Открытый урок русского языка "Эссе по повести И.А. Бунина "Антоновские яблоки""

Разделы: Литература


Тип урока: комбинированный

Вид урока: обучение написанию эссе.

Технология: творческая мастерская.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • научить строить собственный текст в жанре эссе, как отклик на пережитое на уроке;
  • учить использовать экспрессивную лексику и различные тропы при создании сочинения в жанре эссе.

2. Развивающие:

  • познакомить с культурой ушедшей дворянской эпохи на примере повести А.И. Бунина «Антоновские яблоки»;
  • в ходе урока показать внутренний мир писателя, его ощущения дворянского и крестьянского быта, включённого в единый природный цикл;
  • показать сенсорное наполнение лексики А.И. Бунина через собственные вкусовые, слуховые и зрительные ощущения учащихся с подключением культурных компонентов: живописи, музыки, а также дегустации антоновских яблок, мёда, ржаного хлеба;
  • продолжить работу по развитию творческого и воссоздающего воображения и ассоциативного мышления учащихся;
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство.

3. Воспитательные:

  • продолжить формирование познавательных интересов и любви к культуре родного Отечества.

Оборудование урока:

  • на доске написана тема урока;
  • фрагменты текста А.И. Бунина «Антоновские яблоки», распечатанные для всех учащихся;
  • весь класс в жёлтых осенних листьях;
  • парты сдвинуты в один большой стол, накрытый скатертью;
  • на столе антоновские яблоки, ржаной хлеб, мёд, тарелки, чашки;
  • цветные карандаши;
  • ноты Ф. Шопена «Ноктюрны», И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир», И. Глинка «Разлука»;
  • на доске словарь: величавая, взволнованная, таинственная, прозрачная, сверкающая, божественная, изысканная, элегантная, тоскливая, мучительная, возвышенная, пронзительная, щемящая, романтическая.

Методические приёмы:

  • слово учителя;
  • выразительное чтение фрагментов повести;
  • музыкальное сопровождение для создания атмосферы;
  • беседа с учащимися;
  • словарная работа;
  • индивидуальные сообщения учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока. Постановка целей перед учащимися.

II. Содержание урока.

Слово учителя: Я хочу поблагодарить всех, кто пришёл к нам сегодня на урок. Обычно, на открытом уроке мы вступаем в диалог с гостями, и если сегодня кто-то из вас захочет принять участие в нашей лексической работе, то, пожалуйста, включайтесь. Но специально включение гостей в сегодняшний урок мы не готовили. У нас сегодня урок-импровизация на тему «Я и живая мимолётность». Урок, посвящённый обучению написания эссе. Мы будем анализировать фрагменты повести Бунина «Антоновские яблоки» и на этом материале учиться писать эссе.

Итак, Иван Алексеевич Бунин «Антоновские яблоки».Открывайте, пожалуйста, тетради (уровень С) и запишите название урока и тему эссе: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете…».

Повесть «Антоновские яблоки» по жанру эссе. И поскольку сегодня мы будем учиться писать эссе, запишите определение эссе.

Эссе (франц. Essai – попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.

Эссе предполагает субъективно окрашенное слово о чём-либо.

Эссеистический стиль отличается образностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Это сочинение, где на первый план выступает личность автора.

Есть книжная реальность, и первичная реальность. Сегодняшний день – это первичная реальность, а рассказ Бунина – реальность вторичная. Сегодняшнее событие – ваши ощущения, оформленные в эссе – живая мимолётность важнее интерпретации книжного текста. Создать эффект присутствия, поместить себя в иные декорации иногда очень полезно. Начинаешь лучше в себе разбираться.

Итак, важен ваш эмоциональный отклик на текст Бунина, ваши личные впечатления, ваши ассоциации. Для этого, чтобы говорить предметно, мы воссоздали с вами осенний сад в миниатюре, с осенними дарами усадебного быта, чтобы создать эффект присутствия в этом быте.

Жизнь у Бунина всегда несёт в себе особый аромат. В своём эссе Бунин описывает чисто физические впечатления от природы и жизни – запахи, цвета, звуки… Вы будете работать с текстом и пробовать на вкус, аромат и цвет всё, о чём говорит Бунин. И в свою очередь опишите свои собственные ощущения жизненных ароматов.

Я напечатала вам отдельные фрагменты из повести А.И. Бунина «Антоновские яблоки». Вы будете работать с этими фрагментами. (Приложение 1)

Посмотрите первый абзац из фрагментов. Повесть начинается молчанием, паузой, многоточием. Этот приём, многоточие, вводит нас в какой-то постоянно текущий, непрерывный поток воспоминаний. И не так важно, где и когда в него войти. Можно с середины. Смысл не теряется. Сюжета в рассказе нет. Это цепь воспоминаний, наплывающих, сменяющих друг друга картин. Это свободный поток мыслей, ощущений. Жизнь схвачена в её свободном течении. Это элегические воспоминания А.И. Бунина об уютном, налаженном дворянском и крестьянском быте.

Я сейчас буду читать вслух фрагменты из повести, а вы будете цветными карандашами раскрашивать текст картин из описаний Бунина. Каков цвет «тяжёлой» воды? А «долгой, тревожной» ночи? Какого цвета сад, когда в нём «пустынно и скучно»? А каков цвет блаженства? Прислушивайтесь к себе и раскрашивайте эти чувства.

В этом же фрагменте описываются вкусовые ощущения от антоновских яблок, мёда, ржаного хлеба. Ваша задача – пробовать на вкус и цвет всё, что описывает Бунин и прислушиваться к своим ощущениям. Пожалуйста, ешьте с сочным хрустом, как пишет Бунин, яблоки, лежащие перед вами, ржаной хлеб и мёд. Ощутите аромат яблок и мёда. Пробуйте стиль Бунина на вкус и цвет, играйте со словом, вынашивайте слово в себе, перекатывайте во рту, в голове, в животе, в душе…

Ваше воображение нарисует вам какие-то картины, пробудит какие-то чувства, мысли, образы. У вас создастся определённое настроение. (Эту работу можно посмотреть на рисунке 1, 2.)

Рисунок 1 Рисунок 2

Учитель читает первую часть повести. Учащиеся цветными карандашами раскрашивают текст Бунина. (Приложение 2)

Затем учитель играет «Ноктюрны» Шопена, создавая настроение. Учащиеся едят яблоки, ржаной хлеб с солью, мёд.

III. Практическая работа.

Слово учителя: А сейчас, сплетите узор своих ассоциаций, своих впечатлений, ощущений от взаимодействия с текстом Бунина. Опишите картины, образы, навеянные тем, что вы переживаете.

Для помощи вам и расширения вашего словарного запаса на доске написаны определения, которые вы можете использовать при описании того или иного образа. Это для вашей личной творческой лаборатории, для описания зрительных, звуковых и вкусовых впечатлений.

Учащиеся пишут эссе, а учитель играет фортепианную музыку, создавая настроение.

IV. Индивидуальные сообщения.

Учащиеся читают собственные работы, написанные на уроке. (Приложение 3)

V. Заключительная часть.

Слово учителя: Спасибо всем за работу на уроке. Спасибо гостям за присутствие на уроке.