“Открытый читальный зал. 150-летию А.П.Чехова посвящается”.
Цели:
- Познакомить учащихся с самыми популярными произведениями писателя, написанными о детях и для детей.
- Расширить читательский кругозор учащихся.
- Продолжить воспитание чувства уважения к старшим, заботы о младших, любви к животным.
Оборудование: интерактивная доска; декорации для инсценировки.
Ход урока.
I. Организационный момент: проверка готовности класса к уроку; сообщение целей и задач урока.
II. Работа по теме.
1) Презентация “Элементы быта на страницах произведений А.П.Чехова и современность. Калоши”. – (работа ученицы 5–б класса Рожиной Марии, подготовленная к научно – практической конференции “Шаг в будущее”).
2) Художественный пересказ рассказа “Каштанка” (рисунки учащихся 5-х классов – с интердоски – сопровождают пересказ) – Фрис Никита.
3) Инсценировка по рассказу “Ванька”.
а) декорация: скамья, свеча, почтовый ящик; на интердоске рисунок М.Чикачева
“Ванька пишет письмо”;
б) сценка “Ванька пишет письмо дедушке”:
1. Ванька пишет письмо, стоя на коленях пред скамьей (Сережа Едукин);
2. Текст письма читает Вова Черемкин;
3. Ванька пишет адрес мелом на доске;
4. Бежит к почтовому ящику и бросает конверт;
5. Сценка “Разговор двух почтальонов”.
1-й почтальон: Смотри, какой странный адрес!
2-й почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!
1-й почтальон: Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри: адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
2-й почтальон: Давай спросим у главы ближайшей деревни, а вдруг там есть Константин Макарыч?
1-й почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везут почту. Вот всё и выяснится.
Автор: К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло до дедушки.
6. “Соавторы” – чтение писем от дедушки. Это задание ребята получили на дом. На уроке мы послушали все варианты, но для чтения в “Открытом читальном зале” выбрали только четыре.
Настя:
“Здравствуй, внучок.
Получил твое письмо. Я тебя тоже поздравляю. Ты, внучок, потерпи немного. Скоро
приеду и заберу тебя, будешь у меня жить. Картошка уродилась, капуста тоже. Рыбы
наловим, будем сыты. Ты немного подожди, мы с Кривым Егоркой приедем. От Аленки
тебе большой поклон. Гармонию твою я сохранил, на ней иногда кучер играет. К
празднику приедем, аккурат к ёлке нашей. Крепко обнимаю.
Твой дедушка Константин Макарыч.
А письмо писала Аленка”.
Вова:
“Привет, Ванька!
Пишу тебе я, дед Константин Макарыч. Давно я от тебя письма – то ждал. А
помнишь, ты просил, чтоб я для тебя золоченый орешек взял? Ольга Игнатьевна
тогда сказала: “Да зачем же Ваньке одним орехом лакомиться?” – и разрешила штук
с десять взять. Ещё она для тебя Азбуку купила красивую-красивую, с картинками
разными. Приеду я к тебе, а с собой колодку да селедку возьму, чтобы Алехина
колодкой стукнуть, а хозяйке селедкой в харю тыкнуть. А для тебя я всякой
всячины привезу да сапожонки новые. Приедем мы с тобой в деревню, и будем жить
да поживать.
Твой дедушка”.
Максим:
“Дорогой внучок. Письмо твоё я получил.
Я тебе очень сочувствую. Может быть, я заберу тебя. Спасибо, что поздравил меня
с Рождеством Христовым. Сундучок с орешком я добыл. Вьюн с Каштанкой бегают во
дворе. У Каштанки щенки появились. Думаю теперь, как их назвать. А Вьюн всё
ворует. Недавно залез в курятник, а петух так его в нос клюнул, что Вьюн еле-еле
ноги унес. А мне зарплату повысили. Я очень скучаю по тебе, очень
Твой дедушка”.
Маша:
“Дорогой мой Ванюша!
Спасибо, милый внук, за слова твои, мною прочитанные. Тяжело тебе, знаю. Но и
мне нелегко – болен я. Денег нет, чтоб поехать в Москву. А орешек я взял и в
сундук положил. Недолго мне жить – то осталось. О тебе молюсь, мой милый внук,
ведь ты ещё маленький, чтоб умирать. Люблю тебя, мой Ванечка, и целую.
Твой дедушка”.
4) Демонстрация стенгазеты “Чехов – детям”. Газета подготовлена учителем (Грязновой Г.В.).
III. Подведение итогов. Оценки.
IY. Домашнее задание. Прочитать и пересказать рассказ “Мальчики”.
Приложение. Иллюстрации к рассказам “КАШТАНКА” и “ВАНЬКА”, выполненные учащимися 5 классов.