Тип урока: Урок «открытия нового знания».
Дидактическая цель: развитие фонематических умений; понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте.
Учебные задачи:
Личностные:
- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим;
- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения;
- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.
Познавательные:
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формировать умение использовать знаково-символические средства.
Предметные:
- познакомить учащихся с буквой Я и звуками, которые она обозначает;
- развивать навык конструирования предложений;
- совершенствовать навык чтения.
Методы: деятельностный
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, карточки-схемы к таблицам (буква е, я), карточки слов. Картина яблони, яблоки жёлтые, красные карточки со словами, схемы слов, предложений.
1. Эмоциональный настрой на урок
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
- Проверим готовность к уроку
2. Актуализация знаний
1) Индивидуальная работа у доски
- Прочитать предложения и подобрать к ним схемы.
По мосту идут поезда.
Мама Лены работает доктором.
Дети нарисовали луну.
- Соотнести схемы и слова.
трава
далеко
лесник
- Составить схемы слов
плоды
Денис
2) Повторение (фронтальная работа)
А о у и е ы - ? - что общего у этих букв?
Какими в словах могут быть гласные?
На какие две группы можно разделить эти гласные?
Какая буква лишняя? (е, А)
Б П З Н Т С Д
- Что общего у этих букв? (согласные)
- Какая буква лишняя и почему? (Н)
- Назовите буквы звонких согласных, глухих согласных.
3) Работа по учебнику с. 109
- Прочитать слова.
- Что общего у слов 1-го столбика?
- Назовите родственные слова.
- Кого можно назвать мастером?
- Прочитать текст. (Анализ текста)
Чтение текста «Кто кем работает» - Прочитать пословицу и объяснить ее смысл.
3. Подведение к теме урока
Чтобы волны не смогли
Сдвинуть с места корабли,
Бросим мы его на дно,
Вместе с цепью заодно. (Якорь)Всегда он в работе
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)На высоком берегу
Я найти его могу.
Он стоит у кромки моря,
Где волна с волною спорит.
Подает судам он знак.
Догадались, что? (Маяк)
Тема урока: Буква Я и звуки, которые она обозначает Слайд 1
(Показываю печатную букву, вывешиваю на доску)
Цель: Познакомиться с буквой я. (Ответы детей)
Какие учебные задачи вы поставите в соответствии с темой урока?
- Учиться читать
- Узнать
4. Открытие новых знаний
- Произнесем звук я. Какой звук она обозначает? Почему?
Чтение слогов с буквой я.
вя ---- схема
мя
тя
дя
ля
ря
- Ребята, хотите узнать еще один секрет буквы я?
Учебник с. 111.
На доске схемы слов и слова яблоко, яблоня.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
- Как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня)
Схемы
ВЫВОД: Обозначает 2 звука [й,а]: (Вывешиваю на доску)
На доске слова маяк, якорь.
Я́корь - специальная металлическая конструкция, предназначенная для удержания корабля, лодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте.
Маяк - высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов
- Выясняем сколько звуков обозначает я в этих словах.
Работа в парах. Составьте схемы этих слов. (Работа в тетрадях)
ВЫВОД: Буква я обозначает 1 звук, если стоит после согласного.
Буква я обозначает мягкость предшествующего согласного. Если буква я стоит в начале слова или после гласной она обозначает 2 звука.
Так куда же мы должны поселить букву Я? (Работа с лентой букв)
А случайно ли так получилось, что соседка сверху буква а?
Нет, обе обозначает звук а
Парная работа
На столах перед учениками карточка со словами.
Земляника ----- яблоко
Земля ---------- дятел
маяк ----------- язык
- Подчеркните красным карандашом слова, в которых я обозначает один звук, синим - 2 звука.
5. Первичное закрепление
1) Читаем слова с. 111
- В какой стране вы родились и живете?
- Назовите столицу нашей Родины.
- Как называется город, в котором мы с вами живем?
- Чтение пословиц.
Рассказ учителя о России
Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша страна самая большая и занимает первое место по размерам территории. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, уже начинается новый день, восходит солнце.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Россия - единое многонациональное государство. Ее населяют более 180 национальностей. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.
Русские, татары, чеченцы, башкиры и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.Чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 ч. С высоты можно увидеть огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса, горы, реки. озера. И все это наша Родина - Россия.
Чтение текста с. 111.
7. Итог урока Рефлексия
Вспомним учебные задачи. Удалось ли нам их выполнить?
- Учиться читать
- Узнать
Оцените свою работу, для этого возьмите яблочко нужного цвета и повесьте на яблоньку. Если всё понятно и нет вопросов - красное, понятно, но ещё есть вопросы - жёлтое.
- Мне запомнилось…. У меня получилось…. Мне было трудно…. Кто мне сегодня помогал?
- Кого бы вы похвалили?
Молодцы. Спасибо за урок!