Тема урока: латышская народная сказка “Как петух лису обманул”
Цели урока:
1) познакомить с латышской народной сказкой;
2) развивать речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать; совершенствовать технику чтения, навыки пересказа, ролевого чтения;
3) прививать интерес к устному народному творчеству, чтению сказок народов мира.
Оборудование: наглядный материал с изображением героев народных сказок, домики для сказочных персонажей, таблички с названиями сказок и их видов, маски лисы, петуха, платок для соседки, макет телевизора, словари настроений, макет почтового ящика, красивый переливающийся цветок.
Тип урока – комбинированный.
Форма урока – урок-сказка.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Учитель:
- Здравствуйте, дорогие ребятушки, гости званые и незванные! Хожу я по свету с шуткою и прибауткою, говорю по-писанному, пишу по-печатному, а зовут меня – Сказочница. Люблю я сказки сказывать обо всем – про царевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что “ни в сказке сказать, ни пером описать”. Вот, смотрите, какую я вам сказку принесла. (Дети расшифровывают на доске название сказки “Как петух лису обманул” при помощи слов и картинок)
Подготовительная работа к изучению нового материала. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Дошли до моего города слухи, что читали вы дома стихотворение М Ладонщикова “Медведь проснулся”, и принесла я вам в подарок диковинку – телевизор - не простой, а волшебный. Из него можно выйти и в него можно войти.
(На учительский стол ставится макет телевизора)
Учитель:
- На кого мой цветочек волшебный укажет, тот и будет выступать по телевизору.
А с каким настроением надо читать это стихотворение? (Дети выбирают эпитеты из словариков настроений, лежащих у них на партах, затем – 3-4 человека рассказывают стихотворение; учитель задает каждому отвечающему дополнительные вопросы и оценивает).
- В каких русских народных сказках участвует Медведь?
Почему он так назван? (C точки зрения этимологии слова)
- С каким чувством пишет поэт о Медведе? Знакомо ли оно вам по другим произведениям? (Дети приводят примеры из прочитанных книг)
- Молодцы, ребята! Видите, какой это чудесный телевизор, и работает он исправно – все выступили ярко, выразительно и с хорошим настроением.
-
Изучение нового материала
Учитель:
- Ну-ка, я вам другое задание загадаю. Здесь у меня на доске три домика. В каждом из них – сказочные герои живут. Посмотрите на них и скажите, какие герои будут жить в первом домике? Почему? (Изображен волшебный замок)
Во втором домике? (Изображена простая изба)
А третий домик для кого? Кто в нем будет жить? (Изображен теремок). Дети называют соответствующие домикам сказки.
Обобщение.
- Почему же наши герои сказочные, а живут в трех разных домиках? (Разные виды этих сказок - сказки волшебные, о животных, бытовые)
- Итак, давайте заглянем в волшебный мир сказки о животных “Как петух лису обманул” и посмотрим, кто к нам идет. А к нам идут герои этой сказки: соседка Маша, петушок Саша, старик Тимур. (Выходят хорошо читающие учащиеся в костюмах для ролевого чтения сказки)
Учитель:
- Вы послушайте, ребята, какую мы вам сказку сказывать будем: веселую, грустную, а может быть, и смешную.
Ролевое чтение сказки. За автора читает учитель.
Беседа по вопросам учителя
Какую сказку мы вам сказывали? (Смешную). С каким настроением надо ее читать? (Дети называют эпитеты, пользуясь словариками настроений). Почему?
Чтение сказки “цепочкой”. По ходу чтения проводится работа над “трудными” словами.
- Как вы понимаете смысл предложения “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”?
Физминутка под латышский народный танец.
Закрепление. Работа над пониманием содержания прочитанного.
Учитель:
- Какова лиса в этой сказке? (Подбор эпитетов)
- Ребята, вы заметили, наверное, что каждое животное в сказках разных народов наделено определенными качествами. Лиса, к примеру, всегда хитрая, обманщица; медведь - …Продолжите сами эту мысль. Назовите как можно больше сказочных героев-животных и их основные качества. Вспомните, в каких сказках вы их встречали.
- Чем лиса в этой сказке похожа на лису в русских народных сказках? А чем не похожа?
- Какой момент действия изображен на иллюстрации? (Проводится работа по иллюстрации в учебнике)
Выборочное чтение
Учитель:
- Найдите строчки, в которых говорится, как лисе удалось поймать петушка. (Дети читают эпизод)
- Каков петух? (Подбор эпитетов)
- Пусть ваше воображение “дорисует” образ петуха. (Словесное рисование)
- Найдите строчки в тексте, в которых говорится, каким был петух, описание внешнего вида петуха. (Дети читают отрывок)
Пересказ эпизода сказки по динамической картинке
- А теперь посмотрите, какая картинка у меня получилась на доске: лиса с петушком, дедушка идет навстречу и петушок вдалеке. К какому эпизоду подходит эта картинка? (Несколько учащихся кратко пересказывают эпизод, проиллюстрированный на доске при помощи картинок. Работа детей оценивается.)
Обобщение
- Да, ребята, читаете вы хорошо, и меня кое-чему научили. Почему же это сказка? Как отличить сказку о животных от других видов сказок?
Работа с пословицами (Игра проводится по рядам в парах)
Учитель:
- Я знаю, что вы любите игры, пословицы, загадки. У вас на партах лежат кружочки, с написанными на них словами. Ваша задача – составить скороговорку, пословицу или загадку. (Дети составляют, раскладывая кружочки на парте)
Проверка задания по рядам
1 ряд
“Саша в лесу встретил рыжую лису”
- Что получилось? (Скороговорка) Почему? (Хоровое проговаривание скороговорки с учителем, постепенно убыстряя темп)
2 ряд
“Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу”. (Будильник)
- Какой это жанр устного народного творчества? (Загадка) Почему? Почему петух так назван? (Дети обосновывают этимологию слова)
3 ряд
“Лиса всегда сытей волка живет”.
- Что это? (Поговорка). Почему? К какой русской народной сказке подходят эти слова? (“Лиса и волк”)
-
Итог урока
Учитель:
- Ну, и с этим заданием справились. Пора мне уходить, дальше по свету идти сказывать сказки. Приготовила я вам на добрую память еще одну диковинку – волшебный почтовый ящик. Письмо, опущенное в него, мгновенно попадет в мой Сказочный город и вернется завтра к вам уж с ответом.
Тестовое задание на сказочных купонах дети выполняют письменно. Затем бросают в почтовый ящик.
1. Каким был петух?
а) забиякой и задирой;
б) послушным2. Куда ходила лиса на заре?
а) на охоту;
б) на рыбалку3. Кто помог петуху?
а) старуха;
б) старик
Домашнее задание
Приготовьтесь дома выразительно, эмоционально читать сказку “Как петух лису обманул”, ведь на следующем уроке будет проведен конкурс сказителей.