражнения и шутя покидались “снежками”.

Поэзия – это искусство формулировок. Сейчас попробуем проверить себя, как запомнили произведение, и в какой-то степени оценить труд стихотворца. / Ученики делятся на группы и пытаются из разрозненных слов собрать стихотворение./ Вот так же поэт перебирает слова, пока не найдет нужное место, чтобы зазвучала рифма, появился ритм, возникла картина. Иногда процесс длится неделями, иногда годами... Это довольно трудно. Этому надо учиться.

После выполнения работы ученики еще раз читают стихотворение.

Марина Цветаева писала: “Я никогда не просила у Бога рифмы. / Это мое дело./ Я просила у Бога силы найти ее, силы на это мучение...” Есть свидетельства, что Тютчев сочинял стихи легко. В. Мещерский писал: “Свои прелестные стихи Тютчев ронял, как цветы мгновенного вдохновения...” / Перечитайте еще раз эпиграф, теперь он вам станет более понятен./

Показ карточек: ПРИРОДА, ВДОХНОВЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО. Уберите любое понятие, и ничего не будет. Именно природа вдохновила тонкую натуру поэта, в результате появился такой шедевр. Ф.И. Тютчев – один из выдающихся поэтов – лириков 19 века.

Д/З: выучить стихотворение наизусть.

Оценивание по количеству снежинок, выданных в процессе урока.