Литература
-
Отражение этнокультуры славян в художественной литературе и топонимии 2008
Этнокультура. Пройден путь от коллективного этноса к системе взглядов на мир. А.С. Пушкин в фольклоре «для обновления литературы видел неисчерпаемые возможности». Много сделали для этого Л.Толстой, А.П. Чехов, А.Н. Толстой и др. Для возрождения культуры нужно возвращение к традиционной нравственности. Язык хранит информацию. Показательны легенды о памятниках природы Александровского. Семь лет работает детское объединение «Исток». Ребята участвуют в этнологических экспедициях. Родина начинается от порога сельской школы. Работать для процветания России будет тот, кого научили ее любить.
-
"Отцы" и "дети" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2007
За основу урока взято убеждение Л.Н. Толстого: "Нет нравственного стержня в родителях, не будет его и в детях". Цель этого урока - показать, какие жизненные уроки преподают своим детям "отцы", какие качества воспитывают в них и как.
-
"Отчего погибло все?" (по роману И.Гончарова "Обломов") 2009
Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, – вот судьба человека с "золотым сердцем" и "чистой, как хрусталь, душой". На уроке раскрывается философский смысл произведения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с критической литературой и художественным текстом; формируют навыки дискуссионного мышления и культуры общения. Показана актуальность и временная ценность произведения.
-
Отчет о работе литературно-краеведического кружка "Лира" за 2010–2011 год 2012
В статье приводится отчет руководителя школьного литературно-краеведческого кружка «Лира» о работе за 2010‒2011 год, который был представлен на ежегодной отчетной конференции в конце учебного года для привлечения учащихся к внеклассной деятельности. Презентация призвана наглядно представить яркие моменты работы «Лиры». В приложениях дан план работы и «Пояснительная записка» к программе кружка.
-
"Ох, нелегкий труд – чтение". 10–11-й класс 2011
Язык художественной литературы состоит из огромного множества средств языковой выразительности, но основой его является литературный язык. Урок воспитывает внимательность и вдумчивость.
-
Оценка романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в русской критике (метод кейс-стади) 2011
Цели урока: обобщение знаний, полученных при изучении произведения; выявление позиции критиков о романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", об образе Евгения Базарова; формирование умения анализировать текст критической статьи.
-
Оценочные средства по базовому учебному предмету Литература для среднего профессионального образования 2024
Оценочные средства разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями. В работе определены форма проведения зачёта, цель зачёта, требования к уровню знаний, умений, компетенций. Прописаны критерии оценивания. Разработка будет полезна преподавателям-словесникам при организации аттестации по предмету.
-
Очарованье русского пейзажа в поэзии ХХ века. 6-й класс 2011
Цели урока: проследить традиции поэзии XIX века в поэзии XX века; совершенствовать навыки выразительного чтения; отрабатывать навыки анализа стихотворений; развивать воображение учащихся; прививать любовь к родной природе и родине.
-
Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Исповедь, проповедь, покаяние в лирике поэта 2011
Урок знакомит студентов с жизнью Н.А. Некрасова и основными этапами его творчества. Учитель помогает раскрыть неповторимую особенность лирики и новаторство поэта.
-
Очерк о жизни и творчества Н.А. Некрасова 2013
Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта; обозначить своеобразие художественного мира Некрасова.
-
Павел Петрович Бажов — уральский сказитель. Сказ "Медной горы Хозяйка" (урок по литературе в 5-м классе) 2008
Представленный урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка». На материале сказа показано стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.
-
Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р. (Анализ эпизода романа И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2012
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", его идейном содержании. Развивают умения анализировать эпизод, определять его место в образной структуре произведения и значение в осмыслении авторской идеи, обнаруживать связь между эпизодом как самостоятельным фрагментом текста и произведением в целом.
-
Падение интереса к чтению у современных школьников 2013
В статье изучается поиск современных форм и методов развития литературных интересов школьников.
-
Памяти Андрея Баранова… Урок литературы в 11-м классе о жизни и творчестве композитора, музыканта, барда Андрея Баранова 2005
На уроке учащиеся знакомятся с личностью и творчеством А. Баранова, использут музыкальные инструменты, в том числе, национальные.
-
Памятка по определению стиля текста 2020
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
-
Памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". 9-й класс 2007
"Слово о полку Игореве" с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени - отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны от все усиливавшегося нажима кочевых южных и восточных соседей Руси. "Слово о полку Игореве" возникло в сложной культурной обстановке. Оно не было одиноким памятником, при всей его исключительности. Русская культура накануне монголо-татарского нашествия отмечена энергичным поступательным движением. Культура Руси развивалась и крепла, проникалась народными началами и углубляла свою самобытность.
-
«Памятник самой беззаветной и безответной любви». Урок внеклассного чтения «Фотография Пушкина» А.Г. Битова». 9-й класс 2015
В ходе беседы, дискуссии и анализа избранных эпизодов повести А.Г. Битова «Фотография Пушкина» учащиеся составляют портрет Пушкина, делают вывод о его живом характере, чувстве юмора, мудрости, способности к гениальному прозрению судеб. Урок подводит учеников к мысли, что всеми поступками главного героя повести руководит любовь к поэту. Любовь и уважение к Пушкину водит и пером самого А.Г. Битова.
-
Памятники литературным героям Москвы: виртуальная экскурсия 2010
Внеклассное мероприятие проводится с целью увеличения детского интереса к чтению, привлечения внимания к школьной библиотеке, повышения уровня эрудированности. Мероприятие проходит в виде виртуальной экскурсии и сопровождается презентацией.
-
"Память как духовная опора в жизни человека". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу В.П. Астафьева "Мальчик в белой рубахе" 2009
В предлагаемых материалах мы обращаемся к творчеству В. П. Астафьева. Мы предлагаем ребятам повторить эпизоды автобиографии Виктора Петровича, приготовить презентацию по биографии, собрать материал об Астафьеве из воспоминаний знакомых и близких ему людей. Рассказ "Мальчик в белой рубахе" может быть прочитан или прослушан в классе.
-
Память как нравственная ценность 2010
Повесть «Последний поклон» – это поэтическая летопись народной жизни, начиная с 1920-х годов и до конца войны, а характер юного героя лишь одно слагаемое в характере народа. Каждый эпизод биографии героя непреднамеренно превращается в нечто содержащее емкое: яркое представление не только о нем самом, но и о времени, в котором он живет, о событиях, которые он пережил, о людях, с которыми его свела судьба.
-
Память прошлого в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" 2013
Урок посвящен анализу рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Цель урока: развитие навыков работы с текстом, постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг. Автор статьи использует следующие методические приемы: работа в группах, беседа по вопросам, пересказ эпизодов, чтение текста по ролям.
-
Панорама нетрадиционных способов представления словарных слов на уроках литературного чтения 2006
На уроке литературного чтения во 2-м классе, работающего по системе Л.В. Занкова, представлены варианты организации словарной работы, которые предусматривают активное и осознанное участие детей в представлении нового слова с высокой степенью их заинтересованности, мобилизации внимания, развития мышления. Урок построен с использованием ИТ. Дополнительный материал, содержащийся в рисунках, может служить основой для составления презентации по данной теме.
-
"Парус" М.Ю. Лермонтова в контексте его творчества" 2013
В статье представлен историко-литературный комментарий к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус".
-
Патриотический дух в произведениях поэта-земляка Винникова Анатолия Алексеевича 2010
Формой изучения литературы родного края мы избрали факультативные занятия. Цель факультативного курса: через народное творчество, через литературу Бурятии помочь учащимся "открыть мир" родного края. Один раздел программы курса отведён изучению творчеству местных авторов, непосредственно нашим землякам-онохойцам.
-
Патриотическое воспитание на уроках литературы. Тема: "Героическое прошлое России". 5-й класс 2014
В основе урока лежит патриотическое воспитание. Цель урока: пробудить интерес к героическому прошлому нашей родины. На уроке учащиеся знакомятся с поэтами военных лет: Алексеем Фатьяновым, Александром Твардовским, Анной Ахматовой, Расулом Гамзатовым. Учатся анализировать произведения. Разнообразные виды работы делают урок интересным и познавательным. В конце урока учащиеся отвечают на самый главный для себя вопрос: "А как бы я поступил?"
-
Патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках литературы 2019
В настоящее время, когда искажаются многие исторические факты, сознательно преуменьшается роль России в важнейших исторических событиях мирового масштаба, назрела насущнейшая необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны, без которого невозможно духовно-нравственное возрождение России.
-
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы средствами проектной деятельности 2013
Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Через предлагаемую литературную разработку учебного проекта по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется роль взаимосвязи литературы как искусства слова с историей, искусством в формировании патриотизма.
-
Патриотическое воспитание. Урок литературы в 11-м классе по теме: "Сергей Есенин как национальный поэт" (с использованием информационных технологий, метода проектов, ситуации личностно ориентированного обучения) 2006
Урок литературы в 11-м классе с использованием информационных технологий, метода пректов, ситуации личностно ориентированного обучения. Урок знакомит учащихся с особенностями творчества Есенина, учит патриотизму, воспитывает любовь к родному краю.
-
Патриотическое звучание повести А.П. Гайдара "Военная тайна" 2012
Урок литературы в 7-м классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.П. Гайдара и его повестью «Военная тайна». Урок развивает речь учащихся, формирует навык работы с прочитанным текстом; воспитывает интерес к историческому прошлому нашей Родины, патриотизм, активную жизненную позицию.
-
Певец "страны березового ситца…" 2008
Музыкально-поэтическая композиция, посвященная 110-летию со дня рождения Сергея Есенина.