Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А.Блока "Двенадцать"

Разделы: Литература


Цели:

  • Образовательные:
    • закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;
    • формировать понятия «форма» и «содержание» произведения;
    • развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой
    • обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство.
  • Развивающие: развивать образное мышление, речь, логику; умение сопоставлять термины и текст.
  • Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к родному языку, литературе, развивать чувство прекрасного.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, магнитофон, музыка к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта», Вивальди «Времена года. Лето», таблица антонимов, раздаточный материал.

Новое в уроке: урок призван показать, что настоящее классическое произведение не исчерпывается его содержанием и, возможно, является лучшей иллюстрацией своей эпохи и позволяет ученикам глубже ощутить трагизм переломных исторических моментов.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие и знакомство с классом.

(Презентация)

На столе у каждого ученика дифференцированный опросник (Приложение 1); стихотворение Пушкина “Арион”.

II. Объявление темы, постановка целей.

Учитель читает стихи Ф. Тютчева (звучит отрывок из Вивальди “Времена года. Лето”:

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель.
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертья пил!

Фронтальная беседа:

– Какие минуты в жизни мира можно назвать роковыми? (Война, революция)
– Как вы понимаете слово «всеблагие»? (Небожители, ангелы, боги)
– Какой эпитет Тютчев подбирает  к слову зрелища? (Высокие)
– Почему? (Несмотря на трагичность многих исторических событий, они являются   неотъемлемой частью мирового процесса)
– Кем является поэт в минуты, роковые для мира? (Зрителем)
– Тютчев – поэт-философ XIX века, первый русский поэт-символист. А поэт-символист XX века А. Блок после революции 1917 года напишет, обращаясь к интеллигенции: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Кем является поэт у Блока? (Слушателем)
– Значит, в минуты роковые для мира, поэт должен слушать, внимать и видеть, избранный небожителями, наделенный властью над людьми.
– Какие строки из программного стихотворения великого русского поэта о его поэтическом назначении подсказывает вам память? (А. С. Пушкин «Пророк»: Восстань, пророк, и виждь, и внемли…)

Мотивация учащихся

– Как мы видим, Пушкин, Тютчев, Блок родились в разное время , но свое поэтическое назначение понимали одинаково. Тема нашего урока «…» (Объявляет тему).
Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать».

III. Объяснение нового материала

– Глубоко понимая свое пророческое назначение поэта, Блок создает поэму, которая действительно обожгла сердца людей. Революция – время парадоксальное, сочетающее в себе несочетаемое, время гротеска и оксюморона.
– Какие революции вы изучали на уроках истории ? (Французская буржуазная революция, революция 1905 и 1917 годов)
– Подберите синонимы к слову «революция». (Бунт, путч, переворот)
– Слово «переворот», вероятно, наиболее точно отражает внутреннюю сущность революции. Противоречивость революции я выразила в антонимических парах.
– Какие из этих пар являются контекстуальными антонимами? (Текст – подтекст, холод – пожар)

(Таблица антонимов на доске – Приложение 2, остается на доске весь урок).

– Эта таблица поможет нам глубже понять поэму, посвященную революции. Таблица антонимов

Учитель читает первую и вторую строфу из поэмы.

– Каково место действия поэмы? (Петроград, весь мир)
– В какое время года происходит действия? (Зима)
– Какова его символика? (Холод, бездорожье)
– Какая стихия действует в первой главе и какова ее символика? (Ветер, буря сметает все на своем пути)
– Блок говорит: «Революции приходят, опоясанные бурями». А Флоренский назвал поэму «Бесновидением в метель». Метель перед нами, а где же бесы?
– Кто появляется в первой главе? (Поп, старуха и др.)
(Иллюстрации Анненкова к поэме могут быть выведены через проектор или как раздаточный матереиал).
– Какую форму выбирает Блок для выражения их содержания? (Обрисовал героев схематично, нет глаз, лица похожи на маски, страшный карнавал)
– Почему Блоку понравились иллюстрации Анненкова к поэме? (Форма и содержание иллюстраций совпадают с блоковским текстом)
– Два художника, два современника, они слышали и видели революцию. В данном случае живопись является еще одним доказательством объективности Блока. Поэма – жанр лиро-эпический.
– Что является в содержании поэмы воплощением эпоса? (Революционные события)
– Что является воплощением лирики?  (Любовный треугольник )

Работа с текстом поэмы

– Кто главный герой? (Патруль)
– Найдите их коллективный портрет во второй главе.

Зачитывают портрет.

– На что намекает Блок? (На уголовное прошлое патруля.
– Верно, на полях поэмы Блок поместил некрасовскую строчку: «Жило двенадцать разбойников»
– В чем символика количества человек в патруле? (Двенадцать апостолов, традиционный для античной драматургии хор – вестник судьбы)
– Воспользуйтесь таблицей и проанализируйте содержательную и символическую стороны этого образа. Найдите портрет Катьки в 4 главе. (Ученики зачитывают портрет)
– Кто такая Катька? (Падшая женщина)
– Какую форму выбрал Блок для рассказа о ней? (Разбойничью песню)
– Найдите слова, которые описывают любовные отношения в поэме. («Поблуди, спать с собою положи»)
– Сравните, используя таблицу антонимов, любовь до революции и после.
– Каков подтекст, символика женского образа в поэме? (Женщина – символ возрождения. Убивая Катьку, патруль убивает будущее.)

Лирический герой

– Чьими глазами видит революцию читатель? (Глазами автора-поэта)
– Где он находится? (Где-то высоко)
– Хочется показать вам перекличку времен. Недаром, стихотворение о назначении поэта «Арион» Пушкина Блок упоминает в статье «Интеллигенция и революция»
– Что до шторма делал поэт? (Пел пловцам)
– Какова символика шторма? (Некая трагедия, переворот)
– Спроецируйте содержание стихотворения на эпоху революции 1917 года. Чем сходно поведение лирических героев? (Как и прежде автор беспристрастен, он на стороне искусства, он слушает революцию, рассказывает о ней будущим поколениям)

Жанры

– Если революция – это музыка, то и жанры (формы) для рассказа о ней Блок выбирает музыкальные. Соотнесите отрывки из поэмы с жанрами.

Работа с раздаточным материалом – таблицей “Жанры-Текст” (см. Приложение 3). Учитель проверяет работу учеников.

– Есть ли порядок в чередовании жанров? Почему? (Порядка нет. Какова форма таково и содержание: все смешалось в страшной и прекрасной симфонии революции)
– Каждый из вас услышит свою музыку в поэме Блока. Я услышала такую музыку…

(Звучит отрывок из балета Прокофьева “Ромео и Джульетта”)

Последняя строфа

– Под вой ветра и выстрелы автор подводит читателя к заключительной строфе. Ее загадку разгадывают по сей день. Не претендуя на конечную истину, попробуем дать строфе свою оценку.
– Кто олицетворяет в ней добро и зло? (Христос и пес)
– Какие эпитеты подбирает поэт к слову пес? (Находят в тексте)
– Зачитайте строки, вводящие в образ Христа. В чем их особенность? (Другой ритм , другие звуки)
– Видит ли патруль Христа? Почему? (Не видит, так как не верит в Бога.)
– Блок назвал своих героев «дети в железном веке». Почему? (Они не ведают, что творят)
– Почему Христос с кровавым флагом? (Возможно, берет ответственность за кровь, пролитую патрулем)
– Где место патруля в завершающей процессии поэмы? (Патруль между добром и злом, но процессия движется за Христом, то есть в сторону добра и это закономерно, так как выражает объективный закон существования мира: единства и борьбы противоположностей)

Учитель фиксирует на доске: «Христос – патруль – пес».

IV. Подведение итогов урока

Учитель демонстрирует на доске Приложение 5 .

– Символом чего является круг? (Начала и конца, символом единства)
– С помощью каких образов выткано содержательное полотно поэмы? (Патруль, Катька и Петруха, образы-маски)
– Какими приемами пользовался Блок чтобы воплотить содержание поэмы? (Особый сбивчивый темп, мотив движения, контрасты, символика цвета, времени, места.)
– Как содержание поэмы повлияло на жанровую специфику?
– Как содержание поэмы отразилось на ее композиционном построении?
– Слова Е. Эткинда записаны на доске: «В поэме все оказывается содержанием, каждый, даже самый ничтожный элемент формы строит смысл. По-настоящему понимать поэзию – значит понимать форму, ставшую содержанием».
– Можно ли слова Е. Эткинда применить к творению Блока? (Да, так как в его поэме форма неразрывно связана с содержанием, отражая эпоху революции.)
– Создав гениальную поэму, Блок выполнил свое пророческое назначение в роковые для России времена.

Рефлексия

Заполните анкеты экспресс-диагностики

Творческое задание

Запишите домашнее задание: написать сочинение на тему «Отражение эпохи в форме и содержании стихотворения О.Мандельштама «Мой век»»

Выставление оценок с опорой на дифференцированный опросник (Приложение 4).

«красные» вопросы – 5
«зеленые» – 4
«черные» – 3