1. Концепция открытого урока
Почему для открытого урока я взяла именно этот творческий период великого поэта?
В 2006 году отмечали 195-летия со дня открытия Царскосельского лицея. Пушкин и Царскосельский лицей – эти понятия неотделимы друг от друга.
Лицей сыграл важную роль в формировании нравственных и эстетических идеалов поэта.
Лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и свободолюбивыми мечтами, и началом поэтической славы, и первыми волнениями сердца. Именно в это время появляются первые женские образы в поэзии Пушкина-лицеиста, рождается светлый пушкинский культ любви.
Первую, истинно платоническую любовь возбудила в поэте сестра одного из лицейских товарищей его – Екатерина Павловна Бакунина.
Программа по литературе не предусматривает изучение стихотворений о любви, созданных в 1811-1816 гг. А.С. Пушкиным. Между тем, они могут быть интересны современным юношам и девушкам, ведь их создал учащийся-лицеист, 16-летний юноша, их ровесник.
В ходе разбора стихов о любви, созданных поэтом в лицейский период, посвященных Е. П. Бакуниной учителем были поставлены и реализованы следующие цели:
- расширить знания о поэте, его друзьях, эпохе; показать своеобразие личности и творчества юного Пушкина;
- доказать, что 1815-1816 гг. – плодотворный период раннего творчества поэзии Пушкина;
- увидеть в стихотворениях о любви, созданных поэтом в лицейский период подкупающую искренность, глубину и силу его чувств;
- развивать у учеников творческие способности, культуру речи, умение рассуждать, делать выводы;
- воспитывать культуру взаимоотношений любви.
Для решения поставленных целей учитель выбрал форму урока – исследование.
Для изучения данной темы педагог использует различные методы:
1. Перцептивные (по источнику информации):
- словесные (рассказ, беседа, словесное рисование)
- практические (творческие задания)
2. Гностические:
- информационные (передача и усвоение готовых знаний)
- эвристические (включающие учащихся в поисковую самостоятельную деятельность).
3. Логические (методы мыслительной обработки информации):
- анализ
- синтез
- обобщение
- аналогия.
Проведению урока предшествовала большая подготовительная работа
1. Предварительно ученикам даётся задание прочитать пущинские записи о Пушкине,
- книги А. Слонимского “Лицей”, Ю. Тынянова “Пушкин” (глава “Лицей”), Басиной “В садах Лицея”;
- стихотворение-послание “19 октября”, посвящённые лицейским годам: 19 октября 1825; 1827 гг. (“Бог помочь Вам, друзья мои”), 1828 г. (“Усердно помолившись богу”);
- 1831 г. (“Чем чаще празднует лицей”)1836 г. (“Была пора: наш праздник молодой”); “Воспоминания в Царском селе”;
- “В альбом Пущину”, “Дубравы, где в тиши свободы...”, “Бакуниной”, “Евгений Онегин” (гл.2,8), “Малиновскому”.
2. Создать словесный портрет Пушкина-лицеиста (в прозе или стихах) или портрет-загадку.
3. Работа по группам:
1 группа – написать небольшой сценарий о Пушкине-лицеисте, отразив в нём черты юного поэта; инсценировать.
2 группа – среди стихов, написанных в 1816 г. найти стихи, посвященные Е. Бакуниной, выразительно прочитать наизусть понравившиеся.
Провести исследование, какие слова чаще всего встречаются, есть ли среди них ключевые, выстроить ключевой ряд.
3 группа – собрать материал и издать рукописный журнал со стихами о любви гимназистов.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
ТЕМА: “Ты вспомни первую любовь...” (А.С. Пушкин.)
Любовь у Пушкина - это не просто чувство человека, но чувство человека-художника. (В.Г. Белинский.)
Портреты Е Бакуниной и А.С. Пушкина-лицеиста, стихотворение “К художнику”. В ходе урока появляется портрет Е. Бакуниной, созданный ученицей, результаты исследования “Частота употребления ключевых слов”.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- Выставка книг о Пушкине-лицеисте: “Мы удесятеряем силу поэзии, когда узнаём жизнь поэта”. (Д.С. Лихачёв.)
- Мифологический словарь.
- Сборники стихов.
- Рукописный журнал со стихами о любви гимназистов
2. Сценарий урока
Ученица: Угадайте о ком идет речь?
Портрет-загадка.
Учился в учебном заведении, на гербе которого изображались сова, лира, свисток и венки – лавровый и дубовый, идея открытия такого типа учебного заведения принадлежала статс-секретарю Александра I, занимал комнату под номером 14, изучал вместе с 30 мальчиками русский, французский, немецкий, математику, словесность, риторику, историю, географию, танцы, фехтование, плавание, верховую езду, написал за период учебы 130 стихотворений, первое опубликованное стихотворение подписал Александр НКШП, заочно был принят в общество “Арзамас”, там он получил шутливое прозвище “Сверчок”, первым оценил его поэтический дар Г. Р. Державин.
Учитель: В 2006 году мы отмечали 195-летие со дня открытия Царскосельского лицея. Пушкин и Царскосельский лицей – эти понятия неотделимы друг от друга. А. С. Пушкин – кажется, мы знаем о нем все. Мы так привыкли слышать его имя с самого детства, мы перечитываем неоднократно в течение жизни и кажется все о нем знаем. Но так ли это на самом деле? Кто он такой – Пушкин? Где искать нам его? Быть может в Царскосельских садах, где, помните:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
- А может мы найдем его, если заглянем в Царскосельском лицее.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИНСЦЕНИРОВКА (1 творч. группа)
Участвуют лицеисты: Горчаков, Пушкин, Корф, Пущин и Кюхельбекер.
(На стуле верхом сидит Пушкин, он в “творческих муках”, взъерошенный, сердит, свирепо грызет перо. Вокруг прохаживаются его товарищи, он не смотрит на них, он поглощен творчеством).
Горчаков: Эй, француз, о чем задумался?!
Корф: (иронически) Стихи пишет. (оба смеются)
Пущин: Что такого? Многие из нас пишут стихи. Вон и Кюхля вечно что-то пером царапает.
Корф: Но никто из-за них так не бесится. Это просто смешно, господа.
Кюхельбекер: Пушкин хочет быть первым во всем.
Горчаков: Уж это точно! Вон как его задело, что в классах у кого-то экзерсис получился лучше. Свой он даже читать вслух не стал.
Пущин: Друзья, да оставим же его в покое!
Горчаков: Ни за что!
Корф: А вам не кажется, что обезьяна похожа на Пушкина – так же прыгает и гримасничает. (изображает жестами).
(После этих слов Пушкин словно очнулся. В течение нескольких секунд он смотрит на Корфа, потом прыгает через стол и гонится за ним и Горчаковым, перо и тетрадь падают на пол. Пущин поднимает).
Пущин: Пушкин, постой, Пушкин!!!
(Все трое убежали со сцены, и Пущину приходится обращаться только к Кюхельбекеру, который и сам старается заглянуть в тетрадь, берет из рук Пущина и читает:)
Слеза повисла на реснице
И канула в бокал.
“Дитя, ты плачешь о девице,
Стыдись” - он закричал.
“Оставь, гусар... ох!!! Сердцу больно
Ты знать не горевал.
Увы!!! Одной слезы довольно,
Чтоб отравить бокал!...”
Пущин: Здорово! Надо бы его найти, отдать.
Учитель: Только что Кюхельбекер прочитал из тетради Пушкина стихотворение “Слеза”, написанное в 1815 году. Именно в этом стихотворении прослеживается зарождение юношеской любви. Именно в это время появляются и первые женские образы в поэзии Пушкина-лицеиста, рождается светлый пушкинский культ “любви”.
“Ты вспомни первую любовь...” напишет Пушкин.
Перелистнем же одну из страниц “биографии сердца” А. С. Пушкина.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИЦЫ О Е. П. БАКУНИНОЙ
Первую, истинно платоническую любовь возбудила в поэте сестра одного из лицейских товарищей его фрейлина Екатерина Павловна Бакунина. Дочь камергера, дипломата Павла Петровича Бакунина. Пушкин встретил ее в лицее, куда она приходила навещать своего младшего брата. Прелестное лицо ее, - по словам Комовского, - дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Бакуниной было тогда 20 лет, а Пушкину – 16. Это была чистая и стыдливая юношеская любовь. О ней Пушкин сделал в ноябрьские дни 1815 года в своем лицейском дневнике взволнованную запись:
“Я счастлив был! Нет я вчера не был счастлив: поутру я мучался ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не было видно! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука! Но я счастлив был 5 минут”.
Первая любовь глубоко поразила поэта и явилась источником большого цикла лицейских стихотворений.
Учитель: Увлекшись, Пушкин обратился к лицейскому товарищу своему Илличевскому, славившемуся искусством рисовальщика со стихотворной просьбой написать “друга сердца”. Александр подсказал, что ему надо изобразить на портрете Бакуниной.
Ученик читает стихотворение “К живописцу”
Дитя Харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;Красу невинности небесной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости прелестной
И взоры самой красоты.Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс повяжи,
Сокрытой прелестью Альбана
Мою царицу окружи.Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала,
Хотела тайно воздохнуть.Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.
Беседа по стихотворению “К живописцу”
- Трудно было учить стихотворение наизусть?
(Нет, стихи легкие, свободно льющиеся. Очень поразило: Пушкину 16 лет, а так талантливо и такие познания в области мифологии, живописи).
- Какие слова вызвали затруднения, оказались непонятными?
Хариты – греч. богини красоты, радости, олицетворение женской прелести.
Гебея – греч. богиня юности, дочь Зевса и Геры.
Венера – отожд. с Афродитой, греческой богиней любви.
Венерин пояс – волшебный пояс, делающий того, кто его одевает неотразимым.
Альбан – Франческо Альбани, модный в России в начале XIX века итальянский художник.
- В стихотворении поэт использовал мифологический ряд или мифологемы. А почему автор использовал данные единицы в своем произведении?
- Что затрагивает в нас стихотворение, чувства или мысли?
- Какие чувства вызывает стихотворение?
- Какие худ.-выразительные средства помогают передать эти чувства?
- Прочитайте первую и последнюю строфы стихотворения. Юный поэт обращается к художнику с тем, чтобы он уловил, изобразил “друга сердца”, а подписался бы он, почему?
- Какая картина-портрет предстает перед вашим воображением, когда вы читаете стихотворение? Нарисуйте его словами.
Учитель: Кудакова Ксения изобразила “друга сердца” по стихотворению “К живописцу”. Давайте посмотрим, что у нее получилось. Прокомментируй! Как ты создавала портрет?
(Рассказ ученицы и чтение стихотворения наизусть).
Учитель: Мы прослушали два чтения стихотворения А. С. Пушкина “К живописцу”. Какое чтение понравилось больше, почему? (Ответы учащихся).
2 строфа этого стихотворения:
Красу невинности небесной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости прелестной
И взоры самой красоты.
перерастет в пушкинский шедевр – гимн в честь женщины “Я помню чудное мгновенье...” Прежде всего рифма: черты – красоты, эпитеты: милые черты, останется эпитет небесной. Это стихотворение поэт посвятит А. П. Керн, за ее двоюродного брата выйдет замуж Е. Бакунина. Так две женщины, воспетые поэтом породнятся.
В Е. Бакунину кроме Пушкина были влюблены Пущин и Малиновский. Три друга не скрывали своего увлечения. Подшучивая над ними, лицеисты Яковлев и Корсаков положили эти стихи на музыку. Они преподнесли Е. Бакуниной ноты со стихами Пушкина “К живописцу” с посвящением и шуточной припиской: “Трудами императорского Царскосельского лицея”.
(“Звучит романс “К живописцу”)
Учитель:- На протяжении всего 1816 года А.С. Пушкин отдавал Катеньке всё поэтическое вдохновение, весь пыл своего Сердца - 22 стихотворения с “бакунинским” мотивом - своего рода энциклопедия юной любви.
(Выразительное чтение наизусть стихотворений: “Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался...”, “Разлука”, “Осеннее утро”,“Желание”, “Окно”.)
- Что вы можете сказать о чувствах поэта по этим стихам?
(ответы учащихся)
- А каковы результаты вашего исследования?
Таблицы с результатами исследования.
Чувства поэта были глубокими. Поэт страдал, не зная надежды, тосковал, мучался. Во всех стихах мы видим красоту и благородство, искренность и великодушие. И даже неразделённое чувство не озлобляет, а учит уметь любить и тогда, когда мы не любимы. Ведь любовь – единственное в мире чудо, это те высокие минуты в жизни поэта, когда силы души сосредоточены на одном чувстве, и перо не отстаёт от учащённого сердцебиения:
Мне дорого любви моей мученье
Пускай умру, но пусть умру любя.
Учитель:- Но вот лицей окончен, Друзья расстаются, и Пушкин дарит лицейским товарищам свои прощальные стихи. В альбом Пущину он вписывает стихи об их первой любви к Бакуниной.
В 1818 году впервые после окончания лицея, Пушкин посетил Царское Село, им овладели пережитые здесь когда-то волнения. К милому образу Катеньки поэт будет возвращаться и через 10- летие после окончания лицея в Михайловской ссылке, и в 1823 году, когда приступит к работе над 2-й главой “Евгения Онегина”.
И потом Пушкин не забывал её, до конца жизни помнил о первой любви.
РАБОТА В ГРУППАХ (Приложение №2)
(Определить из какого произведения отрывок, выразительно прочитать, сделать вывод.)
Учитель: - В 8 главе “Евгения Онегина” поэт с любовью воссоздаёт её поблекший и расцветший новыми оттенками образ.
Ученик: (читает наизусть отрывок из 8 главы “Евгения Онегина”).
“Когда в забвенье перед классом
Порой терял я взор и слух,
И говорить старался басом,
И стриг над губой первый пух,
В те дни... в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые.
Прелестной девы и любовь,
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадёжно,
Таясь обманом пылких снов,
Везде искал её следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал,
И счастье тайных мук узнал...”
Учитель:- Чему учат стихи о первой любви?
(ответы учащихся)
Учитель:- Пушкин- лицеист ваш ровесник, чувства и мысли, которые волновали поэта и вам близки. Многие из вас, наверное, тоже выражают чувства в поэтической форме?
(Отчёт о работе третьей творческой группы, о создании рукописного сборника: “Неопытное перо” со стихами о любви учащихсягимназистов. Чтение своих стихов о любви, стихов о Пушкине-лицеисте.)
Учитель:- Дома Вы создавали словесный портрет Пушкина-лицеиста или портрет-загадку, один из которых Вы слышали в начале урока, я думаю, что на уроке Вы узнали многое нового и интересного о поэте, он Вам стал ещё ближе. Дополните свой портрет или создайте новый.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Восстановить название стихов, прозвучавших на уроке, одно из них выучить наизусть, объяснить почему выбрали именно это стихотворение.
Ответить письменно на вопрос: - Почему Белинский сказал, что “Любовь у Пушкина - это не просто чувство человека, но чувство человека-художника?”