Тип урока: комбинированный
Вид урока: обучение написанию эссе.
Технология: творческая мастерская.
Цели урока:
1. Обучающие:
- научить строить собственный текст в жанре эссе, как отклик на пережитое на уроке;
- учить использовать экспрессивную лексику и различные тропы при создании сочинения в жанре эссе.
2. Развивающие:
- познакомить с культурой ушедшей дворянской эпохи на примере повести А.И. Бунина «Антоновские яблоки»;
- в ходе урока показать внутренний мир писателя, его ощущения дворянского и крестьянского быта, включённого в единый природный цикл;
- показать сенсорное наполнение лексики А.И. Бунина через собственные вкусовые, слуховые и зрительные ощущения учащихся с подключением культурных компонентов: живописи, музыки, а также дегустации антоновских яблок, мёда, ржаного хлеба;
- продолжить работу по развитию творческого и воссоздающего воображения и ассоциативного мышления учащихся;
- формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство.
3. Воспитательные:
- продолжить формирование познавательных интересов и любви к культуре родного Отечества.
Оборудование урока:
- на доске написана тема урока;
- фрагменты текста А.И. Бунина «Антоновские яблоки», распечатанные для всех учащихся;
- весь класс в жёлтых осенних листьях;
- парты сдвинуты в один большой стол, накрытый скатертью;
- на столе антоновские яблоки, ржаной хлеб, мёд, тарелки, чашки;
- цветные карандаши;
- ноты Ф. Шопена «Ноктюрны», И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир», И. Глинка «Разлука»;
- на доске словарь: величавая, взволнованная, таинственная, прозрачная, сверкающая, божественная, изысканная, элегантная, тоскливая, мучительная, возвышенная, пронзительная, щемящая, романтическая.
Методические приёмы:
- слово учителя;
- выразительное чтение фрагментов повести;
- музыкальное сопровождение для создания атмосферы;
- беседа с учащимися;
- словарная работа;
- индивидуальные сообщения учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы урока. Постановка целей перед учащимися.
II. Содержание урока.
Слово учителя: Я хочу поблагодарить всех, кто пришёл к нам сегодня на урок. Обычно, на открытом уроке мы вступаем в диалог с гостями, и если сегодня кто-то из вас захочет принять участие в нашей лексической работе, то, пожалуйста, включайтесь. Но специально включение гостей в сегодняшний урок мы не готовили. У нас сегодня урок-импровизация на тему «Я и живая мимолётность». Урок, посвящённый обучению написания эссе. Мы будем анализировать фрагменты повести Бунина «Антоновские яблоки» и на этом материале учиться писать эссе.
Итак, Иван Алексеевич Бунин «Антоновские яблоки».Открывайте, пожалуйста, тетради (уровень С) и запишите название урока и тему эссе: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете…».
Повесть «Антоновские яблоки» по жанру эссе. И поскольку сегодня мы будем учиться писать эссе, запишите определение эссе.
Эссе (франц. Essai – попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.
Эссе предполагает субъективно окрашенное слово о чём-либо.
Эссеистический стиль отличается образностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Это сочинение, где на первый план выступает личность автора.
Есть книжная реальность, и первичная реальность. Сегодняшний день – это первичная реальность, а рассказ Бунина – реальность вторичная. Сегодняшнее событие – ваши ощущения, оформленные в эссе – живая мимолётность важнее интерпретации книжного текста. Создать эффект присутствия, поместить себя в иные декорации иногда очень полезно. Начинаешь лучше в себе разбираться.
Итак, важен ваш эмоциональный отклик на текст Бунина, ваши личные впечатления, ваши ассоциации. Для этого, чтобы говорить предметно, мы воссоздали с вами осенний сад в миниатюре, с осенними дарами усадебного быта, чтобы создать эффект присутствия в этом быте.
Жизнь у Бунина всегда несёт в себе особый аромат. В своём эссе Бунин описывает чисто физические впечатления от природы и жизни – запахи, цвета, звуки… Вы будете работать с текстом и пробовать на вкус, аромат и цвет всё, о чём говорит Бунин. И в свою очередь опишите свои собственные ощущения жизненных ароматов.
Я напечатала вам отдельные фрагменты из повести А.И. Бунина «Антоновские яблоки». Вы будете работать с этими фрагментами. (Приложение 1)
Посмотрите первый абзац из фрагментов. Повесть начинается молчанием, паузой, многоточием. Этот приём, многоточие, вводит нас в какой-то постоянно текущий, непрерывный поток воспоминаний. И не так важно, где и когда в него войти. Можно с середины. Смысл не теряется. Сюжета в рассказе нет. Это цепь воспоминаний, наплывающих, сменяющих друг друга картин. Это свободный поток мыслей, ощущений. Жизнь схвачена в её свободном течении. Это элегические воспоминания А.И. Бунина об уютном, налаженном дворянском и крестьянском быте.
Я сейчас буду читать вслух фрагменты из повести, а вы будете цветными карандашами раскрашивать текст картин из описаний Бунина. Каков цвет «тяжёлой» воды? А «долгой, тревожной» ночи? Какого цвета сад, когда в нём «пустынно и скучно»? А каков цвет блаженства? Прислушивайтесь к себе и раскрашивайте эти чувства.
В этом же фрагменте описываются вкусовые ощущения от антоновских яблок, мёда, ржаного хлеба. Ваша задача – пробовать на вкус и цвет всё, что описывает Бунин и прислушиваться к своим ощущениям. Пожалуйста, ешьте с сочным хрустом, как пишет Бунин, яблоки, лежащие перед вами, ржаной хлеб и мёд. Ощутите аромат яблок и мёда. Пробуйте стиль Бунина на вкус и цвет, играйте со словом, вынашивайте слово в себе, перекатывайте во рту, в голове, в животе, в душе…
Ваше воображение нарисует вам какие-то картины, пробудит какие-то чувства, мысли, образы. У вас создастся определённое настроение. (Эту работу можно посмотреть на рисунке 1, 2.)
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Учитель читает первую часть повести. Учащиеся цветными карандашами раскрашивают текст Бунина. (Приложение 2)
Затем учитель играет «Ноктюрны» Шопена, создавая настроение. Учащиеся едят яблоки, ржаной хлеб с солью, мёд.
III. Практическая работа.
Слово учителя: А сейчас, сплетите узор своих ассоциаций, своих впечатлений, ощущений от взаимодействия с текстом Бунина. Опишите картины, образы, навеянные тем, что вы переживаете.
Для помощи вам и расширения вашего словарного запаса на доске написаны определения, которые вы можете использовать при описании того или иного образа. Это для вашей личной творческой лаборатории, для описания зрительных, звуковых и вкусовых впечатлений.
Учащиеся пишут эссе, а учитель играет фортепианную музыку, создавая настроение.
IV. Индивидуальные сообщения.
Учащиеся читают собственные работы, написанные на уроке. (Приложение 3)
V. Заключительная часть.
Слово учителя: Спасибо всем за работу на уроке. Спасибо гостям за присутствие на уроке.