Открытый урок по теме: "Серебряный век русской культуры"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Цели урока:

  1. Охарактеризовать духовную жизнь русского общества начала ХХ в., наиболее значительные достижения науки, так как современники называли начало ХХ века “революцией в естествознании”, изменившей мировосприятие современников. Мы познакомимся с представителями русской оригинальной религиозно-философской мысли, которых объединяла любовь к Отечеству, волновала судьба России и значимость поиска места и роли России в Мировой истории; мы познакомимся с ведущими направлениями в литературе и на примере футуризма покажем влияние литературных открытий на формирование общественного сознания.
  2. Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся при воссоздании многомерного “образа эпохи”. В процессе общения с текстами учить видеть в них воплощение гуманистической философии, формировать специфические навыки работы с литературным текстом.

Оборудование:

  1. Документальные материалы.
  2. Фрагменты литературных произведений футуристов, символистов.
  3. Фотографии философов, ученых, литераторов.
  4. Лозунги и плакаты по оформлению литературного кабаре “Бродячая собака”.

Понятия: идеология, нигилизм, феномен, ноосфера, декадентство, авангард, модерн, символизм, футуризм, акмеизм.

Тип урока: урок-размышление.

Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Вводное слово — учитель определяет цели и задачи урока.
  2. Организует работу учащихся в группах:

Первая группы журналистов получает задание: сделать телерепортаж об ученых и открытиях начала ХХ в. и провести интерактивный опрос учеников и выяснить, “почему успехи в развитии науки начала ХХ в. получили название „революция в естествознании“”? Какое это имело значение для формирования общественного сознания?

Вторая группа философов и публицистов получает задание: используя текст учебника, документальные материалы с высказываниями философов, авторов сборника “Вехи” составить диалог философов на тему: “Место и роль русской интеллигенции в обществе” и тезисы к теме “Ключевые вопросы русской философской мысли”.

Третья группа свободных художников получает задание: оформить литературное кабаре “Бродячая собака” в стиле той эпохи. (Это домашнее задание.) Экспромт на уроке — “Представьте, что вы символисты, каким бы символом вы обозначили образ будущей России?”

Четвертая группа литераторов представляет домашнее задание — подготовиться к проведению в “Бродячей собаке” вечера речетворцев.

Пятая группы экспертов получает задания: оценить работы ребят, определить, какие проблемы были актуальны и активно обсуждались в обществе того периода времени? Актуальны ли сегодня эти проблемы? Какую пользу извлекли ребята из этого урока?

II. Основная часть:

План:

  1. Духовное состояние российского общества в начале ХХ в.
  2. Революция в естествознании.
  3. В поисках общественного идеала.
  4. Литература.

1. Духовное состояние общества в начале ХХ в.

(Фон — “Красный квадрат” Малевича со словами начало ХХ в. — переломное время не только в политической, социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества.)

Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушала традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск материального производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к уничтожению человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации — нечто шаблонному, единообразному, т. е. к унификации всех сторон жизни общества, человеческого бытия.

Все это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы.

Ощущение рубежности, кризисности, катастрофичности своего времени, исчерпанности того вектора жизни, которым до сих пор шла Россия, глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов “серебряного века”:

…Скорбь великая растет в душе у всех…
Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?
Каким путем, куда идешь ты, век железный?
Иль больше цели нет, и ты висишь над бездной? — писал в конце XIX в. Мережковский.

Разлом, катастрофичность не только времени, но и сознания определяли новую идеологию, характерными чертами которой становились культ индивидуализма, абсолютно свободной личности, тяготеющей к сверхчеловеку, самообожествлению, размытость критериев добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного. Все духовные ценности, выстраданные предшествующими поколениями, казались теперь несостоятельными и требовали срочного кардинального пересмотра.

Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули и философию, и науку, и литературу, и искусство. Подобные духовные искания были характерны не только для нашей страны, но в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно.

Расцвет культуры в это время был беспрецедентным — он породил выдающиеся художественные произведения, научные открытия, открыл плеяду блестящих имен, ставших гордостью мировой культуры. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием “серебряного века” русской культуры.

Величайшие достижения этого века как будто призваны предвосхитить колоссальный рывок России, ее прорыв к великому будущему, но трагические уроки ХХ в. заставляют нас не только наслаждаться великими творениями, но и искать ответы на те вопросы, которые и сегодня для нас очень актуальны.

Русский философ Бердяев, обращаясь к нам писал: “В самых причудливых и разнообразных формах русская душа выражает свою заветную идею о мировом избавлении от зла и горя, о нарождении новой жизни для всего человечества”.

Постановка проблемы: Какой завет хотели передать нам, будущим поколениям, современники “серебряного века”? Нужен ли нам сегодня их опыт, что ценного в нем? Актуален ли он?

2. Революция в естествознании.

Чтобы понять смысл перемен в обществе, какие проблемы были очень актуальны, нужно познакомиться с развитием научной мысли в России в начале ХХ в. Несмотря на отставание в области индустриального развития, Россия к началу ХХ в. внесла весомый вклад в развитие мировой науки — это была “революция естествознании”, которая изменила мировосприятие, произвела переворот в мировоззрении современников.

Слово журналистам — они рассказывают о великих ученых и их открытиях, используя компьютерную презентацию темы, тестируют ребят, чтобы закрепить знания.

Подводят свое выступление к обобщению, проводя заключительную беседу:

Почему научные открытия начала ХХ в. называли “революцией в естествознании?” Как они повлияли на мировоззрение современников?

(Ответ: эти открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.)

3. В поисках общественного идеала.

Новые открытия резко противоречили представлению о сложившейся картине мира, то, что прежде казалось стабильным, обернулось неустойчивостью, бесконечной подвижностью. Резкое усложнение физической картины мира сопровождались существенной переоценкой мировоззрения, поэтому вступление России в новую эпоху сопровождались поисками новой идеологии, которая бы не только объяснила происходящие в ней перемены, но и наметила перспективы развития страны.

(Перед просмотром компьютерной обработки темы “В поисках общественного идеала” дается задание классу: Какой вопрос стал ключевым вопросом русской философской мысли начала ХХ в.? Почему? (Ответ: волновал вопрос о судьбе и предназначении России.))

Отчитываются публицисты — они докладывают тезисный план на тему: ключевые вопросы русской философской мысли:

В 1909 г. вышел сборник “Вехи” — авторы философы Бердяев, Франк, Булгаков, Струве. Они эти тезисы сформулировали:

1. Разочарование части интеллигенции в марксизме, т. к. он безоговорочно признает первенство материальный жизни над духовной.

2. Отказ от революции как методе переустройства общества (особенно после революции 1905 г.)

3. Переход на позиции идеализма, т. е. к созданию новой религиозной философии.

4. Обвинение русской интеллигенции в приверженности к устаревшим взглядам, в нигилизме — в отрицании общепринятых ценностей, в отрыве от народа, в охаивании русской истории (сегодня модная тенденция).

5. Русская интеллигенция главный подстрекатель революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы.

6. Социальный прогресс возможен только путем эволюционных изменений, поэтому начинать надо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианстве.

7. Официальная Православная церковь не может взять на себя роль спасителя русских душ, ибо скомпрометировала себя связью с самодержавием.

8. Русская идея — это проблема самобытности исторического пути России (т. к. очень своеобразна ее духовная жизнь), ее особого предназначение в истории.

Учитель обобщает: Сборник “Вехи” сыграл исключительную роль в истории культуры Росси ХХ в. Позднее, уже в наше время А. И. Солженицын скажет, что “Вехи и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего”.

Беседа: Как вы думаете, что имел виду Солженицын?

Ответ: Авторы “Вех”, во-первых, раскрыли опасность фанатичного следования, каким бы то ни было, теоретическими программам. Во-вторых, обнажили несостоятельность и моральную недопустимость веры в спасительность этих или иных проектов общественного устройства.

В-третьих, подвергли критике этическую слабость леворадикалов — большевиков.

“Вехи” были книгой-предупреждением о гибельности революционного пути в России, но предупреждение не было услышано. Русская история завершится октябрьским переворотом. Конец старой и начало новой эпох будут обозначены актом социального насилия.

Беседа: Актуальны ли сегодня идеи этих философов?

Слушаем диалог философов.

4. Литература.

(Компьютерное сопровождение.)

Изменения в жизни общества нашли отражение и в литературе. Прежде располагавшая высокой степенью художественного единства, она раскалывается к концу ХIX в. на два идейных эстетических полюса — реализм и модернизм. (Перед просмотром компьютерной презентации, классу ставится вопрос: что послужило предпосылкой этого размежевания? (Ответ: разное понимание роли и места человека в мироздании.) Что определяло творчество модернистов-новаторов в искусстве? (Ответ: принцип изображения окружающего мира. Они отказались от реализма, потому что по их мнению искусство способно не только отображать мир, но и преображать существующий т. е. творить новую реальность.)

Зачинателями модернизма были поэты символисты, для которых символ (условный знак) — это поэтический образ, он выражает суть предмета им явления, это искусство постижения мира иными, не рассудочными путями — это Мережковский, З. Гиппус, Бальмонт, Ф. Сологуб, Брюсов. Суть символизма хорошо видна в стихах Гиппиус: “Мне нужно то, чего нет на свете, чего не бывает”, ей вторит Сологуб: “Я сокровенного все жду и с тем, что явлено, враждую”.

Футуризм (futurum — будущее).

Наша отечественная культура начало ХХ в. оказалась под влиянием зародившиеся на запале аванаргадизма — это течение объявило о своем разрыве с традиционными культурными ценностями прошлых эпох и провозгласило идеи создания нового искусство.

Яркими представителями русского авангарда были футуристы.

Для них были характерны:

  1. Бунтарство, выражение массовых настроений толпы (воспоминание Давида Бурлюка — художника-футуриста;
  2. Попытка создать искусство, устремленное в будущее. Они называли себя будетлянами (будет ли оно, это будущее).
  3. Это бунт против привычных норм стихотворных речи, экспериментаторство (называли себя речетворцами), ориентация на лозунг и плакат.
  4. Это эксперимент по созданию заумного языка.

Футуристами были: Маяковский, братья Бурлюки, Хлебников и Крученых.

Давайте поприсутствуем в кабаре “Бродячая собака”. Это поэтический кабачок, надежный приют художников и поэтов. “Собака” стала приютом нового модернистского искусства. Здесь бывала вся богема России. Здесь звучала музыка Стравинского, Дебюсси, Штрауса, Равеля, здесь выставлялись авангардисты, здесь спорили, искали ответы на “вечные вопросы”, здесь звучали стихи, футуристы эпатировали публику, показывая свое речетворство. Мы приглашаем вас на вечер “Речетворсцев” в “Бродячей собаке”, который проведут наши литераторы. (Даем литераторам слово.)

Обобщаю: вот так броско, ярко, скандально и весело, в десятые годы ХХ в. заявили о себе футуристы, новое литературное течение.

Беседа: как вы думаете, какое значение имело это движение?

Обобщаю: “Только мы лицо нашего времени”, — так они о себе заявляли. Они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни, в искусстве, творцов будущего в настоящем.

Слушаем размышление ребят по проблеме: какой завет оставили нам русские философы начало ХХ в.? Были ли они услышаны потомками? Какая идея их объединяла?

Их волновала судьба России, ее будущее, ее место в мировом сообществе.

Слово художникам: каким символом они изобразили образ России. (В виде Пегаса.)

Художники: Пегас — это символ поэтического вдохновения. Но ведь это не совсем так, вдохновение присуще каждому. Художник без вдохновения не напишет картину, писатель не напишет произведение, музыкант не напишет музыку к стихам поэта и т. п.

Именно это, тяготение к чему-то новому, еще не изобретенному и не известному человеку олицетворяет Пегас в глазах людей того времени. Поэтому мы взяли этот образ как символ духовного возрождения России, подчеркивая этим ее особое место в мировой истории.

Наш ответ на второй вопрос: каким вы видите будущее России? Мы изобразили глаз с перевернутом значком вопроса в зрачке. Представление об этом образе различны. В древнем мире это что-то устрашающее и загадочное. В нашем же представлении это взгляд это в будущее, символизирующее не только страх, но и интерес к этому будущему. Никто не знает, что будет дальше, что ждать от завтрашнего дня? Именно поэтому присутствует перевернутый знак вопроса.

Это время открытий во многих областях: точные науки, искусство и другие области. Но ведь человечество не собирается останавливаться на достигнутом, оно желает двигаться вперед. Мы, люди искусства и науки, высказали разные мнения и гипотезы по поводу будущего.

Слово экспертам: они дают оценку урока, выступлениям учащихся и заканчивают, выражая собственное мнение. Например, Тарасова Анна, 9 “А” класс:

“По окончанию этого познавательного урока мне сразу захотелось поделиться с окружающими своими впечатлениями. Это урок проходил абсолютно нестандартно, все два часа были направлены на работу в группах, а затем на совместную беседы, в ходе которой каждый имел возможность высказать свое личное мнение. К сожалению, учебник упрощено и неинтересно излагает эту тему. Но, благодаря этому уроки, материал усвоился гораздо лучше, чем на обычных уроках, на которых мы просто слушаем лекции. Я думаю, что на этом уроке мы сумели выполнить все задачи, которые были поставлены перед нами. Хотелось бы, чтобы таких уроков было побольше. Они помогают нам не только накапливать знания, но и учат мыслить, проявлять себя творчески”.

Учитель: Благодарю всех за урок!