Литература
-
"Певец возвышенный, но юный" 2012
Цель урока – восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, связанные с его пребыванием в Середниково.
-
Певец православной России (разработка урока литературы в 6-м классе по главе "Рождество" из романа "Лето Господне") 2008
Все произведения И.С. Шмелева замечательны глубокой связью с духовной культурой русского православия. Книги Шмелева помогают сберечь чистоту детского восприятия, наследуя в то же время многовековой опыт нравственной жизни народа. В этом залог возрождения России, которую писатель глубоко любил.
-
Певец страны "березового ситца…" 2012
Урок посвящен чтению и анализу стихотворений С.А. Есенина. Цель урока: определение уровня сформированности навыков самостоятельной работы по теме, выявить особенности художественного мира С.А. Есенина, показать народность творчества поэта, воспитать духовно-нравственную культуру учащихся, формировать эстетический вкус учащихся как ориентир в художественном мире, совершенствовать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта. Разнообразные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно, отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений, учить систематизировать, выделять главное, обобщать.
-
Педагогическая мастерская "Нежные и грубые" 2017
На уроке ведется работа с текстами стихотворений В.Маяковского. Это позволяет: анализировать текст; работать над преодолением стереотипов восприятия; работать над развитием устной и письменной речи учащихся; целенаправленно работать над расширением кругозора учащихся; эффективно решать не только учебные задачи, но и задачи эстетического и нравственного воспитания. В ходе урока учащиеся составляют высказывания, аргументируют ответ с помощью цитирования, домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Педагогическая мастерская "О милосердии". 8-й класс 2011
Милосердие – та нравственная категория, без которой человечество просто погибнет. Занятие простроено по технологии педагогической мастерской, использованы методы проблемного обучения, ИКТ и групповая технология. Проведение мастерской уместно на классном часе и на уроках литературы (например, перед или после изучения повести Н.В. Гоголя «Шинель» в 8-м классе).
-
Педагогическая мастерская "Петербург Пушкина" (по поэме "Медный всадник" ) 2007
Урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний. Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые, учащиеся 9-го класса подойдут к пониманию того, чем вызван интерес А.С. Пушкина к историческому прошлому России; позволит выявить позиции автора по отношению к Петербургу. На изучение темы по программе отводится 2 часа. Первый урок (педмастерская) посвящен Петербургу Пушкина (образу города), изображенному в поэме "Медный всадник"; второй – семинар "Два бунта" (жанр, композиция произведения, конфликт: власть, стихия, человек).
-
Педагогическая мастерская "Татьяны милый идеал…" в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (9-й класс) 2005
Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний и мастерскую по обучению письму. Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые учащиеся 9 класса подойдут к пониманию внутреннего мира Татьяны Лариной. Предполагаются разнообразные по форме и содержанию задания для учащихся.
-
Педагогическая мастерская «На пути к пониманию текста» 2014
Цель педагогической мастерской: продемонстрировать приемы работы с текстом. Эффективны для развития смыслового чтения технологии «Кейс-стади», ТРКМ, «Дебаты», развивают грамотность в чтении, умение использовать знания в жизни, планировать будущее, ставить цели и достигать их.
-
Педагогическая мастерская как одна из форм организации учебного процесса 2003
Педагогическая мастерская является одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы. Данная технология создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию путем самостоятельного или коллективного открытия.
-
Педагогическая мастерская по биографии Н.А. Некрасова 2013
Предлагаемая мастерская по биографии Н.А.Некрасова создана в рамках экспериментальной работы по формированию интереса старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Это новая методическая форма изучения биографии, оказывающая эффективное воздействие на ученика, его интерес к личности писателя и к чтению.
-
Педагогическая мастерская по литературе в 11-м классе "И смех, и слезы…" по теме: "Сатира ХХ века" 2007
Педагогическая мастерская дает возможность идти за ребенком и доставлять ему радость постоянного интереса, преподавать то, что существенно важно для роста личности; искать пути совмещения свободы с дисциплиной, максимально сблизить учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия через способы подачи материала, способы деятельности учащихся, ценностные ориентиры.
-
Педагогическая мастерская по литературе в 11-м классе на тему: "Крайний" 2005
Тип данной мастерской - мастерская самопознания. Имя Зинаиды Гиппиус учащимся было известно только в связке с именем Дмитрия Мережковского, стоявшего у истоков философии символистов: она – его жена и тоже из «серебряной» плеяды. Знакомясь со стихотворениями, содержащими парадоксальные, порой просто полярные мысли и ощущения, учащиеся наблюдали за состоянием души авторов, думая, что это разные поэты, пытались понять их философию. Хочется верить, что творчество З.Гиппиус стало им ближе и понятнее. С особым чувством я прочла их тексты, написанные во время рефлексии на мастерской. Некоторые из ребят впервые, мне показалось, взглянули на жизнь как воплощение себя в мире и мира в себе.
-
Педагогическая мастерская по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие…" 2016
Урок построен в форме педагогической мастерской. Урок актуализирует прочитанный текст Б.Васильева «А зори здесь тихие…», интегрирует имеющиеся у обучающихся знания о Великой Отечественной войне. Мастерская урока развивает навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать высказывания и суждения друг друга, составлять свои тексты о Великой Отечественной войне. Презентация, которая подготовлена к уроку, демонстрируется в течение всей мастерской.
-
Педагогическая мастерская по произведению Даниила Гранина и Алеся Адамовича "Блокадная книга". Тема "Листая страницы истории блокады Ленинграда" 2014
Педагогическая мастерская по произведению Даниила Гранина и Алеся Адамовича "Блокадная книга" - это модель занятия, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой в данной мастерской является творческая деятельность педагогов и учащихся. А диалог позволит высказать свое понимание происходящего.
-
Педагогическая мастерская построения знаний на уроке литературы 2009
Урок «Литература и я» проводится для студентов, пришедших учиться в профессиональный колледж, в форме педагогической мастерской. Это даёт возможность включить в работу всех, увидеть потенциал учащихся, снять некую напряжённость перед новым педагогом, незнакомыми ребятами. Мастерская – это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. При работе в мастерской важен не только и не столько результат, сколько сам процесс.
-
Педагогическая мастерская построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций по литературе "Двух станов не боец…" 2012
Мастерская дает возможность интерпретации текстов, развивает грамотное и свободное владение устной и письменной речью, помогает накопить читательский опыт. Ребята учатся выполнять письменные работы разных жанров, в том числе творческого характера, к тому же выполняют элементы исследовательской работы.
-
Педагогическая мастерская. Урок "Метафора как средство выразительности речи" (мастерская письменного творчества) 2005
Предлагаю коллегам материалы урока мастерской письменного творчества с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Данная мастерская способствует формированию умения анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов. Отрывки из поэтических текстов помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствует и использование презентации. Аудиозаписи звуков природы и релаксационной музыки, исполнение песни под гитарный аккомпанемент, чтение наизусть стихов.
-
Педагогическая программа "Счастья миг…". По поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри". 8-й класс 2009
Занятие представлено в виде педагогической мастерской. Мастерская – это новый способ организации деятельности учащихся. Задания направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания они абсолютно свободны. Такой вид работы способствует развитию умения анализировать текст, прививает интерес к чтению.
-
Педагогические раздумья о работе с учебником-хрестоматией "Человек в мировой художественной культуре" под редакцией Ю.А. Солодовникова 2009
Учебник-хрестоматия под редакцией Ю.А. Солодовникова даёт возможность многогранного приобщения к шедеврам мировой культуры. Учащиеся приобщаются к самостоятельной и вдумчивой работе с первоисточником - историческим или литературным.
-
Педагогический образовательный проект "Калейдоскоп. Развитие и поддержка детского литературного творчества" 2011
Проект позволил создать условия для реализации литературных способностей обучающихся и их занятости во внеурочное время, он содействует расширению коммуникативных и лингвистических компетенций обучающихся, несет профориентационную направленность, предполагает использование современной компьютерной техники и имеет высокую степень реализации. Продукт нашего проекта – журнал-альманах, призванный освещать образовательные, спортивные и творческие достижения учащихся, а также события школьной жизни.
-
Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся" 2013
Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя, создателя условий становления ключевых компетенций обучающихся.
-
Педагогический проект на тему "Развитие читательской компетенции учащихся на основе изучения творчества поэтов Юхновского края Калужской области 2013
Цель проекта: повысить интерес к чтению и книге, содействовать развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди учащихся, родителей, педагогов.
-
Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средство формирования УУД 2015
Актуальность работы состоит в том, что в ней обобщен педагогический опыт по руководству проектной деятельностью учащихся. Она приобретает особую значимость, так как формирует УУД.
-
Педагогическое эссе "Люблю родной язык" 2010
В статье представлено эссе на тему любви к родному языку. Эссе поможет учителям определить родной язык при работе с учащимися.
-
Педмастерская по теме: "Жизнь - подвиг" (о жизни и творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой) 2009
Урок, проводимый в рамках изучения культуры Серебряного века, знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Е.Ю. Кузьминой–Караваевой (матери Марии). Форма урока - педмастерская – позволяет каждому участнику продемонстрировать навыки анализа поэтического текста, исследовательской работы литературоведческого характера, декламационные навыки и др.
-
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2011
На уроке показана взаимосвязь природы и человека в рассказе, роль пейзажа в произведении. Урок способствует развитию навыков выразительного чтения, анализа текста.
-
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" (урок литературы в 6-м классе) 2008
Изучая произведения И.С. Тургенева, невозможно не остановиться на гениальности тургеневского слова, на лиричности и философской направленности его пейзажей. Писатель видит в природе простоту и величие. Задачей урока является разговор на доступном шестиклассникам уровне об особенностях тургеневского пейзажа в рассказе "Бежин луг". Урок сопровождается мультимедийной презентацией в Power Point.
-
Пейзаж и его функции в романе Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2009
Пейзаж в художественном произведении является не только предметом изображения, но и выполняет служебное назначение, участвуя, наряду с другими изобразительными средствами, в раскрытии идейного замысла писателя. Представленный урок позволяет учителю не только обобщить и систематизировать уже имеющиеся у детей знания, но и научить применять эти знания в собственном творчестве.
-
Пейзажная лирика А.А. Фета. 10-й класс 2012
Цель урока литературы в 10-м классе по теме "Пейзажная лирика А.А. Фета" – выявить идейно-художественное своеобразие пейзажной лирики А.А. Фета, проникнуть в художественный мир поэта, проанализировать изобразительные приемы, связанные с созданием образа природы в поэзии Фета.
-
Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева. 10-й класс 2011
Урок позволяет учащимся увидеть воочию, с каким чутким вниманием, сердечной любовью и пониманием относился Ф.И. Тютчев к родной природе. Материал урока дает возможность продолжить работу по анализу стихотворений, выразительному чтению и умению вести дискуссию.