Форма проведения читательской конференции: праздник встречи с любимой книгой.
Тема “Нам жизнь дана, чтобы любить …”
Цели:
- образовательная: познакомить учащихся с творчеством В. Ф. Тендрякова и его повестью “Весенние перевёртыши”; пробудить интерес к творчеству писателя.
- развивающая: развитие интереса учащихся к книге и чтению; способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса.
- воспитательная: проследить отражение в произведении таких нравственных категорий, как человеческое достоинство, дружба, взаимовыручка, доброта, милосердие, первая любовь; воспитывать вдумчивого читателя.
Оборудование: портрет писателя, выставка различных изданий книг В. Ф. Тендрякова, тезисы, музыкальное сопровождение.
Ход конференции
На доске написана тема читательской конференции “Нам жизнь дана, чтобы любить” и плакаты с цитатами.
Из мудрых мыслей:
- Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей: добро и зло соседствует в ней. (О. Бальзак)
- Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро – не наука, оно – действие. (Р. Роллан)
- Слова “любовь” и “жизнь” неразделимы. В отдельности их познавать нельзя. (В. Сидоров)
- Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. (Л.Н. Толстой)
- Настоящий друг везде Верен: в счастье и в беде. (В. Шекспир)
- Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. (А. Сент-Экзюпери)
- Вступительное слово учителя.
Начинаем читательскую конференцию по повести В. Ф. Тендрякова “Весенние перевёртыши”, тема которой сформулирована словами русского поэта Фёдора Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить …”. Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в современном мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Это значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. Наше время, как никогда, требует от человека огромной душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед злом. Нравственные законы человеческого существования непреложны, а человеческое достоинство – главное достояние каждого из нас – нужно отстаивать до конца любой ценой и при любых обстоятельствах.Проблемы добра и зла, нравственных поисков человека, ценности человеческой жизни лежат в основе многих произведений русской литературы. Не остался в стороне от их решения и современный прозаик Владимир Фёдорович Тендряков. Он писал:“Все мы люди, живущие в одном мире единой жизнью, и нельзя, чтобы твоё горе вызывало у меня радость, а причины моего восторга были бы для тебя ненавистны. Почувствуй моё горе, как своё, если ты не хочешь, чтоб мы отправили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества”.Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, и чтобы вас всегда любили. И сегодняшний разговор в какой – то мере должен этому помочь. Послушайте удивительное стихотворение, которое помогает настроиться на сегодняшний урок.
Ученица читает стихотворение Ф. Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить …”
Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорблённых,
И согревать, и насыщать
Увеченных, слабых и бездомных.
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью,
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.
А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Учитель. Эти строки созвучны цели нашего урока. Её мы постараемся достичь.
- Мини-сообщения учащихся.
Заранее подготовленные ученики рассказывают
об отдельных эпизодах биографии В.Ф. Тендрякова.
Вопросы конкурса (приложение1).
- Выявление читательского восприятия.
Учитель. Повесть “Весенние перевёртыши” начинается с того, что ясный, устойчивый мир, где всегда понятно, что такое хорошо и что такое плохо, стал играть с героем повести Дюшкой в перевёртыши. И последняя фраза повести говорит о том, что окружающий Дюшку прекрасный и коварный мир любил играть в перевёртыши.Очевидно, что для автора было важно понять, в чём заключалось коварство различных обликов жизни. Важно это и для нас, читателей повести.
Вопросы конференции дети получили заранее, они распечатаны на отдельных листах.
Вопросы конференции (приложение 2).
- Знакомство с выставкой иллюстраций к повести “Весенние перевёртыши”.
Обсуждаются и комментируются рисунки учащихся,
иллюстрации художников – оформителей книги.
“Время! Оно крадётся.
Дюшка его увидел! Пусть не само, пусть его следы.
Вчера на берёзе не было дымки, вчера ещё не распустились почки – сегодня есть! Это след пробежавшего времени…”
“ Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
… сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на … Римку Братеневу…”
- Конкурс думающего читателя.
Учащиеся объединяются в группы, выбирают для анализа одну из цитат, напечатанных на листах, и пытаются объяснить, как их можно связать с повестью “Весенние перевёртыши”.
Конкурс думающего читателя (приложение 3).
- Музыкальная пауза.
Звучит песня “Доброта” на слова Тулуповой,
музыка И. Лученка.
Библиотекарь школы награждает самых читающих
детей.
- Подведение итогов читательской конференции.
В конце встречи к доске прикрепляется лист бумаги в виде солнца, на котором ребята и гости конференции могут написать свои мнения и впечатления о конференции.
Рисунок 1.
Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта и любовь, которые растопят даже вечную мерзлоту.