Отражение эпохи в стихотворении О. Мандельштама «Я вернулся в мой город…»

Разделы: Литература


Цели урока:

выявление особенностей изображения Мандельштамом города Петербурга – Ленинграда;

пробуждение интереса к личности и творчеству Мандельштама путем анализа одного из лучших стихотворений “ Я вернулся в мой город…”;

совершенствование умения  анализа   и  интерпретации  литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

воспитание уважения к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.

Задачи:

попытаться понять художественный мир поэта; показать созвучие творчества его эпохе;

развивать культуру читательского восприятия художественного текста,    понимание   авторской   позиции,    исторической   и   эстетической;

способствовать развитию критического и образного мышления, читательского интереса обучающихся, художественного вкуса, устной речи.

Оборудование: тексты стихотворения Мандельштама “Я вернулся в мой город…”, слайдовая презентация, видеоролик “Петербург”, музыка Д.Шостаковича “Прелюдия”, карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Орг. момент

Человек всегда стремится к прекрасному, будь это бессмертные произведения живописи, музыки или литературы, и у нас сегодня есть такая возможность прикоснуться ещё раз к прекрасному.

2. Актуализация темы

(Приложение 1) Слайд 1

- Подумайте, о ком эти слова?

Слайд 2. (Портрет)

- Да, о Мандельштаме. И сегодня мы попытаемся приоткрыть ещё одну страницу его творчества.

Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего- то страшного, неизбежного.

Душа поэта – тайна за семью печатями. И проникнуть в неё можно только через поэтическое слово, но не так легко постигнуть и понять его.

Слайд 3.

“Поэзия Мандельштама – танец вещей, являющихся в самых причудливых сочетаниях”. В. Ходасевич.

3. Актуализация субъектного опыта.

- Есть города, которым судьбой ли, историей или случаем предназначена особая роль в жизни нации.

На доске:

Петербург —>

величавый

двойственный

прекрасный

Петроград —>

революция

хаос

Зимний дворец

Ленинград

блокада

Ахматова “Реквием”

- Вы знаете, что это названия одного города. Какие ассоциации у вас при этом возникают?

(Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского, З.Гипиус и др.)

4. Формулировка целей.

Этот город и Слово о нем нераздельны, как гранит и вода, как любовь и ненависть.

Этому городу, ставшему ему поистине родным, с которым он сросся и сжился всей душой и каждой клеточкой своего тела, посвятил не одно стихотворение Мандельштам.

- Перечитайте ещё раз тему урока, как бы вы определили учебную задачу? О чем будем говорить на уроке?

- Выявить особенности изображения Мандельштамом города Петербурга – Ленинграда.

- Пробудить интерес к личности и творчеству М. путем анализа одного из лучших стихотворений “Я вернулся в мой город…” попытаться понять художественный мир поэта; показать созвучие творчества его эпохе.

- Вспомните, каким рисует Мандельштам Петербург в своих стихотворениях раннего периода, например в “Петербургских строфах”?

- Но таким поэт видел свой город в 1913.

Но, говоря о стихах Мандельштама 30-х годов, мы нередко отождествляем лирического героя его стихов с самим поэтом. И это не случайно. В стихах этого периода мы не найдем той метафоричности, той усложненности образов, которые были присущи раннему творчеству поэта. Мандельштам стремится с предельной ясностью высказать свою позицию, он бросает вызов бесчеловечной власти.

В декабре — январе 1930 года Мандельштам оказывается в Ленинграде после поездки на Кавказ.

Слайд 5. “… трагические стихи, одни из трагичнейших в русской поэзии”. Владимир Вейдле

5. Чтение и анализ стихотворения

"Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..."

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, - так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

А) Выявление первичного восприятия текста:

- Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Грусти, печали, горечь утраты друзей)

- Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения? ……..

- Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощью цвета хочет сказать поэт? ………

Б) Проанализируем стихотворение.

Работа в группах. (Приложение 4)

Составление кластера.

Заполнение таблиц.

Темы:

  1. Ритмический рисунок (метр, размер, рифма в стихе, рифмовка в строфе).
  2. Композиция текста (микротема каждой строфы или части, ключевые слова, тематические словесные ряды, сопоставление и противопоставление).
  3. Развитие художественных образов по строфам.
  4. Языковые уровни текста (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический).
  5. Языковые средства художественной выразительности (тропы и фигуры).

(Приложение 2) (Звучит музыка Д. Шостаковича)

(Приложение 3) (Демонстрируется видеоролик)

(В ходе анализа стихотворения обучающиеся обращаются к следующим терминам и понятиям: метафора, символ, сюжет, идея, лирический герой, аллитерация, внутренний монолог, стихотворный размер, виды строф и др.

Также в групповой работе обучающиеся должны составить и записать в таблицы “тонкие” вопросы, т.е. те, на которые можно дать однозначный ответ) и “толстые”, на которые следует давать развернутый ответ).

Отчеты групп: составление кластеров у доски, комментарии.

Схема

- Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста.

(Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором было тепло и уютно, но город уже стал Ленинградом, в котором жить страшно и одиноко. Стихотворение построено на контрасте прошлого и настоящего.

Прошлое – это детство, друзья, культура, уют, Петербург.

Настоящее – гибель друзей, культуры, самого лирического героя, Ленинград.

“Ленинград” - символ жизни, в которой нет места лирическому герою.

Заполнение таблиц

“Тонкие вопросы” “Толстые вопросы”
   

6. Заключение

У О. Мандельштама есть стихотворение “Нашедший подкову”.

О чем думал поэт, когда писал его?

О человеческом счастье, которое так хрупко и недолговечно?

О поэтическом таланте, которым одарила его природа? Или о том и другом одновременно.

“Нашедший подкову” сдувает с неё пыль и растирает её шерстью, пока она не заблестит.

“Нашедший подкову” “вешает её на пороге”.

У Мандельштама была такая “подкова” - это необыкновенной силы поэтический талант, были стихи, которые А.Ахматова назвала “божественной гармонией”, и все же … Подкова не принесла ему счастья. Не сохранила, не сберегла.

Но и сейчас имя Мандельштама приковывает наше внимание не только как поэт, но и как человек, который не признавал компромиссов и не шел на сделку с собственной совестью.

7. Рефлексия

(Перед учащимися листочки разных цветов: неяркие- бледно-голубой, бледно- зелёный, светло- желтый, а также яркие – желтый, оранжевый, розовый, приглушенно-красный, ярко-красный, синий, зелёный. Выбор цвета листочка позволит определить степень погружения в материал: чем ярче цвет, тем степень погружения глубже).

Интерпретация стихотворения "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..."

“Вверх по лестнице смыслов”.

  1. Внешний сюжет текста.
  2. Природа и человек.
  3. Мир и человек.
  4. Человек.

8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

9. Комментирование домашнего задания:

1. Выучить стихотворение

2. Написать сочинения:

  • Анализ стихотворения "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..."
  • Тема Петербурга – Ленинграда в стихах поэтов Серебряного века.