Открытый урок чтения "Читать модно? Размышления о читателе XXI века"

Разделы: Литература


Цели:

  • развитие интереса к художественной литературе;
  • дать понятие о современном литературном процессе, о причинах падения интереса к чтению;
  • познакомить учащихся с акцией «За читающую Россию», которую проводят «Аргументы и факты»;
  • участвовать в дискуссии по поставленной проблеме, понимать чужую точку зрения, аргументированно отстаивать свою;
  • выражать свое отношение к прочитанным произведениям.

Оформление:

  • мультимедиа аппаратура;
  • оформление столов «Наши литературные пристрастия»: портреты писателей, выставка любимых книг, иллюстрации к произведениям;
  • статьи из газеты «Аргументы и факты»;
  • литературные газеты, плакаты, оформленные к Открытому уроку чтения.

Форма: дискуссия

Участники: ученики 9 класса, учителя русского языка и литературы

Подготовительный этап:

  1. Провести опрос учащихся 9 классов лицея № 135 по теме «Что и почему мы считаем образцом отечественной и зарубежной литературы?»
  2. Составить анкету – опросник по выяснению самых читаемых произведений отечественной и зарубежной литературы.
  3. Проанализировать анкеты, выявить читательские приоритеты сверстников.
  4. Приготовить презентации самых популярных книг.
  5. Подготовить проект обращения «Открывая мир книги друг другу» к своим сверстникам.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

«Читать модно» - так называется серия петербургского издательства «Амфора». Правда, этот слоган воспринимается скорее как самовнушение или крик отчаяния. Так и хочется в конце поставить вопросительный знак. Напрашиваются вопросы: «Время ли сегодня читать? Модно ли?». Сложившаяся в России в конце XX века культурная ситуация обозначила дифференциацию «высокого», элитарного и «низкого», массового. Расслоение читательской аудитории определяет не только эстетические, но и социокультурные характеристики современной литературы.

Летом 2009 года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследование, оказывается, 35% россиян не читают книги вообще. Получается парадокс, ведь Россия, если верить словам президента и премьер - министра нашей страны, взяла путь на инновационное развитие. О каких инновациях, научных открытиях может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Почему Россия, некогда самая читающая страна в мире, перестала читать? Чем это грозит обществу?

Наша задача разобраться в следующих вопросах:

  • стоит ли читать художественную литературу или оказаться в числе 35% россиян, которые могут прожить без книг?
  • что и почему мы считаем образцом отечественной и зарубежной литературы?

II. Выступление учащихся. Презентации «Наши любимые книги» (3-5 минут)

1 группа – Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в восприятии читателя XXI века

2 группа – Особенности современного литературного процесса, жанры современной литературы. Наши литературные пристрастия.

3 группа – Творчество Б.Акунина (на примере романа «Статский советник»)

1 группа считает, что роман в стихах «Евгений Онегин» можно считать образцом отечественной литературы, так как это действительно «энциклопедия русской жизни», всего русского общества. Произведение русской классической литературы дает ответ на многие вопросы, которые интересны и современным читателям:

  • процесс формирования личности;
  • формирование взаимоотношений между мужчиной и женщиной;
  • особенности и стереотипы женского и мужского поведения;
  • проблема воспитания, взаимоотношений в семье;
  • проблема взаимоотношений «отцов и детей»;
  • влияние нравственных ценностей на поведение;
  • толкование снов и психологизм.

2 группа познакомила с основными тенденциями современной литературы, жанрово – тематическими разновидностями массовой литературы: детектив, триллер, боевик, мелодрама, фантастика, фэнтези, дамский роман.

  1. Массовую литературу можно сопоставить со средствами массовой информации, произведения прочитываются и пересказываются друг другу, подобно свежей газете или глянцевому журналу. Работа над художественным текстом, как правило, идет не больше 4-5 месяцев.
  2. Отличительна черта – поэтика повседневности. Герои посещают узнаваемые, престижные рестораны и магазины, встречаются с действующими политиками, обсуждают те же проблемы, которые только что будоражили СМИ.
  3. Автор массовой литературы обречен на серийность. Наличие серийного героя (следователя, сыщика, писателя – детектива и т.д.) привлекает читателя, он воспринимается как старый знакомый, но повторяемость приемов снижает качество произведения.
  4. Особый интерес вызывают тексты, построенные по принципу компьютерной игры, вызывающей у читателя – пользователя чувство узнавания и понимания, это дает иллюзию власти над информацией: ты владеешь ею, а не она тобой.

3 группа – представила творчество Бориса Акунина. Романы этого писателя рассчитаны на интеллектуального читателя. На примере произведения «Статский советник» можно увидеть:

  1. это качественная и серьезная литература, писатель нашел свою нишу в современной беллетристике;
  2. автор использует сюжетные схемы авантюрного романа, формулы романа приключений, детективного романа;
  3. присутствуют своеобразные ребусы, интеллектуальные загадки и разгадки, шифры и криптограммы,
  4. это литературный «экшен»: одни убегают, другие преследуют;
  5. Б.Акунин играет с читателями и историческими аллюзиями, далекими от повседневности;
  6. любимый герой, сыщик (Эраст Петрович Фандорин ) вобрал в себя черты трех архетипов: британского джентльмена, русского интеллигента, японского самурая , он наделен дедуктивными способностями, дан в восприятии не только автора, но и других героев романа;
  7. автор проявляет свое мастерство через портретные, пейзажные, речевые характеристики, цветовую гамму, художественные детали.

III. Дискуссия

Определен рейтинг 100 главных книг, среди которых можно выделить десятку книг – лидеров. Это такие произведения, как «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Маленький принц» А. Сент – Экзюпери, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского, «Алые паруса» А.Грина.

Акция «АиФ» вызвала большой резонанс в обществе. Среди участников – известные ученые, представители культуры, которым не безразлично, каким вырастет будущее поколение, то есть вы. Так ученый Сергей Капица считает, что «Россию превращают в страну дураков», а режиссер Станислав Говорухин пишет о «людях с голодной душой», о тех, кто не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, «человек, путешествующий по жизни без книг». Он убежден, что в России вырастет «поколение без души», если не будет читать.

-Ваше мнение по этому вопросу?

-Можно ли «сбросить Пушкина, Толстого и Достоевского с корабля современности», чтобы освободить каюты для «рейтинговых писателей»?

-Что дает нам общение с художественным текстом?

-Что открываем в себе и в окружающем мире?

- Какие произведения, по вашему мнению, можно считать образцом?

- Чему учат книги? Помогают ли в жизненных ситуациях?

-Как не потеряться в мире книг? Каким произведениям отдать предпочтение?

- И все – таки, компьютерные игры, интернет – романы или непосредственное общение с книгой?

IV. Проект обращения «Открывая мир книги друг другу»

В век высоких технологий пропадает интерес к книгам. Все реже и реже мы делимся впечатлениями о последнем прочитанном произведении. А ведь любимая книга может много нам рассказать о читателе. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты». Мечтатели и романтики заинтересуются произведениями Александра Грина, людей с богатым воображением заинтересуют фантастические романы, а любители исторического прошлого смогли бы найти ответы на многие вопросы в произведениях Юрия Тынянова, Валентина Пикуля, Бориса Акунина.

Но как заинтересовать современную молодежь? Как доказать, что книга в руках намного лучше компьютерного варианта? Для этого мы и решили организовать Открытый урок, посвященный книге, той, что нас учит, позволяет переживать за судьбу главных героев, переноситься в пространстве и времени.

Открывая мир книги друг другу, мы открываем дверь в необыкновенный мир загадок, приключений, радости, переживаний и любви.

Мы за читающую Россию! Мы хотим спасти литературу! Призываем не забывать о книгах. И этот урок будет маленьким шагом на пути приобщения к шедеврам мировой литературы.

V. Предложения:

  1. Вступить в дискуссию со своими сверстниками на предложенную тему.
  2. Написать отзыв о любимом произведении, поместить его в форуме, на сайте.
  3. На сайте «АиФ» определить ТОП -100, то есть те книги, которые в течение жизни обязательно должен прочитать каждый уважающий себя человек.

VI. Подведение итогов.