Цель урока отрабатывать технику чтения, работать над увеличением объёма памяти через мыслительную деятельность, развивать словесно - логическую память, воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: портрет писателя, магнитофон с записью беседы учителя, план пересказа, иллюстрации, проект, тесты, дидактический материал
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Назовите писателя, биографию которого мы изучаем.
- Назовите его годы жизни.
- Какие три культуры встретились и пересеклись в биографии писателя? (русская, польская, украинская)
- Что заставило Короленко предпочесть бесконечные ссылки? (совесть, молчание, покорность)
- Как вы считаете, какими принципами обладал В.Г. Короленко? (честностью, справедливостью, человеколюбием)
3. Проверка домашнего задания:
Выборочное чтение (по заданию учителя). Пересказ по плану.
- Годы жизни и место рождения писателя.
- Семья.
- В гимназии.
- Во время урока.
- Протест против непримиримости и насилия.
- Помощь голодающим.
- Начало творческого пути.
- Результат творчества В.Г. Короленко.
4. Беседа учителя.
В Якутии Короленко начал писать повесть «В дурном обществе», а по возвращению в Петербург он заканчивает её. В сокращении для вас она публикуется под названием «Дети подземелья», (включение магнитофонной записи)
Повесть создавалась тогда в условиях вовсе не подходящих для литературного творчества. В то время были противоречия между юридическими установлениями царской России и внутренней тягой человека к справедливости, братскому единению. Мы с вами без труда узнаем черты Короленко -старшего в образе судьи, отца главного героя - Васи. Суровость, кристальная честность и неподкупность - вот основные принципы его жизни. Даже представители «дурного общества» отзывались о нём более чем уважительно. Короленко построил свою повесть, что каждый из ее героев должен для себя сделать выбор, принять единственно верное решение. Вася, только что потерявший мать, не интересующий отца, предоставленный самому себе знакомится с обитателями старой часовни с нищими детьми Валеком и Марусей. Вели он, сын судьи, не скажет, значит, предаст друзей. Если Валек украдёт у торговца хлеб для маленькой сестры, он совершит преступление. А если не украдёт, тогда Маруся будет голодать. Казалось бы, закон судит невзирая на лица. Когда закон не на стороне богатого графа - это хорошо. Но когда он судит Валека, Марусю, Васю, Соню - всё оказывается гораздо сложнее. Да, закон возвышается над всеми героями повести. Мы с вами встретимся с серым неподвижным камнем, который высосет из маленькой Маруси жизнь и погубит её. И пан Тыбурций «предводитель» «дурного общества» скажет Васе «Лучше иметь в груди человеческое сердце вместо холодного камня». У него у самого именно такое сердце.
«Я не судья. Я Вася», - по-своему, по-детски, выражает эту гуманную мысль главный герой. Это особенно важно для его героя, Васи, потому что он живёт в мире, где люди разучились быть просто людьми.
Не случайно так много внимания уделил писатель чувствам действующих лиц, их переживаниям, страданиям, бедам.
Читая эту повесть, я надеюсь, ребята, в ваших сердцах будет пробуждаться сочувствие и уважение к героям этого произведения.
Вопрос учителя:
По каким законам живём мы с вами? (по законам Конституции)
5. Физкультминутка
Спокойно! Стучать! Вниз!
Все учащиеся сидят, положив руки на парты. Учитель говорит: «Стучать!» Сам стучит по столу пальцами и все дети стучат.
«Спокойно!» - все прекращают стучать и кладут руки на парты.
«Стучать!» - все снова стучат.
«Вниз!» - все прячут руки под партами.
Учитель говорит вперемежку эти три слова и делает соответствующие движения. Затем он старается сбить ребят, говорит «Спокойно!» а сам прячет руки под стол; стучит, а говорит «Вниз!» Учащиеся должны делать то, что говорит учитель, а не то, что делает он.
Чтение учителем 1-й части повести. Разбор заголовка. «Дети подземелья».
Вопрос учителя: Какая часть речи преобладает в заголовке повести? («Я» и «мой» - это местоимения)
Словарная работа: часовня.
Работа над текстом:
- Чтение цепочкой по абзацам.
- Чтение по предложению.
- Чтение за диктором.
- Чтение понравившегося места.
- Выборочное чтение (как все звали Васю?).
- Нахождение по данному началу всего предложения:
«Я помнил, как, бывало, просыпаясь...» «Я любил её страстно...»
6. Работа на доске.
- Выбрать слова и выражения, передающие душевное состояние мальчика и взрослого человека: суровый, одинокий, страдающий, подавленный горем, понимающий, переживающий, замкнутый, ищущий ласки и доверия.
- Начните свой ответ так:
Отец был суровым... Вася был...
Далее предлагается учащимся проект работы над повестью.
Этот проект будет носить социальный характер, а следовательно и возникают социальные проблемы, которые не находят эффективного решения в обществе того периода жизни обитателей часовни.
- Отсутствие у детей прочных навыков выживания при существующих законах.
- Неумение защитить себя в сложных обстоятельствах.
- Безграмотность жителей часовни.
- Равнодушие окружающих к людям, попавшим в беду.
7. Проект
Глава 1. «Одиночество главного героя»
Моё мнение: «Бродяжничество Васи»
Глава 2. «Я приобретаю новое знакомство»
Моё мнение: «Социальная группа детей и взрослых, находящихся в часовне».
Глава 3. «Знакомство продолжается»
Моё мнение: «Новое знакомство Васи с обитателями часовни»
Глава 4. «В ожидании неприятностей»
Моё мнение: «Боязнь гнева отца»
Глава 5. «Кукла»
Моё мнение: «Я виноват перед тобою...»
Глава 6. Результат проекта.
- Повесть создавалась в условиях, вовсе не подходящих для литературного творчества.
- Для жителей часовни лучшего места не было.
- Наш герой жил в том мире, где люди разучились быть просто людьми.
- Моё участие в осуществлении этого проекта.
8. Итог урока.
Как называется повесть, которую мы начали изучать?
Кто главный герой повести?
Назовите автора повести.
Тестирование. (тесты прилагаются)
Тест
1. Какое лицо стало у отца после смерти матери?
А) угрюмое
Б) веселое
В) суровое
2. Как все звали Васю?
А) негодным
Б) бродягой
В) умным
3. Какие руки были у больной матери
А) нежные
Б) грубые
В) ласковые
4. Чем загоралось сердце Васи, считая себя испорченным мальчиком?
А) жалостью
Б) сочувствием
В) ненавистью
5. Как любил Вася Соню?
А) страстно
Б) жестоко
В) безнадежно
6. Как смотрела на Васю старая нянька?
А) горько
Б) досадно
В) доброжелательно
7. Чего Вася не встречал в доме?
A) ни привета
Б) ни ласки
B) ни денег
8. В чем хотел убедиться Вася в часовне?
A) в пыли
Б) в чистоте
B) в жестокости