В современных условиях общеобразовательная школа ставит перед собой задачу подготовить не просто людей с твердыми базовыми знаниями, но и людей, способных к деятельности в условиях конкуренции, умеющих ориентироваться в потоке научно-технической, философской, лингвистической, культурологической информации, работать с литературой, осваивать новые технологии.
Цель моей педагогической концепции – содействовать формированию и развитию деятельностных способностей личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свой выбор, ориентированный на общечеловеческие ценности, на прогнозирование себя в будущем.
За основу своей системы работы я взяла технологию деятельностного метода, нацеленную на формирование у учащихся деятельностных способностей.
Основная идея деятельностного метода заключается в том, чтобы систематически тренировать у детей способности к осуществлению тех видов деятельности, которые необходимы современному выпускнику школы. Структура урока и дидактические условия его организации выбираются в соответствии с поставленной целью развить те или иные способности учащихся.
Данный метод, с одной стороны, основывается на синтезе идей ведущих отечественных педагогов и психологов о способах включения ученика в учебно-познавательную деятельность, с другой стороны, этот метод опирается на традиционную модель обучения, благодаря чему деятельностный подход реализуется в практическом преподавании эволюционным, а не революционным путем.
Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению, так и введением в практику работы учителей идей из новых концепций развивающего образования П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В. Давыдова и др.
Таким образом, данная технология используется в практической работе как базовая модель, предоставляющая учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
В основе модульной технологии – опора на концепцию развивающего обучения Занкова – Давыдова -Эльконина и теорию поэтапного формирования умственных действий Гальперина.
Модульная технология позволяет варьировать структурные элементы в зависимости от содержания темы, количества часов, возможности данного класса, а также от выбранного метода познания: от общего к частному или от частного к общему.
Можно выделить следующие структурные элементы модели:
- Лекция, уроки-практикумы, семинар, зачёт, творческие работы-сочинения.
- Урок-концерт, урок-конференция, коллоквиум.
Образовательный процесс как процесс развития гуманитарной системы подчиняется психологическим закономерностям. Ведущим мотивом в жизни и деятельности подростков является самовыражение в среде сверстников – это можно сделать только в группах. Состав групп я варьирую: это может быть группа выравнивания, цель – подтянуть некомпетентных, может быть группа поддержки: она способна работать самостоятельно над более трудными заданиями, и группа «локомотивов» – это ученики высокого уровня.
На конкурс я представляю презентацию к уроку-практикуму по теме «Сюжет библейской легенды о Содоме и Гоморре в художественном пространстве Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Цель и задача этого урока – первоначальное погружение в текст рома «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Учащиеся работали в группах, собирая и анализируя материал по темам.
Продолжением этой работы стала проектная деятельность учающихся по теме «Посмотрим на томские серединные улицы глазами Раскольникова».