Цели:
- Образовательные:
- закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;
- формировать понятия «форма» и «содержание» произведения;
- развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой
- обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство.
- Развивающие: развивать образное мышление, речь, логику; умение сопоставлять термины и текст.
- Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к родному языку, литературе, развивать чувство прекрасного.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, магнитофон, музыка к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта», Вивальди «Времена года. Лето», таблица антонимов, раздаточный материал.
Новое в уроке: урок призван показать, что настоящее классическое произведение не исчерпывается его содержанием и, возможно, является лучшей иллюстрацией своей эпохи и позволяет ученикам глубже ощутить трагизм переломных исторических моментов.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Приветствие и знакомство с классом.
На столе у каждого ученика дифференцированный опросник (Приложение 1); стихотворение Пушкина “Арион”.
II. Объявление темы, постановка целей.
Учитель читает стихи Ф. Тютчева (звучит отрывок из Вивальди “Времена года. Лето”:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель.
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертья пил!
Фронтальная беседа:
– Какие минуты в жизни мира можно назвать
роковыми? (Война, революция)
– Как вы понимаете слово «всеблагие»? (Небожители,
ангелы, боги)
– Какой эпитет Тютчев подбирает к слову
зрелища? (Высокие)
– Почему? (Несмотря на трагичность многих
исторических событий, они являются
неотъемлемой частью мирового процесса)
– Кем является поэт в минуты, роковые для мира? (Зрителем)
– Тютчев – поэт-философ XIX века, первый русский
поэт-символист. А поэт-символист XX века А. Блок
после революции 1917 года напишет, обращаясь к
интеллигенции: «Всем телом, всем сердцем, всем
сознанием – слушайте революцию». Кем является
поэт у Блока? (Слушателем)
– Значит, в минуты роковые для мира, поэт должен
слушать, внимать и видеть, избранный
небожителями, наделенный властью над людьми.
– Какие строки из программного стихотворения
великого русского поэта о его поэтическом
назначении подсказывает вам память? (А. С.
Пушкин «Пророк»: Восстань, пророк, и виждь, и
внемли…)
Мотивация учащихся
– Как мы видим, Пушкин, Тютчев, Блок родились в
разное время , но свое поэтическое назначение
понимали одинаково. Тема нашего урока «…» (Объявляет
тему).
Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и
услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с
помощью языковых средств воплотил это в поэме
«Двенадцать».
III. Объяснение нового материала
– Глубоко понимая свое пророческое назначение
поэта, Блок создает поэму, которая действительно
обожгла сердца людей. Революция – время
парадоксальное, сочетающее в себе несочетаемое,
время гротеска и оксюморона.
– Какие революции вы изучали на уроках истории ? (Французская
буржуазная революция, революция 1905 и 1917 годов)
– Подберите синонимы к слову «революция». (Бунт,
путч, переворот)
– Слово «переворот», вероятно, наиболее точно
отражает внутреннюю сущность революции.
Противоречивость революции я выразила в
антонимических парах.
– Какие из этих пар являются контекстуальными
антонимами? (Текст – подтекст, холод – пожар)
(Таблица антонимов на доске – Приложение 2, остается на доске весь урок).
– Эта таблица поможет нам глубже понять поэму, посвященную революции. Таблица антонимов
Учитель читает первую и вторую строфу из поэмы.
– Каково место действия поэмы? (Петроград,
весь мир)
– В какое время года происходит действия? (Зима)
– Какова его символика? (Холод, бездорожье)
– Какая стихия действует в первой главе и какова
ее символика? (Ветер, буря сметает все на своем
пути)
– Блок говорит: «Революции приходят, опоясанные
бурями». А Флоренский назвал поэму
«Бесновидением в метель». Метель перед нами, а
где же бесы?
– Кто появляется в первой главе? (Поп, старуха и
др.)
(Иллюстрации Анненкова к поэме могут быть
выведены через проектор или как раздаточный
матереиал).
– Какую форму выбирает Блок для выражения их
содержания? (Обрисовал героев схематично, нет
глаз, лица похожи на маски, страшный карнавал)
– Почему Блоку понравились иллюстрации
Анненкова к поэме? (Форма и содержание
иллюстраций совпадают с блоковским текстом)
– Два художника, два современника, они слышали и
видели революцию. В данном случае живопись
является еще одним доказательством
объективности Блока. Поэма – жанр
лиро-эпический.
– Что является в содержании поэмы воплощением
эпоса? (Революционные события)
– Что является воплощением лирики? (Любовный
треугольник )
Работа с текстом поэмы
– Кто главный герой? (Патруль)
– Найдите их коллективный портрет во второй
главе.
Зачитывают портрет.
– На что намекает Блок? (На уголовное прошлое
патруля.
– Верно, на полях поэмы Блок поместил
некрасовскую строчку: «Жило двенадцать
разбойников»
– В чем символика количества человек в патруле? (Двенадцать
апостолов, традиционный для античной
драматургии хор – вестник судьбы)
– Воспользуйтесь таблицей и проанализируйте
содержательную и символическую стороны этого
образа. Найдите портрет Катьки в 4 главе. (Ученики
зачитывают портрет)
– Кто такая Катька? (Падшая женщина)
– Какую форму выбрал Блок для рассказа о ней? (Разбойничью
песню)
– Найдите слова, которые описывают любовные
отношения в поэме. («Поблуди, спать с собою
положи»)
– Сравните, используя таблицу антонимов, любовь
до революции и после.
– Каков подтекст, символика женского образа в
поэме? (Женщина – символ возрождения. Убивая
Катьку, патруль убивает будущее.)
Лирический герой
– Чьими глазами видит революцию читатель? (Глазами
автора-поэта)
– Где он находится? (Где-то высоко)
– Хочется показать вам перекличку времен.
Недаром, стихотворение о назначении поэта
«Арион» Пушкина Блок упоминает в статье
«Интеллигенция и революция»
– Что до шторма делал поэт? (Пел пловцам)
– Какова символика шторма? (Некая трагедия,
переворот)
– Спроецируйте содержание стихотворения на
эпоху революции 1917 года. Чем сходно поведение
лирических героев? (Как и прежде автор
беспристрастен, он на стороне искусства, он
слушает революцию, рассказывает о ней будущим
поколениям)
Жанры
– Если революция – это музыка, то и жанры (формы) для рассказа о ней Блок выбирает музыкальные. Соотнесите отрывки из поэмы с жанрами.
Работа с раздаточным материалом – таблицей “Жанры-Текст” (см. Приложение 3). Учитель проверяет работу учеников.
– Есть ли порядок в чередовании жанров? Почему? (Порядка
нет. Какова форма таково и содержание: все
смешалось в страшной и прекрасной симфонии
революции)
– Каждый из вас услышит свою музыку в поэме
Блока. Я услышала такую музыку…
(Звучит отрывок из балета Прокофьева “Ромео и Джульетта”)
Последняя строфа
– Под вой ветра и выстрелы автор подводит
читателя к заключительной строфе. Ее загадку
разгадывают по сей день. Не претендуя на конечную
истину, попробуем дать строфе свою оценку.
– Кто олицетворяет в ней добро и зло? (Христос и
пес)
– Какие эпитеты подбирает поэт к слову пес? (Находят
в тексте)
– Зачитайте строки, вводящие в образ Христа. В
чем их особенность? (Другой ритм , другие звуки)
– Видит ли патруль Христа? Почему? (Не видит,
так как не верит в Бога.)
– Блок назвал своих героев «дети в железном
веке». Почему? (Они не ведают, что творят)
– Почему Христос с кровавым флагом? (Возможно,
берет ответственность за кровь, пролитую
патрулем)
– Где место патруля в завершающей процессии
поэмы? (Патруль между добром и злом, но
процессия движется за Христом, то есть в сторону
добра и это закономерно, так как выражает
объективный закон существования мира: единства и
борьбы противоположностей)
Учитель фиксирует на доске: «Христос – патруль – пес».
IV. Подведение итогов урока
Учитель демонстрирует на доске Приложение 5 .
– Символом чего является круг? (Начала и
конца, символом единства)
– С помощью каких образов выткано
содержательное полотно поэмы? (Патруль, Катька
и Петруха, образы-маски)
– Какими приемами пользовался Блок чтобы
воплотить содержание поэмы? (Особый сбивчивый
темп, мотив движения, контрасты, символика цвета,
времени, места.)
– Как содержание поэмы повлияло на жанровую
специфику?
– Как содержание поэмы отразилось на ее
композиционном построении?
– Слова Е. Эткинда записаны на доске: «В поэме все
оказывается содержанием, каждый, даже самый
ничтожный элемент формы строит смысл.
По-настоящему понимать поэзию – значит понимать
форму, ставшую содержанием».
– Можно ли слова Е. Эткинда применить к
творению Блока? (Да, так как в его поэме форма
неразрывно связана с содержанием, отражая эпоху
революции.)
– Создав гениальную поэму, Блок выполнил свое
пророческое назначение в роковые для России
времена.
Рефлексия
Заполните анкеты экспресс-диагностики
Творческое задание
Запишите домашнее задание: написать сочинение на тему «Отражение эпохи в форме и содержании стихотворения О.Мандельштама «Мой век»»
Выставление оценок с опорой на дифференцированный опросник (Приложение 4).
«красные» вопросы – 5
«зеленые» – 4
«черные» – 3