Отражение эпохи в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Разделы: Литература

Ключевые слова: И.А.Гончаров «Обломов»


Интерес к творчеству Ивана Александровича Гончарова не иссякает и в наши дни. «Знамением времени» назвал вершину творчества писателя - роман «Обломов» - А.Н.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Истории живой души посвящен роман, как сам герой, раздавленный гнетом всероссийской «обломовщины», «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Литература является прямым отражением истории. Невозможно отделить эти два понятия, которые так ярко способны раскрыть человека. История наполнена фактами, литература же рассказывает эту историю через самого человека. Писателям-реалистам мастерски удалось передать уклад жизни и простого люда, и переживающей кризис элиты [Раренко 2018, 286].

Роман И.А.Гончарова «Обломов» вполне объективен со стороны автора, что позволило критикам и читателям опираться на текст как на действительное отражение эпохи и национального характера.

В романе главным способом выражения национальности и культуры являются диалоги героев. Свой голос обретают не только главные, но и второстепенные герои [Раренко 2018, 287]. Человек «нового» времени учится разговаривать, точнее высказываться. Однако, когда читатель попадает в Обломовку, простой народ по-прежнему молчит. И молчание его так уютно для них, и не сразу понятно читателю, что молчат потому, что боятся, или нет им никакого дела до всего происходящего[Раренко 2018, 290]. При этом дворянская исключительность глубоко засела в Обломове. Типичный русский барин, он с детства привык к застою, менять ничего не желает и опасается этого. Помещик Обломов прежде всего не от того, что душ имеет 300, а по образу мышления своего. Воспитанный в нежных и семейных традициях, барин олицетворяет собой народный дух. Крепостническая Россия погрязла в «обломовщине» и барской топи [Щенников 2005, 6].

Жизнь героя в идеальном её представлении - спокойствие и тишина. Жизнь эта должна быть лишена всего зловредного и неприятного. Человек прекрасен во всем прекрасном. Гончаров показывает русского человека добрым, с открытой душой, но совершенно не обременённого «мелочами» и заботами жизни. В этом и есть раскрытие национальной культуры русского человека: противоречие между стремлением к переменам и постоянной тягой к спокойной жизни [Щенников 2005, 6].

Новая эпоха убивает все привычные уклады барской жизни. Обломову всё сложнее спрятаться в своём мире, где только и возможен покой. Новый уклад требует движений. Человек становится «винтиком» в большом круговороте дел. Чувства и душевные порывы уступают культу разума [Гринберг 2011, 61]. Но Обломов, безусловно, остаётся при своём. Возможность чувствовать, ощущать - дар, которым наделяет автор своего героя, что свидетельствует о трепетном отношении к последнему.

В образе Обломова заключена прежде всего идея определения себя в мире, поиски собственного «я». Эти поиски отвечают запросам времени. Обломов не может пережить спокойно сравнения себя с другими, так как совершенно не понимает, зачем и почему он должен подстраиваться под кого-то. Особенный контраст придаёт сравнение с немцем Штольцем [Мальцева 2011, 288]. Самоидентификация героя - черта русского человека.

Перед читателем романа «Обломов» встаёт извечный вопрос: положительный или отрицательный образ русского человека рисует нам автор. Илья Ильич при всей широте души и гуманизме достаточно холоден к внешнему миру, который представляют гости в начале романа. Эту холодность можно также отнести к человеку русскому. Обломов холоден к гостям, однако принимает каждого, хотя мог бы и отказаться от общения. Герою не хватает поддержки, он ищет помощи в каждом из знакомых, но так как никто не интересуется делами, доверяется прохвосту Тарантьеву [Смирнов 2016, 45].

Каждое занятие, которое начинал Обломов, заканчивалось неудачей. Большой пыл и интерес быстро пропадали. Желания иметь больше присутствовало, но странным образом в дальнейшем пропадало. Ведь зачем стараться что-то делать, если есть минимум, на который можно прожить. Это можно отнести к типичности национального характера. Нет погружения ни в один процесс, есть всегда надежда, что кто-то придёт и поможет, что кто-то решит твою проблему. А самостоятельно русский человек по «Обломову» верит лишь и полагает, что «и так сойдёт» [Мальцева 2011, 292].

Тема истинного счастья также присутствует в романе. Русский человек всю жизнь ищет счастье, перед этим все равны. Однако автор подчёркивает, что при всей иронии по отношению к Обломову, при всех поисках себя и лежебокости, именно он обретает счастье. Именно его большое сердце поражает всех вокруг. Счастье это своеобразно, но оно настоящее. Прагматичный Штольц, сравниваемая автором со статуей Ольга, не познали этого. Потому что культ чувства одерживает победу над разумом. Обломову удаётся жить душой, а это и есть величайшая способность русского человека [Мальцева 2011, 292].

Судьба героя, с одной стороны, может показаться комичной, с другой же стороны - безусловно, трагичной. Русский человек новой эпохи стоит на пороге сильных перемен в стране и в жизни каждого. Совсем скоро отменят крепостное право, что перевернёт весь быт и уклад всей страны. В романе рисуются настроения усталости народа. Границы между слугой Захаром и барином - стираются. Мы знаем, что друг без друга они оба не смогут, однако недовольство и поучения со стороны слуги допустимы, присутствуют не только для того, чтобы показать всю слабость крепостника, но и нарастающую силу народа [Мальцева 2011, 293].

«Обломовщина» - это отражение всероссийского типа личности. Это понятие, ставшее нарицательным, вобрало всю душу русского человека и закрепило вне времени.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гринберг Белла Михайловна Методика изучения классики: «Обыкновенная история» и «Обломов» как дилогия // Филологический класс. 2011. №25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-izucheniya-klassiki-obyknovennaya-istoriya-i-oblomov-kak-dilogiya (дата обращения: 14.11.2019).
  2. Мальцева Татьяна Владимировна Авторская стратегия самоидентификации героя в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Пушкинские чтения. 2011. №XVI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskaya-strategiya-samoidentifikatsii-geroya-v-romane-i-a-goncharova-oblomov (дата обращения: 13.11.2019).
  3. Раренко М.Б. Разговор по-русски на страницах романа И. А. Гончарова "Обломов" // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. №14 (809). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razgovor-po-russki-na-stranitsah-romana-i-a-goncharova-oblomov (дата обращения: 14.11.2019).
  4. Смирнов Кирилл Валентинович Вечная тема в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №4-2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vechnaya-tema-v-romane-i-a-goncharova-oblomov (дата обраще-ния: 14.11.2019).
  5. Щенников Гурий Константинович Среда, история, природа человека в трактовке русских писателей-реалистов 1840-1860-х годов // Филологический класс. 2005. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sreda-istoriya-priroda-cheloveka-v-traktovke-russkih-pisateley-realistov-1840-1860-h-godov (дата обращения: 13.11.2019).