Открытый урок по теме: "Живи, письмо!"

Разделы: Литература


Цель урока:

Возродить традиции эпистолярного жанра, привить ребятам чувство вкуса и умение грамотно излагать свои мысли. Сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка.

  1. познавательная: расширить кругозор учащихся об эпистолярном жанре; знакомство с различными видами писем;
  2. обучающая: развивать умение написания писем различных стилей; совершенствовать умение составления письма
  3. воспитательная: на примерах переписки выдающихся людей воспитать интерес к эпистолярному жанру.

Оборудование: выставка книг, содержащих переписку знаменитых людей; различные письма; раздаточный материал (тексты писем для работы); словарная статья, символ письма – эскиз голубя, макет конверта, фрагменты оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”, компьютер.

Слово учителя.

Наш урок посвящен письму. Да, обыкновенному почтовому письму. Но КАКОЕ ОНО НЕОБЫКНОВЕННОЕ!!!

Тема урока: “Живи, письмо!” Слайд 1.

Проблема сохранения жанра письма сейчас актуальна. Недаром для учителей и учащихся вот уже несколько лет проводится конкурс “Лучший урок письма”. Цель конкурса – возродить традиции жанра письма, привить ребятам чувство вкуса и умение грамотно излагать свои мысли.; сконцентрировать внимание на ценностях родного языка; расширить кругозор учащихся о жанре письма; познакомить ребят с различными видами писем; на примерах переписки выдающихся людей воспитать интерес к эпистолярному жанру.

Слайд 2.

Учителя и учащиеся нашего района принимают активное участие в этом конкурсе. Учителя отправляют на конкурс разработки уроков, а учащиеся пишут письма.

Наш урок посвящен письму. Мы познакомимся с различными письмами, их стилями, особенностью, значимостью, ролью письма в жизни человека.

Было дано индивидуальное задание: подготовить информацию об истории письма.

ИСТОРИЯ ПИСЬМА.

История письма уходит в далекое прошлое. С момента возникновения письменности появилась возможность передавать информацию на расстояния. Название письма как средства передачи информации появилось в XVIII веке, а до этого на Руси использовали слова “грамота” и “эпистола”. Грамоту передавал посыльный, он головой отвечал за доставку. А за сохранение особо важной секретной информации посыльному даже вырывали язык, чтобы никто ничего у него не смог выпытать.

А вы знаете, что символом письма является белый голубь, который держит в клюве конверт с письмом. И это не случайно, ведь именно обученные голуби были первыми почтальонами. К ножке голубя привязывалось письмо, и он летел туда, где он вырос, доставляя весточку тому, кто ее ждал, кто в ней нуждался.

Слайд 3.

И посыльные, и голуби были очень ненадежные в том плане, что могли попасть в беду, погибнуть.

Слайд 4.

Много лет прошло, прежде чем появились почтовые курьеры, а затем почтовые службы во главе с почтмейстером и так до современных почтовых отделений.

Письма – это обдуманные фразы, интересно описанные события и простые будни, о которых кто-то с кем-то хочет поделиться. Многие письма часто перечитываются и долго хранятся, иногда даже всю жизнь, как самое сокровенное: частичка прошлого, которую уже не вернуть. А у иных другая участь, их могут в гневе порвать или даже сжечь.

Слайд 5.

Влюбленный юноша, боясь признаться своей возлюбленной, чаще всего делал это через письмо. Переполненный чувствами, поздно ночью он сидел, склоняясь над листком бумаги, доверяя ему то, на что не мог решиться.

Продолжение.

Приложение 1.

Приложение 2.