Цель: создать условия для осознания учащимися необходимости постоянного познания, поиска истины.
Задачи
1. Участники прокомментируют статью о Сократе “Собеседник в поисках истины”.
2. Участники сделают вывод о взаимосвязи учителя, учеников и непрерывного поиска истины.
3. Участники осознают важность взаимной поддержки и взаимоуважения.
Оценка
1. Направленное чтение, предположения.
2. Работа с дискуссионной картой, создание эссе о Сократе.
3. Работа в парах, группах со спикером.
Материалы к уроку: распечатки с текстом “Собеседник в поисках истины”, оценочные карты, иллюстрации (Сократ, Рафаэль “Афинская школа”), лист ватмана для записей учителя на доске, листы для учащихся на столах, фломастеры, скотч, ножницы, музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА
I. Побуждение интереса к учению
Тема нашей беседы “Собеседник в поисках истины”. Как вы понимаете смысл названия занятия? Попробуйте объяснить смысл, подобрав синонимы.
Истина – правда, утверждение. Собеседник – участник диалога. Поиск – выбор верного решения.
Кто же является собеседником в поисках истины? Как сложилась его судьба? Что есть истина? Возможно ли закончить поиски истины?
Ответить на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего разговора.
II. Осмысление или Поиск ответов на вопросы
Чтение 1 части статьи.
День клонился к закату. Старый, очень некрасивый человек с огромным лбом вел беседу с друзьями о смысле жизни, о человеческом предназначении, о законах и государстве. Страсти в споре постепенно накалялись. Громкий окрик стражника призвал собеседников к порядку и напомнил, что пора расходиться, ибо вскоре старец должен умереть. Зычный голос заставил очнуться присутствующих и возвратил их к реальности из прекрасного царства истины, куда по своему обыкновению увлек их наставник в мудрости и нравственности философ, никогда не искавший ни богатства, ни славы, ни почета, снискавший репутацию чудака и бессребреника, посвятившего свою жизнь познанию.
Какие вопросы возникли у вас при чтении? Кто этот философ, мудрец, старец? Почему старец должен умереть?
Чтение 2 части статьи.
У Сократа было множество учеников, среди которых – великий философ Платон и стратег Афин Алкивиад, но он никогда не считал себя учителем, а называл себя “собеседником в поисках истины”. Он не написал ни одной книги, однако заслужил в Греции славу великого философа. Многие годы в любую погоду в ветхом хитоне, наброшенном на плечи, его могли видеть в Афинах на площади или на рынке, всегда окруженного людьми и беседующего с ними. Но это были не пустопорожние разговоры, а упорное и целенаправленное исследование философских, моральных и политических проблем. Беседы Сократа, воспоминания о которых сохранились в сочинениях его учеников, не отличались словесными красотами, но в них неизменно присутствовала высшая красота человеческого разума, проникающего в самую суть вещей. Сократ не стремился навязать собеседнику свое мнение. Постепенно, исподволь он подводил его к истине, сам познавая ее вместе с учеником. От совместных поисков истина становилась еще дороже, утрачивая свою отвлеченность и приобретая теплоту человеческого сотрудничества. Как свидетельствуют современники, Сократ зачаровывал, околдовывал своими беседами. И афинские власти испугались роста его влияния на сограждан, и особенно на молодежь, ибо он учил “никогда и ни с кем не соглашаться вопреки справедливости”
Какие вопросы возникли у вас при чтении? Что предпримут афинские власти, чтобы заставить замолчать мудреца? Почему так страшно иметь собственное мнение обо всем?
Чтение 3 части статьи.
Его обвинили в том, что он развращает молодых людей, наставляет их не слушать старших, что он безбожник и покушается на устои государства. Сократ был приговорен к смертной казни. На суде он бросил в лицо своим судьям: “… если вы думаете, что, умерщвляя людей, вы заставите их не порицать вас за то, что вы живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Такой способ самозащиты и не вполне надежен, и не хорош, а вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не затыкать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше”.
… Друзья Сократа уже покинули тюрьму. Стражник принес чашу с цикутой – смертельным ядом. Раньше в Греции осужденных сбрасывали со скалы, теперь способ казни стал “более цивилизованным”. Сократ спокойно выпил чашу до дна. Он заплатил жизнью за истину и человеческое достоинство, но мудрость нельзя осудить. Она рано или поздно приведет людей к правде, и с ее помощью они осудят несправедливость.
Какие вопросы возникли у вас при чтении? Известно, что судьи предложили Сократу самому выбрать наказание: отказ (молчание), изгнание из Афин или смерть. Возможно ли другое наказание? Почему Сократ пришел на суд? Виновен ли Сократ?
III. Рефлексия
ДИСКУССИОННАЯ КАРТА: Виновен ли Сократ?
Д А
1. Наставляет молодых людей не слушать старших.
2. не верит богам, безбожник.
3. Покушается на устои государства.
Н Е Т
1. Посвятил свою жизнь познанию, поискам истины.
2. Никогда и ни с кем не соглашался вопреки справедливости.
3. Никто не делает зла по своей воле, нужно стараться быть самому как можно лучше.
В Ы В ОД. Как понять факт, что Сократ решил выпить чашу с ядом, имея возможность избежать смерти? Он мог не явиться на суд. Позиция Сократа на суде неотделима от его философии следовать велениям совести и разума, от его личности, чуждой приспособленчества к обстоятельствам. Сократ был убежден, что то, чему он посвятил свою жизнь — философствование и наставление граждан на путь самопознания и нравственного самосовершенствования — является благом (добром), а не злом. Злом он считал интеллектуальную “спячку”, в которой, по его мнению, пребывали его соотечественники.
Сократу, учившему, что главный вопрос жизни есть вопрос о добре и зле и что человек во всех ситуациях может и должен выбирать ДОБРО, была предоставлена возможность, причем на личном примере, доказать осуществимость того, чему он учит.
Написание эссе (вывод). Прочтение в парах, в группах. Чтение итогового вывода.
САМО и ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ.
Последнее слово учителя. Собеседники в поисках истины - это учителя и ученики, самый сложный урок – это наша жизнь. Идя по пути добра, нужно помнить мысль Сократа: “Знание есть добро, а невежество – зло”, “Я знаю, что я ничего не знаю… И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать”, “Добродетель есть знание”.