Цели:
1. Дать представление о раннем творчестве Маяковского, показать новаторский характер поэтики Маяковского, познакомить с биографией поэта.
2. Обучать анализу поэтического текста, совершенствовать навыки синтеза и обобщения, вычленения главного.
3. Формировать правильное понимание поэзии Маяковского.
Методические приемы: исследование текста, выразительное чтение, сообщения учащихся.
Оборудование: проектор, карточки для работы в группах, манифесты футуристов “Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей 2”, план синквейна.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня мы будем говорить о поэте, чье творчество всегда было и остается предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. В.В. Маяковский. Безусловно, имя этого поэта вам знакомо.
Скажите, а когда впервые произошло ваше знакомство с поэтом Маяковским? (В детстве. “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Кем быть”.)
Какие произведения Маяковского известны вам из школьной программы? (“Хорошее отношение к лошадям”, “Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче”.)
Дома вы читали и другие стихотворения Маяковского. Думаю, что у вас уже сложились некоторые представления о поэте.
Перед вами фотографии Маяковского разных лет (презентация, см. приложение 4), какая из них наиболее отвечает вашим представлениям о поэте, почему? (Ответы учащихся.)
Сегодня мы расширим круг знакомства с поэтом: попытаемся встать на позиции его современников, чтобы понять, что могло вызывать и вызывает до сих пор у некоторых ревнителей традиционного искусства неприятие в творчестве Маяковского, проведем исследование отдельных стихотворений Маяковского, а также познакомимся с биографией поэта. Запишите тему урока. Этапы работы на уроке обозначены в буклете (см. приложение 3), в нем мы зафиксируем результаты сегодняшних исследований, здесь вы продолжите работу дома, этот буклет поможет вам при подготовке к экзамену по литературе, т.к. в нем будет собрана необходимая информация по творчеству Маяковского. Переходим к первому этапу работы.
2. Биография Маяковского (сообщение учащегося с презентацией).
Заполните первую страницу буклета “Хроника жизни и творчества” по ходу сообщения.
3. Исследовательская работа в группах.
С какого времени начинается творческая жизнь В.В. Маяковского? (С 1913 г.)
Что вам известно о литературной ситуации в России в начале 20 в.? (Серебряный век, расцвет модернистских течений.)
Что такое модернизм? (Художественно-эстетическая система, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся разрывом с традициями реализма.)
Перечислите модернистские течения. (Символизм, акмеизм, футуризм.)
В литературоведении принято разделять модернизм на высокий модернизм и авангардизм.
Представителем какого из этих направлений был Маяковский? (Футуризм.)
Дайте определение футуризма. (Авангардное течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.)
Где и когда впервые заявили о себе русские футуристы? (1910 г. – альманах “Садок судей”; 1912 г. – манифест “Пощечина общественному вкусу”.)
Что провозгласили в своем манифесте футуристы? (Сбросим с корабля современности Пушкина, Достоевского, Толстого. Отрицали грамматические норма, правописание и пунктуацию, активно занимались словотворчеством.)
Второй этап работы “Поэтика Маяковского”. Давайте проследим, какое влияние на поэтику Маяковского оказал футуризм. Для этого выполните задания, данные на карточках. (Работа в группах, перед отчетом каждой группы наизусть читается стихотворение, над которым велось наблюдение.)
Чтение стихотворения “Адище города” (заранее подготовленный ученик).
Карточка №1
Проанализируйте пункты 1 и 2 манифеста “Пощечина общественному вкусу” (см. приложение 1). Что футуристы называют “произвольными” и “производными” словами? Найдите подобные слова в стихотворении Маяковского “Адище города”. Как они образованы? Приведите примеры. За счет чего еще футуристы расширяли поэтический лексикон? (Маяковский использует “производные” слова, образованные от уже существующих в языке.) Например “адище”, “излюбилась”. Расширение поэтического лексикона шло за счет слов неэстетических, зачастую грубых, даже бранных.)
Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел буклета.
Какую художественную функцию они выполняют? (Носят эмоционально-оценочный характер, обладают повышенной экспрессивностью, создают особый образ лирического героя.)
Над этим же стихотворением работала вторая группа. Какой аспект поэтики анализировали вы?
Карточка №2
Проанализируйте пункт 1 сборника “Садок судей 2” (см. приложение 2). Найдите примеры нарушения грамматических правил в стихотворении “Адище города”. Чем вы можете объяснить подобные нарушения? (Смешение однокоренных слов: громоздить вместо загромождать, шарить вместо нашаривать, многие вместо многие из вас. Употребление слов только единственного числа во множественном: “светами”, “солнцами”. Футуристы провозглашали отказ от норм языка.)
Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел буклета.
Как вы расцениваете подобное отношение к языку, можете ли вы его оправдать? (Такие нарушения носят негативный характер, но вносят в язык новый смысл.)
Чтение стихотворения “Нате!”. (Заранее подготовленный ученик)
Карточка №3
Проанализируйте пункт 5 сборника “Садок судей 2”. Найдите примеры метафор в стихотворении “Нате!”, объясните их смысл. Какова роль метафор в поэтическом мире Маяковского? (Один из самых излюбленных тропов у Маяковского, они всегда развернутые, позволяют ассоциативно сближать самые неожиданные вещи и понятия.)
Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел буклета.
Что такое метафора? (Это сравнение с опущенным сравнительным союзом.)
Чтение стихотворения “Послушайте!”. Что вы можете сказать об особенностях построения стиха у Маяковского?
Карточка №4
Проанализируйте пункты 6 и 8 сборника “Садок судей 2”. Прочитайте стихотворение Маяковского “Послушайте!”. Чем необычно построение данного стихотворения? Каким способом пользуется поэт для выделения особенно важных слов? (Отказ от строфы позволяет передать интонационные нюансы. На слово, вынесенное отдельной строкой, падает особое смысловое ударение.)
Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел буклета.
Назовите другие стихотворения Маяковского, где уже встречались с необычным построением. (“Хорошее отношение к лошадям”, “Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче”.)
Заканчиваем наблюдение над поэтикой Маяковского разговором о рифме. Слово исследователям пятой группы.
Карточка №5
Проанализируйте пункт 9 сборника “Садок судей 2”. Прочитайте стихотворение Маяковского “Послушайте!”, найдите в нем рифмы. В чем их необычность? (Рифмовка произвольная, могут рифмоваться слова, не стоящие на концах строк: “значит – плачет”, “страшно – каждый”.)
Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел буклета.
Какие выводы о поэтике Маяковского вы можете сделать? (Освоение новых тем в поэзии сопровождалось поиском новых средств выразительности, что привело поэта к революционному реформированию русского стихосложения. Маяковский прибегал к словотворчеству и нарушениям в области грамматики, экспериментировал с рифмами и строфикой, оставаясь при этом в области русского языка.)
Дома вы дополните свои знания о поэтике Маяковского, прочитав его поэму “Облако в штанах”, продолжите заполнение соответствующего раздела буклета.
4. Работа с иллюстрациями учащихся.
Напомните, чем занимался Маяковский в 1919 г.? (Работал в РОСТА.)
Группа художников специально подготовила для урока рекламные плакаты на школьную тематику. Вопросы группе художников:
Какой рекламный лозунг придумали, как изобразили его в плакате?
5. Итоги урока.
Что нового о В.В. Маяковском и его творчестве вы узнали сегодня? Выразите свое отношение к Маяковскому и его творчеству в виде синквейна, запишите на странице буклета. С подобной формой работы вы уже встречались, новым будет лишь то, что ключевым словом является имя собственное.
Оценки за урок членам группы информационной поддержки, группы художников, группы чтецов и исследователей.
Знакомство с выставкой книг.