Открытый урок-исследование по теме «Мотивы и причины преступления Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (794 кБ)


В презентации применяются фото и иллюстрированные материалы для фона. Это необходимо для того, чтобы дети могли зрительно увидеть главного героя (хотя и из фильма), чтобы легче было определить, что же могла двигать героем, когда он готовился и совершал преступление. Зрительная память у детей всегда развита лучше, да и легче рассуждать, если этот герой перед тобой.

Цвет тоже играет определенную роль, ведь и сам писатель использует цветовые детали (кольцо с красным камушком, лампасы на брюках Мармеладова и т. д). Красный цвет – цвет крови, которая пролилась.

Цель урока: исследовать мотивы и причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.

Задачи:

  1. Определить основной мотив, толкнувший Родиона Раскольникова к убийству старухи-процентщицы.
  2. Помочь учащимся выявить основные причины убийства и определить, чего добивался Родион Раскольников, решившись на убийство?
  3. Исследовать, как психологически тонко и глубоко проанализировал автор все оттенки чувств Раскольникова до совершения им преступления.
  4. Совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, листы ватмана для работы групп, тексты, тетради.

Ход урока

Введение

Для чего человек рождается на свет? Где и как он вырастет? Что ожидает его в будущем?

Главная задача – понять философское восприятие жизни Достоевским. Оно заложено уже в названии романа.

Что же такое преступление? Наказание?

Что их связывает? Разъединяет?

Два понятия. Два явления. Именно они составляют основу сюжета, выстраивают композицию, развивают характеры. Через эти два явления мы воспринимаем характер мировоззрения писателя.

Безусловно, одно: Достоевского очень интересует эти две нравственные категории. И он исследует их

Что исследует в преступлении?

Содержание предпосылок и само преступление, их взаимосвязь. Его также интересуют мотивы преступления, которые он тщательно исследует. Мы с вами пойдем вслед за Достоевским и попытаемся разобраться в мотивах преступления Раскольникова

4 слайд

У нас с вами сегодня необычный урок: урок-исследование. Нам необходимо исследовать мотивы и причины преступления главного героя. Работа наша будет строиться следующим образом: класс делится на группы. Каждая группа будет выдвигать свои представления о мотивах и причинах убийства Раскольникова, а потом мы сопоставим их с мнением самого писателя, главного героя и критиков.

Итак, на вашем листе написано слово «Преступление». Ваша задача состоит в том, что вы должны сначала дать понятие, что такое преступление, затем, какие мотивы могут быть у людей, которые идут на преступление, и наконец, вы должны расписать мотивы, которыми руководствовался Раскольников, когда убивал.

Учащиеся работают в группах. Затем каждая группа подводит итог проделанной работы.

5 слайд

В мотивах убийства мы с вами разобрались, теперь нам необходимо исследовать причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление.

На обратной стороне листа вы должны попытаться представить свое понимание причин, которые привели главного героя к преступлению.

При анализе причин писателя интересует: как родилось преступление? Что привело к нему главного героя? Да и только ли главного героя? Ведь в романе каждый переступает определенную черту. Каковы причины? Их много, но можно обобщить их в четыре группы: нравственные, психологические, социальные и философские. И расчленение весьма условно, так как они все тесно связаны.

6 слайд

7-8 слайды

Итак, к преступлению Раскольникова привела страшная сила, имеющая два истока: философский и социальный.

9-10 слайды

Философия – одна из форм общественного сознания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Следовательно, философские и социальные истоки пересекутся. И если мы разберемся в социальных истоках, то проще будет понять и философские.

Поэтому автор так подробно показывает все мельчайшие, порой незначительные, на первый взгляд, детали, которые при глубоком осмыслении превращаются символы.

Пойдем за автором. Он показывает нам среду, в которой живет герой, - Петербург. Проходим улицами, сталкиваемся с людьми на них, заглядываем в заведения, заходим во дворы, поднимаемся по лестницам, оказываемся в комнатах. И везде наблюдаем ужас человеческого существования. Может ли нормальный человек выдержать все это? А ведь не только выдерживает, но и не знает другой жизни, хотя и догадывается о ней. Иначе не было бы столько трагедий. Но есть ли она – другая жизнь? Есть. Это совсем другой Петербург: красивый город, наполненный зеленью и свежестью.

Случайно ли, попав сюда, герой засыпает?

Значит, первая причина – среда. Отсюда надо вырваться. Любой ценою. Любой?

Вторая причина – письмо матери. Оно наполняет Раскольникова новой волной нежности, любви, протеста и озлобления, заставляет опять бежать на улицу.

И здесь происходят встречи, которые еще больше бередят кровоточащее: беззащитность, беспомощность «маленького человека», безвыходность его положения. Мармеладов и его семья, женщина – самоубийца, пьяная опозоренная девочка. Дети, погибающие вокруг дети!

Было бы преступление, если б не было трагедии «униженных и оскорбленных»?

Не отражена ли судьба всех действующих лиц в этом преступлении?

11 слайд

12 слайд

Материалы для слайдов взяты из: http://images.google.ru/search?q=иллюстрации к "Преступлению и наказанию" Достоевского.