Цели урока:
Обучающие
- познакомить учащихся с особенностями творчества В.Набокова;
- помочь им понять идею рассказа "Круг";
- подготовить учащихся к пониманию характера главного героя рассказа.
Развивающие
- формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера; ?
- формировать умения в монологической форме выражать? свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
- развивать умения видеть особенности художественной манеры В. Набокова.
Воспитательные
- воспитывать любовь к художественному слову.
Вид урока: проблемно-эвристическая беседа.
Основные приемы: анализ художественного текста "вслед за автором", групповая работа.
Оборудование: презентация урока, портрет В.Набокова, текст рассказа "Круг".
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Каждое произведение В.Набокова становится для читателя одновременно и откровением и загадкой писателя. Всю свою жизнь Набоков стремился к тому, чтобы зашифровать свои замыслы, планы, даже точной даты своего появления на свет он не оставил. А ещё Набокова принято считать русско-американским писателем, но в его произведениях чувствуются традиции русской классики. Русский писатель Иван Алексеевич Бунин так писал о Набокове: "Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня. Чудовище, но какой писатель!" Вот так образно, ярко, высоко оценивает И.Бунин мастерство В.Набокова. А сам Набоков, несмотря на то что жил вдали от родины, всегда помнил отечество, и потому тема памяти является центральной в его творчестве ("В горах Америки моей вздыхать по северной России:", " :и так в Россию вдруг потянет,// Обдаст всю душу тошный жар,// И ноет грудь от запаха черемух:").
Выступления учащихся с сообщениями о творческой манере В.Набокова, об истории создания рассказа "Круг".
Сообщения учащихся составлены на основе исследований С. Федякина, статьи В.Набокова "О хороших читателях и хороших писателях" и отражают особенности языка и композиции рассказов Набокова, учащиеся отмечают художественные средства и приемы, используемые автором в рассказах, написанных в 30 годы 20 века.
Вывод по сообщениям.
Набоков достиг вершин в тончайших психологических наблюдениях, в игре языка, в блистательной композиции, в динамизме сюжета.
Но Набоков не только пишет по-новому, он учит читать по-новому. Исследователь творчества Набокова С.Федякин в одной из статей говорит, что Набоков "просто вынуждает "ощупывать" свою прозу: "Писатель просто вынуждает ощупывать свою прозу и ощупывать с особым пристрастием: каждый абзац, каждую фразу, каждый изгиб фразы:"
Действительно, читая произведения Набокова, надо быть готовым ко всяческим неожиданностям: к тому, что Набоков ведет с читателями своеобразную игру, к тому, что "загадки" Набокова имеют не одну, а две, три отгадки, к тому, что сами тексты словно сопротивляются интерпретации.
Цель нашего урока - прочитать рассказ "Круг" по-набоковски.
Из истории создания рассказа "Круг":
Это последний рассказ, написанный Набоковым по-русски, был опубликован в 1934 году в Париже. Сам Набоков о появлении рассказа так: ":когда я уже заканчивал роман "Дар", от основной массы романа вдруг отделился маленький спутник и стал вокруг него вращаться. Не обязательно знать сам роман, чтобы испытать восхищение от довеска - у него есть своя орбита и своя расцветка".
Анализ рассказа "Круг".
Слово учителя.
Как правило, первое слово автора, обращенное к читателю, - это заглавие. Оно в концентрированном виде формулирует тему, вводит читателя в суть проблемы, соотносится с ходом повествования, с художественными образами. Этот рассказ не исключение.
Прошу вас анализировать рассказ линейно - абзац за абзацем (всего их 17), отмечая по возможности все места, где появляется - явно или неявно - ОБРАЗ КРУГА.
Вопросы для исследования текста:
В чем особенность построения рассказа? Как оно связано с заглавием рассказа?
Почему рассказ начинается с "во-вторых", а заканчивается "во-первых"?
В чем необычность композиционного кольца? Композиционный круг сомкнут или разомкнут?
Найдите в тексте образы круга. Почему так много таких образов? О чем они говорят?
Докажите, что вся жизнь героя - это круг.
Найдите единичные образы круга (круги на воде, падающий летунок и др.), соберите материал в круг памяти (портрет отца, усадьба, приятели и недруги и др.), в круг представлений героя о мире (переживаемое плебейство, ненависть к барству), в круг тайных переживаний (стыд за отца, любовь к Тане).
Учащиеся работают в группах, собирают материал, оформляя его графически.
Комментарий: исследовательская работа ведется по абзацам, постепенно выстраиваются круги: круг памяти, круг представлений героя о мире, круг единичных образов, связанный также с темой памяти, все эти круги входят в композиционный круг ("во-вторых" - "во-первых").
Учащиеся представляют свое исследование текста. Защита проекта.
Рефлексия.
Как вы думаете, круг - это символ спасения для героя или безысходности? (Размышления учащихся).
Заключительное слово учителя, задание на дом.
Почти каждое произведение В.Набокова требует второго прочтения. При повторном чтении часто читатель по-иному расставляет акценты. Оно и дополняет, и "выправляет" первое прочтение. И если первое чтение - лишь знакомство с прошлым героя, то при втором все окрашивается в иные тона, в этом и есть загадка набоковских произведений. Прочтите ещё раз рассказ "Круг" и постарайтесь определить, круг разрывается в финале рассказа или нет. Почему Набоков писал относительно этого рассказа, что "спираль - одухотворение круга". Как вы понимаете смысл этой фразы?