Единица содержания: применение способа действий при рассмотрении пейзажа и интерьера в художественном произведении.
Цели
Обучающий аспект:
- освоить применение способа действий при рассмотрении пейзажа и интерьера на новом материале;
- расширить свои знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявлении его особенностей;
- уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода (пейзажем и интерьером) и общим содержанием художественного произведения;
- уметь проводить параллели между образом Петербурга с образом города в других художественных произведениях.
Развивающий аспект:
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- развивать умение работать в группе, выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность;
- развивать умение сопоставлять различные художественные произведения, их фрагменты; сравнивать частное и общее в художественном произведении, выявлять идейные закономерности; проводить аналогии и параллели между мотивами поступков героев, символическими деталями и общим идейным содержанием произведения;
- развивать умение давать характеристику явлениям и поступкам, видеть мотивацию поступков, давать им оценку;
- формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению художественных произведений (“Преступления и наказания” Ф.М.Достоевского в частности).
Воспитательный аспект:
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания;
- воспитывать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку;
- воспитывать уважительное отношение к произведениям русской классической литературы, поднимающими глубокие, интересные философские и психологические проблемы, актуальные в наше время;
- воспитывать любовь, гордость по отношению к родному слову через русскую литературу, являющуюся мерилом нравственных ценностей.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая; учебно-познавательная; общекультурная; личного самосовершенствования.
Редко где найдется столько мрачных,
резких и странных влияний на душу человека,
как в Петербурге.
Ф.М.Достоевский
(слайд 2 презентации)
Сегодня мы с вами совершим путешествие из Москвы в Петербург. Путешествие во времени и пространстве. Но мы отправимся не в современную вторую столицу, а в Петербург Достоевского – город-фантасмагорию, таинственный город.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Прочитайте его. Чьи это слова? Как такое отношение Достоевского к Петербургу проявляется в романе?
Итак, с какой целью мы совершаем это путешествие, зачем нам погружаться в атмосферу Петербурга Ф.М.Достоевского?
Давайте подумаем, может быть, таким способом мы сможем понять, как разрешить некоторые проблемы произведения, которые ставит перед нами Ф.М.Достоевский? Какие общечеловеческие проблемы ставит перед нами писатель?
Запись на доске в заранее подготовленную учителем таблицу в графу “Цели” (совместная работа, ученики заполняют таблицу в тетради).
Цель Проблемы Какой он – Петербург Дост.?Какую роль Петербург сыграл в судьбах героев романа? Влияние города на психику человека (формирование теории Р.) |
Средства Как формируется образ города, благодаря чему? |
Вывод Пути разрешения проблем |
Изображение Петербурга – это не только достижение творческой мысли Достоевского. У каждой эпохи – свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет его по-своему.
Для поэтов 18 века – Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира” (слайд 3).
В 19 веке отношение писателей к Петербургу меняется. Давайте обратимся к нашему читательскому опыту и вспомним, какова литературная традиция в рассмотрении образа Петербурга в 19 веке? Какие писатели, в каких произведениях и как изображали Петербург? (А.С.Пушкин в поэме “Медный всадник” изображает Петербург как город трагической красоты и безумия, “маленького человека”, город контрастов:
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный
вид,
Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и
гранит...
Н.В.Гоголь – как город-призрак (“Невский
проспект”, “Нос”): "Он лжет во всякое время,
этот Невский проспект, но более всего тогда,
когда ночь сгущенною массою наляжет на него и
отделит белые и палевые стены домов, когда весь
город обратится в гром и блеск, мириады карет
валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на
лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того
только, чтобы показать все не в настоящем
виде".
А.Н.Некрасов – как пространство униженных и оскорбленных:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую, слайд 4).
А с помощью каких средств Ф.М.Достоевский создает свой, особенный, уникальный образ города? (учитель фиксирует в таблице на доске во второй колонке, а ребята в тетради средства изображения Петербурга, слайд 5).
- Улицы, дома
- Комнаты
- Трактир
- Прохожие
- Уличные сцены
Как обобщить эти названия?
Действительно, Достоевский создает образ города с помощью пейзажа и интерьера (слайд 6). Мы уже не раз встречались с этими понятиями, знакомы с ними. Что это такое, как мы понимаем эти термины?
Работа в парах с теоретическим материалом
Посмотрите справочные материалы из литературной энциклопедии, представленные вам (Приложение). Поработайте в парах, договоритесь и составьте схему или таблицу по статье, сверните информацию, отразив те факты, которые стали для вас новыми. (К доске вызывается ученик, представляющий работу одной из пар, слайд 7).
Сейчас мы с вами постараемся узнать в процессе нашего поиска, исследования текста, как именно создается пейзаж и интерьер в романе “Преступление и наказание”,
какие типы пейзажа и интерьера присутствуют в романе, проанализировав отдельные эпизоды, связанные с описанием природы и помещений.
Мы разделимся на три группы, но будем работать с таблицей, в которой будут представлены три части, все вместе (слайд 8) . Первая группа получает задание по теме “интерьеры “петербургских углов”, вторая – “изображение летнего Петербурга”, третья – “сцены уличной жизни”.
Группа 1 Интерьеры “петербургских углов” |
Группа 2 Изображение летнего Петербурга |
Группа 3 Сцены уличной жизни |
Задания для групп
Группа 1
Интерьеры “петербургских углов”
1 ч. 2 гл. – кабак, в котором исповедуется Мармеладов
1 ч. 3 гл. – комната Раскольникова
1 ч. 2 гл. – комната (“проходной угол”) Мармеладовых
4 ч. 4 гл. – комната Сони
- Каково место проживания главного героя? Какие слова использует автор для описания его комнаты? С чем сравнивается комната Раскольникова?
- Для чего автор дает подробное описание комнаты Сони? Какие детали интерьера особенно выделяет автор?
- На какие мысли наталкивает читателя описание комнаты Мармеладовых?
- Как использует Достоевский световые эффекты в описании интерьеров (кабака, комнат)?
Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей? Ваш вывод.
Группа 2
Пейзажи летнего Петербурга
1 ч. 1 гл. – “отвратительный и грустный колорит” городского дня
2 ч. 2 гл. – “великолепная панорама Петербурга”
2 ч 6 гл. – вечерний Петербург
5 ч. 5 гл. – вид из окна комнаты Раскольникова
6 ч. 6 гл. (ближе к концу главы) – грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова
- Прочитайте фрагмент самого характЕрного для романа “Преступление и наказание”, на ваш взгляд, описания Петербурга (по предложенным главам).
- Какова атмосфера улицы (пейзаж, воздух)? Приведите примеры.
- Какое впечатление оставляют описания Петербурга? Почему?
Как эти описания характеризуют психологическое состояние героя (Раскольникова и в последней сцене – Свидригайлова)? Ваш вывод о пейзаже – его тип, особенности.
Группа 3
Сцены уличной жизни
1 ч. 1 гл. – пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми
1 ч 4 гл. – встреча Раскольникова с пьяной девушкой
1 ч. 2 гл. – люди в распивочной (трактир)
1 ч. 5 гл. – сон о забитой кляче
5 ч. 2 (в основном), 3 гл – сцена поминок у Мармеладовых
5 ч. 5 гл. – Катерина Ивановна с детьми на улице
- Какие люди встречаются на улицах Петербурга (соц. статус, занятия, облик, моральное состояние)? Приведите текстовый пример.
- На какие две группы можно разделить персонажей, встречающихся на улицах Петербурга? Обоснуйте свой ответ.
- С какой целью Достоевский уделяет такое большое внимание описанию улиц Петербурга?
- Какое впечатление производят эти сцены уличной жизни? Сделайте вывод.
Давайте вернемся к цели нашего урока и поставленным проблемам, попробуем прокомментировать их.
Что же за город – Петербург Достоевского? Благодаря какому способу действий мы его рассмотрели?(Анализ и синтез).
Почему именно в этом городе совершается преступление? (Образ Петербурга – обобщенная модель мира, страданий. Именно этот город создает таких, как Раскольников, Свидригайлов, порождает страдания униженных и оскорбленных, требует от них безволия и жертвы, подобно жертве Сони Мармеладовой. Город – соучастник преступления. В нем царит давящая, тяжелая атмосфера).
Есть ли противопоставление этой тяжелой атмосфере, пространство-антитеза? (В эпилоге – пространство на берегу широкой сибирской реки, где происходит духовное воскрешение героя).