Открытый урок. Обучение грамоте «Буква «Я» и её звуки»

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, буква «Я»


Тип урока: Урок «открытия нового знания».

Дидактическая цель: развитие фонематических умений; понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте.

Учебные задачи:

Личностные:

  • воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим;
  • воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения;
  • осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Познавательные:

  • формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формировать умение использовать знаково-символические средства.

Предметные:

  • познакомить учащихся с буквой Я и звуками, которые она обозначает;
  • развивать навык конструирования предложений;
  • совершенствовать навык чтения.

Методы: деятельностный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, карточки-схемы к таблицам (буква е, я), карточки слов. Картина яблони, яблоки жёлтые, красные карточки со словами, схемы слов, предложений.

1. Эмоциональный настрой на урок

Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.

- Проверим готовность к уроку

2. Актуализация знаний

1) Индивидуальная работа у доски

- Прочитать предложения и подобрать к ним схемы.

По мосту идут поезда.

Мама Лены работает доктором.

Дети нарисовали луну.

- Соотнести схемы и слова.

трава

далеко

лесник

- Составить схемы слов

плоды

Денис

2) Повторение (фронтальная работа)

А о у и е ы - ? - что общего у этих букв?

Какими в словах могут быть гласные?

На какие две группы можно разделить эти гласные?

Какая буква лишняя? (е, А)

Б П З Н Т С Д

- Что общего у этих букв? (согласные)

- Какая буква лишняя и почему? (Н)

- Назовите буквы звонких согласных, глухих согласных.

3) Работа по учебнику с. 109

- Прочитать слова.

- Что общего у слов 1-го столбика?

- Назовите родственные слова.

- Кого можно назвать мастером?

- Прочитать текст. (Анализ текста)

Чтение текста «Кто кем работает» - Прочитать пословицу и объяснить ее смысл.

3. Подведение к теме урока

Чтобы волны не смогли
Сдвинуть с места корабли,
Бросим мы его на дно,
Вместе с цепью заодно. (Якорь)

Всегда он в работе
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)

На высоком берегу
Я найти его могу.
Он стоит у кромки моря,
Где волна с волною спорит.
Подает судам он знак.
Догадались, что? (Маяк)

Тема урока: Буква Я и звуки, которые она обозначает Слайд 1

(Показываю печатную букву, вывешиваю на доску)

Цель: Познакомиться с буквой я. (Ответы детей)

Какие учебные задачи вы поставите в соответствии с темой урока?

  • Учиться читать
  • Узнать

4. Открытие новых знаний

- Произнесем звук я. Какой звук она обозначает? Почему?

Чтение слогов с буквой я.

вя ---- схема
мя
тя
дя
ля
ря

- Ребята, хотите узнать еще один секрет буквы я?

Учебник с. 111.

На доске схемы слов и слова яблоко, яблоня.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)

- Как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня)

Схемы

ВЫВОД: Обозначает 2 звука [й,а]: (Вывешиваю на доску)

На доске слова маяк, якорь.

Я́корь - специальная металлическая конструкция, предназначенная для удержания корабля, лодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте.

Маяк - высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов

- Выясняем сколько звуков обозначает я в этих словах.

Работа в парах. Составьте схемы этих слов. (Работа в тетрадях)

ВЫВОД: Буква я обозначает 1 звук, если стоит после согласного.

Буква я обозначает мягкость предшествующего согласного. Если буква я стоит в начале слова или после гласной она обозначает 2 звука.

Так куда же мы должны поселить букву Я? (Работа с лентой букв)

А случайно ли так получилось, что соседка сверху буква а?

Нет, обе обозначает звук а

Парная работа

На столах перед учениками карточка со словами.

Земляника ----- яблоко
Земля ---------- дятел
маяк ----------- язык

- Подчеркните красным карандашом слова, в которых я обозначает один звук, синим - 2 звука.

5. Первичное закрепление

1) Читаем слова с. 111

- В какой стране вы родились и живете?

- Назовите столицу нашей Родины.

- Как называется город, в котором мы с вами живем?

- Чтение пословиц.

Рассказ учителя о России

Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша страна самая большая и занимает первое место по размерам территории. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, уже начинается новый день, восходит солнце.

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Россия - единое многонациональное государство. Ее населяют более 180 национальностей. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.

Русские, татары, чеченцы, башкиры и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.Чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 ч. С высоты можно увидеть огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса, горы, реки. озера. И все это наша Родина - Россия.

Чтение текста с. 111.

7. Итог урока Рефлексия

Вспомним учебные задачи. Удалось ли нам их выполнить?

  • Учиться читать
  • Узнать

Оцените свою работу, для этого возьмите яблочко нужного цвета и повесьте на яблоньку. Если всё понятно и нет вопросов - красное, понятно, но ещё есть вопросы - жёлтое.

  • Мне запомнилось…. У меня получилось…. Мне было трудно…. Кто мне сегодня помогал?
  • Кого бы вы похвалили?

Молодцы. Спасибо за урок!