Литература
-
Открытый урок по литературе в 11-м классе "Каждой твари свой рай предопределен". Человек и природа в романе Ч.Айтматова "Плаха" 2008
Вся система уроков подчинена пониманию учащимися неразрывной связи личности писателя, его жизненной позиции и изучаемых произведений. Важно, чтобы ученики не только "ощутили (как и писатель) состояние человечества в данный момент истории", но и задумались о способах сохранения нравственных, моральных, этических исканий человека. Важно, чтобы ученики поняли, что отсутствие веры, идеала ведут к потере смысла жизни, к деградации человека, к усилению жестокости в обращении с природой, с окружающими людьми.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе "Подруга дней моих суровых…" 2010
Большую любовь и теплоту испытывал А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне, простой и доброй крестьянке. Она завоевала его любовь не только своей преданностью и заботливостью. Арина Родионовна направляла и вдохновляла национального гения. Няня не только подсказывала мотивы и образы стихотворений, но и обсуждала с Пушкиным последние политические события. В многочисленных стихотворениях поэта мы можем найти строчки, в которых он говорит о своих тёплых чувствах к няне.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе по теме "Арабские сказки "Тысяча и одна ночь" 2008
В данных материалах представлен конспект урока "Арабские сказки "Тысяча и одна ночь"" из раздела курса программы "Фольклор" для 5-го класса Т.Ф. Курдюмовой. Цель данного урока: познакомить обучающихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами. Развитие познавательного интереса на уроке литературы через инсценирование, литературную викторину, словарную работу, опережающие задания позволяют учителю реализовать в обучении принципы научности, доступности, наглядности, вариативности.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе по теме: "А.П.Чехов. Рассказ "Мальчики" 2010
Урок с целью углубления познаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, развития выразительного чтения, навыков анализа текста.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе. "Истинные и ложные ценности в сказках Г.Х. Андерсена" 2010
На уроке-исследовании создаются условия для философского осмысления сказок. Для этого решаются следующие учебные задачи мировоззренческого аспекта (через построчную рефлексию «от образа – к мысли» помочь учащимся прикоснуться к понятиям «истинная красота», «истинная радость», «истинная любовь»; ответить на вопрос: что в этом мире ценно, а что имеет ложную ценность), литературоведческого аспекта (помочь учащимся увидеть стилистические особенности текста) и др.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему "Война в стихотворении К.Симонова "Сын артиллериста" 2010
Целью урока является формирование умений характеризовать и оценивать главных героев на основании их поведения и поступков; совершенствование навыков чтения через анализ поэтического произведения.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему "Родная природа в стихотворении А.А. Фета "Опять незримые усилья…" 2009
Целью урока является совершенствование навыков анализа лирического произведения. Развитию творческих способностей учащихся способствует использование интегрированного подхода в обучении. Связь литературы с музыкой, живописью, искусством слова обеспечит рассмотрение темы занятия с разных позиций, что способствует более полному мироощущению.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему: "Где же ваша Синяя птица?" (по феерии М. Метерлинка "Синяя птица") 2006
Это произведение – благодатная почва для разговора с подростками о незыблемом. Дети невольно приходят к мысли о добре, о необходимости стремиться к человеческим ценностям – к домашнему очагу; о любви к родителям, о справедливости, о гармонии, о том, что значит – быть счастливым. А счастье человека – в бесконечности познания жизни. Каждое новое поколение будет вновь и вновь упорно искать и открывать для себя что-то непознанное – искать своё счастье!
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе по теме: "Поэтический мир И.Бунина" 2007
Цели урока: знакомство с понятием "поэтический мир" на примере стихотворений И.Бунина; развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся, навыков выразительного чтения; воспитание чувства прекрасного, бережного отношения к окружающему нас миру.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе. Тема: "Правда Антипыча" (по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2009
Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе "Салтыков -Щедрин. Сказки писателя. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок" 2010
В общей системе уроков по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина это первый урок. Здесь приведены краткие сведения из биографии писателя с целью показать его непримиримое отношение к крепостному праву, проводится параллель между жанрами сказки и басни, из которой он берёт и создает иносказательные образы своих героев. Это начальный этап работы с текстом сказки «Премудрый пискарь».
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе по теме «А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа» 2016
Цель урока: познакомить с творчеством А.П.Чехова; формировать навыки анализа сатирического рассказа; развивать умения читать по ролям и инсценировать эпизоды; воспитывать нравственность; расширять творческие возможности учеников в процессе самостоятельной работы на уроке.
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе. О.Генри "Дары волхвов" 2010
На уроке осуществляется развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа, выполнения письменных творческих работ.
-
Открытый урок по литературе в 8-м классе по теме "А.И.Куприн. «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье" 2023
Цели урока: выявление заложенных в рассказе «Куст сирени» вневременных, непреходящих нравственных ценностей; умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении; владение литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы.
-
Открытый урок по литературе в 9-м классе на тему "Сатиры смелый властелин…" 2009
Цели данного урока: 1) Акцентировать внимание на важных вопросах в изучении жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина, закрепить знания учащихся. 2) Развивать монологическую и диалогическую речь, коммуникативные способности учащихся, воспитывать желание сотрудничать, прививать интерес к предмету.
-
Открытый урок по литературе и английскому языку "Быть знаменитым некрасиво" (лирика и переводы Б.Л. Пастернака) 2009
Борис Пастернак сумел глубоко пережить дух удивительного времени, а затем передать его атмосферу. Его лирические работы стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
-
Открытый урок по литературе на тему "А.П. Чехов. Чехов и липецкий театр" 2013
Урок изучения нового материала построен в виде лекции с элементами беседы с целью дать учащимся представление об общественно-политической жизни конца XIX века, показать переломное состояние литературы и человечества; познакомить учащихся с биографией А.П. Чехова, с влиянием его творчества на развитие Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого.
-
Открытый урок по литературе на тему "Жанровое своеобразие произведения М.Пришвина "Кладовая солнца". 5-й класс 2015
Урок по литературе в 5-м классе, на котором на примере произведения М.Пришвина «Кладовая солнца» учащиеся должны научиться определять идею произведения через его жанр.
-
Открытый урок по литературе на тему "Особенности поэтической речи". 5-й класс 2013
Урок литературы позволяет сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, средствах художественной выразительности. В ходе работы на уроке ребята практикуются в сочинении собственных четверостиший. Данный приём позволяет закрепить литературоведческие понятия, умение пользоваться словарём литературоведческих терминов.
-
Открытый урок по литературе на тему "Пейзажная лирика А.С.Пушкина (на примере стихотворения «Зимнее утро»)" 2008
Открытый урок по литературе с использованием межпредметных связей (ИЗО, музыка, история) на тему «Особенности пейзажной лирики А.С.Пушкина (на примере стихотворения «Зимнее утро»), 6-й класс. Интеграция литературы с историей, музыкой, живописью, искусством слова обеспечивает рассмотрение темы занятия с разных точек зрения, что способствует более полному мироощущению ребёнка и учителя. Продукт пятидесятиминутного урока – анализ лирического произведения.
-
Открытый урок по литературе на тему "Сатиры смелый властелин". 8-й класс 2014
Задача, стоящая перед учителем: дополнить и углубить знания и навыки учащихся для составления характеристики персонажа, раскрыть разницу в характеристиках отрицательных и положительных персонажей комедии Фонвизина.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Жизненный подвиг А.С. Грибоедова" 2005
Урок проводится с целью знакомства с жизнью русского писателя и предусматривает предварительную подготовку учащихся, чему предшествовала их самостоятельная работа с монографической и энциклопедической литературой. Работая в творческих группах, ребята получают представление о личности Грибоедова, о его трагической судьбе, развивают умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя. Показать многогранность его таланта, широту его знаний в области музыки, истории, иностранных языков, дипломатии помогают высказывания современников Грибоедова, литературоведческий материал о нём, музыка, живопись, поэзия.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Листая страницы книг" 2006
Вследствие изменения функций современной семьи – поиск средств существования – функция обучения в сложном мире взаимоотношений полностью перешла к образовательным учреждениям. Литература как предмет является тем миром, в котором, не нанося вред и ущерб окружающим, можно экспериментировать в решении таких вопросов. Данный урок является одним из вариантов творческих лабораторий, в котором с помощью анализа и синтеза методом проб и ошибок студенты постигают такие понятия, как поступок и проступок, виновность, справедливость, гуманность и бесчеловечность.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Любовь в жизни Базарова" 2007
Данный урок можно использовать при изучении романа И. Тургенева "Отцы и дети". Любовная фабула занимает одну из стадий развития действия. Учащиеся уже знают, что движет главным героем. На уроке они видят нового человека – любящего Базарова. Для активизации деятельности учащихся применяются аудио- и видеозаписи, художественное слово.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Последняя встреча Татьяны и Онегина" 2007
Урок обобщения и систематизации изученного материала по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Через рассмотрение любовной линии романа у учащихся формируются навык работы с текстом, умение давать нравственную оценку поступков героев романа и умение свободно аргументировать свои мысли; развиваются коммуникативные способности учащихся.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Что может быть милей бесценного родного края?" (по стихотворениям Г.Ф. Граубина) 2007
Урок знакомит с личностью и творчеством забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, раскрывает многогранность его таланта, выраженного в тематике его стихотворений, показывает любовь поэта к родному краю, призывает к бережному отношению к природе.
-
Открытый урок по литературе на тему«Басня И.А.Крылова "Свинья под дубом"» 2014
Цели урока: проверить знания учащимися басен И.А.Крылова; повторить жанровые особенности басни; закрепить знания понятий, характерных для басни; формировать умение отличать жанр басни от других жанров; учить пользоваться планом анализа произведения; находить и характеризовать персонажей; выразительно читать по ролям; учить понимать иносказательный смысл басни и ее мораль.
-
Открытый урок по литературе по произведению Л.Н.Толстого "После бала". Тема урока: «Главный герой произведения как отражение авторской идеи» 2023
Цели и задачи урока: расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого; познакомить со взглядами писателя на ближайшую историю, с историческими предпосылками создания рассказа «После бала»; рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов; показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа; расширить у учащихся понятие о единстве формы и содержания произведения; раскрыть гуманистический пафос рассказа «После бала».
-
Открытый урок по литературе по теме "Мир просит тебя: открой меня заново" 2009
Цели урока: формирование эстетического восприятия мира; развитие речи и наблюдательности; воспитание художественного вкуса через восприятие поэтического и изобразительного искусства.
-
Открытый урок по литературе по теме «Русский Дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний». 11-й класс 2018
Есть в русской литературе мотивы и образы знакомые, ключевые, за которыми стоят понятия, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и особенно 20 века является мотив Дома.