Цели урока:
выявление особенностей изображения Мандельштамом города Петербурга – Ленинграда;
пробуждение интереса к личности и творчеству Мандельштама путем анализа одного из лучших стихотворений “ Я вернулся в мой город…”;
совершенствование умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
воспитание уважения к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.
Задачи:
попытаться понять художественный мир поэта; показать созвучие творчества его эпохе;
развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической;
способствовать развитию критического и образного мышления, читательского интереса обучающихся, художественного вкуса, устной речи.
Оборудование: тексты стихотворения Мандельштама “Я вернулся в мой город…”, слайдовая презентация, видеоролик “Петербург”, музыка Д.Шостаковича “Прелюдия”, карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Орг. момент
Человек всегда стремится к прекрасному, будь это бессмертные произведения живописи, музыки или литературы, и у нас сегодня есть такая возможность прикоснуться ещё раз к прекрасному.
2. Актуализация темы
(Приложение 1) Слайд 1
- Подумайте, о ком эти слова?
Слайд 2. (Портрет)
- Да, о Мандельштаме. И сегодня мы попытаемся приоткрыть ещё одну страницу его творчества.
Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего- то страшного, неизбежного.
Душа поэта – тайна за семью печатями. И проникнуть в неё можно только через поэтическое слово, но не так легко постигнуть и понять его.
Слайд 3.
“Поэзия Мандельштама – танец вещей, являющихся в самых причудливых сочетаниях”. В. Ходасевич.
3. Актуализация субъектного опыта.
- Есть города, которым судьбой ли, историей или случаем предназначена особая роль в жизни нации.
На доске:
Петербург —> величавый двойственный прекрасный |
Петроград —> революция хаос Зимний дворец |
Ленинград блокада Ахматова “Реквием” |
- Вы знаете, что это названия одного города. Какие ассоциации у вас при этом возникают?
(Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского, З.Гипиус и др.)
4. Формулировка целей.
Этот город и Слово о нем нераздельны, как гранит и вода, как любовь и ненависть.
Этому городу, ставшему ему поистине родным, с которым он сросся и сжился всей душой и каждой клеточкой своего тела, посвятил не одно стихотворение Мандельштам.
- Перечитайте ещё раз тему урока, как бы вы определили учебную задачу? О чем будем говорить на уроке?
- Выявить особенности изображения Мандельштамом города Петербурга – Ленинграда.
- Пробудить интерес к личности и творчеству М. путем анализа одного из лучших стихотворений “Я вернулся в мой город…” попытаться понять художественный мир поэта; показать созвучие творчества его эпохе.
- Вспомните, каким рисует Мандельштам Петербург в своих стихотворениях раннего периода, например в “Петербургских строфах”?
- Но таким поэт видел свой город в 1913.
Но, говоря о стихах Мандельштама 30-х годов, мы нередко отождествляем лирического героя его стихов с самим поэтом. И это не случайно. В стихах этого периода мы не найдем той метафоричности, той усложненности образов, которые были присущи раннему творчеству поэта. Мандельштам стремится с предельной ясностью высказать свою позицию, он бросает вызов бесчеловечной власти.
В декабре — январе 1930 года Мандельштам оказывается в Ленинграде после поездки на Кавказ.
Слайд 5. “… трагические стихи, одни из трагичнейших в русской поэзии”. Владимир Вейдле
5. Чтение и анализ стихотворения
"Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..."
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, - так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
А) Выявление первичного восприятия текста:
- Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Грусти, печали, горечь утраты друзей)
- Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения? ……..
- Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощью цвета хочет сказать поэт? ………
Б) Проанализируем стихотворение.
Работа в группах. (Приложение 4)
Составление кластера.
Заполнение таблиц.
Темы:
- Ритмический рисунок (метр, размер, рифма в стихе, рифмовка в строфе).
- Композиция текста (микротема каждой строфы или части, ключевые слова, тематические словесные ряды, сопоставление и противопоставление).
- Развитие художественных образов по строфам.
- Языковые уровни текста (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический).
- Языковые средства художественной выразительности (тропы и фигуры).
(Приложение 2) (Звучит музыка Д. Шостаковича)
(Приложение 3) (Демонстрируется видеоролик)
(В ходе анализа стихотворения обучающиеся обращаются к следующим терминам и понятиям: метафора, символ, сюжет, идея, лирический герой, аллитерация, внутренний монолог, стихотворный размер, виды строф и др.
Также в групповой работе обучающиеся должны составить и записать в таблицы “тонкие” вопросы, т.е. те, на которые можно дать однозначный ответ) и “толстые”, на которые следует давать развернутый ответ).
Отчеты групп: составление кластеров у доски, комментарии.
- Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста.
(Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором было тепло и уютно, но город уже стал Ленинградом, в котором жить страшно и одиноко. Стихотворение построено на контрасте прошлого и настоящего.
Прошлое – это детство, друзья, культура, уют, Петербург.
Настоящее – гибель друзей, культуры, самого лирического героя, Ленинград.
“Ленинград” - символ жизни, в которой нет места лирическому герою.
Заполнение таблиц
“Тонкие вопросы” | “Толстые вопросы” |
6. Заключение
У О. Мандельштама есть стихотворение “Нашедший подкову”.
О чем думал поэт, когда писал его?
О человеческом счастье, которое так хрупко и недолговечно?
О поэтическом таланте, которым одарила его природа? Или о том и другом одновременно.
“Нашедший подкову” сдувает с неё пыль и растирает её шерстью, пока она не заблестит.
“Нашедший подкову” “вешает её на пороге”.
У Мандельштама была такая “подкова” - это необыкновенной силы поэтический талант, были стихи, которые А.Ахматова назвала “божественной гармонией”, и все же … Подкова не принесла ему счастья. Не сохранила, не сберегла.
Но и сейчас имя Мандельштама приковывает наше внимание не только как поэт, но и как человек, который не признавал компромиссов и не шел на сделку с собственной совестью.
7. Рефлексия
(Перед учащимися листочки разных цветов: неяркие- бледно-голубой, бледно- зелёный, светло- желтый, а также яркие – желтый, оранжевый, розовый, приглушенно-красный, ярко-красный, синий, зелёный. Выбор цвета листочка позволит определить степень погружения в материал: чем ярче цвет, тем степень погружения глубже).
Интерпретация стихотворения "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..."
“Вверх по лестнице смыслов”.
- Внешний сюжет текста.
- Природа и человек.
- Мир и человек.
- Человек.
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
9. Комментирование домашнего задания:
1. Выучить стихотворение
2. Написать сочинения:
- Анализ стихотворения "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..."
- Тема Петербурга – Ленинграда в стихах поэтов Серебряного века.