Образ молодого поколения 1941–1945 гг. в пьесах В.Розова "Вечно живые", А.Афиногенова "Накануне", К.Симонова "Русские люди"

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание, Конкурс «Они сражались за Родину»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Участники проекта:
Гусева Екатерина,
Черный Данил,
учащиеся 11 класса,
Борисова Венера,
ученица 10 класса

Куратор:
Терехова В.П.,
учитель русского языка
и литературы

Общая характеристика проекта

Наименование исследовательского проекта подпрограммы: Произведения искусства военных лет.

Идея участия

У нас активная гражданская позиция.

Екатерина - участница Всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век, победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» и муниципального этапа краевого молодежного форума «Научно-технический потенциал Сибири» в социально-гуманитарной предметной области.

Данил - участник краевого конкурса сочинений «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», который проводило КРО ВОО «Трудовая доблесть России», участник межрегионального конкурса сочинений «Дети одной реки».

Венера - призёр муниципального этапа молодежного краевого форума «Научный потенциал Сибири», участница конкурса исследовательских работ «Моё Красноярье». И в конкурсе проектов мы решили тоже участвовать.

Проблема: проблема трудности и недостаточного понимания образа молодого поколения в произведениях 1941-1945 гг.

Актуализация проекта: мы, молодое поколение 20-х годов 21 века, стремимся узнать об ушедшей эпохе, связанной с событиями Великой Отечественной войны. Узнать не только из учебника истории, из рассказов родственников о дедушках- фронтовиках, ушедших на войну молодыми, но и из литературных произведений. Они тоже помогают в процессе общего познания понять характерные особенности молодого поколения, образ которого представлен в ряде пьес драматургов. Значимость проекта: раскрываются возможности использования результатов на практике, например, в школьном курсе «Литература» для образовательного уровня учащихся. Ученикам и педагогам не помешает в работе форма сопоставительной таблицы.

Участники, работая над проектом, погружаясь в создание эссе, сумели лучше познать себя.

Новизна: отсутствие аналогичного исследования по данной теме. Впервые в работе сделана попытка осмыслить, сопоставить несколько военных пьес, как единое целое, с особым вниманием к образу молодого поколения тех лет.

Цель проекта: сопоставление и интерпретация образа молодого поколения в пьесах В.Розова "Вечно живые", А.Афиногенова "Накануне", К.Симонова "Русские люди" в форме таблицы, эссе.

Задачи проекта: для погружения в тему.

  1. изучить содержание источников по теме проекта, подобрав не менее 3-х произведений по данной теме, прочитать их,
  2. изучить содержание пьес с извлечением явных или неочевидных фактов, места и цели создания произведения,
  3. выработать критерии, на основе которых стоятся образы произведения,
  4. провести сопоставление проанализированных пьес, заостряя внимание на образе молодого поколения
  5. интерпретировать полученную информацию в форме таблицы, эссе
  6. снять видеоролик с отражением в нём работы над исследовательским проектом.

Этапы работы над проектом в Приложении №1.

Методы исследования: анализ, аналогия, сопоставление, обобщение.

Практические - изучение дополнительной литературы по теме, составление таблицы, видеофиксация действий участников проекта, написание эссе

Объект исследования: драматургия 1941-1945 годов.

Предмет исследования: представители молодого поколения, чьи образы представлены в пьесах В.Розова "Вечно живые", А.Афиногенова "Накануне", К.Симонова "Русские люди".

Описание

Для погружения в тему совместно занимались поиском в интернет- ресурсе, изучали литературу. Считаем важным, получить информацию о молодом поколении, жизнь которого связана с первыми и долгими годами войны. Окончив школу, они хотели поступать учиться, идти работать. А тихими вечерами говорить любимым признания.

"Из СМИ и пропагандистских источников молодежь зачастую представляла себе и войну и противника в довольно карикатурном виде. Немцы виделись слабыми и трусливыми противниками, которые одерживают победы исключительно за счет своего численного превосходства. А определенное честолюбие, свойственное молодежи, рисовало боевые действия зачастую как череду подвигов молодого красноармейца, героически побивающего противника.

Определенная часть советской молодежи даже испытывала некий психологический подъем, выражавшийся не только в желании покарать зарвавшегося агрессора, но и успеть отличиться, стать героем в войне, которая только началась и которая вот-вот закончится нашей решительной победой. «Зря расстраиваешься, Катя, месяца через два-три кончится война, вернусь» (капитан П.Н.Беспалов - жене, при прощании на вокзале. Одна мамаша плачет, а я ей говорю: "Да что вы ревете, мы через три недели на Ла-Манше будем!"» (ветеринарный врач 624-го сп 137-й сд. Н.А.Набель).

Порой подобного оптимизма не могла разрушить даже информация о том, что Красная армия отступает, а враг продвигается вперед, захватывая все новые территории и населенные пункты; череда неудач виделась непродолжительной, обусловленной внезапностью нападения, - еще чуть-чуть - и противнику будет нанесен решительный удар, а события будут развиваться по оптимистическому довоенному сценарию: «…в первый день войны мы с нетерпением ждали с границы сообщений, что враг не прошел, а там, где прорвался, разгромлен и отброшен назад. Это настроение не проходило еще несколько дней...

Прибавим сюда юношеский максимализм, безграничную веру в собственные силы, даже в собственное бессмертие, свойственные любой молодежи, независимо от времени и места происходящих событий." (https://maxpark.com/community/2039/content/2051465)

Вставали на защиту своей Родины «молодые люди шли на фронт в качестве санитаров, закончив краткосрочные медицинские курсы, становились в ряды народного ополчения.

В основном вся молодёжь, сражавшаяся на фронте и работавшая в тылу, состояла в комсомоле. На временно оккупированной врагом территории в партизанских отрядах почти половина состава были молодёжь - комсомольцы. В тылу возникало множество молодёжных трудовых бригад, которые поставляли на фронт необходимый материал.

Молодые люди шли на самые опасные боевые задания и сражались с фашистами по-взрослому - не на жизнь, а насмерть, ставили производственные рекорды в тылу. А всё потому, что они были воспитаны настоящими патриотами, преданность своей Родине была одной и главных черт молодежи того времени". (https://ksu.edu.ru/files/75-YEARS/5_Molodyozh_v_gody_VOV.pdf)

Война 1941-1945 гг. резко изменила образ жизни, условия и темпы работы писателя, перенесла его в новую обстановку, порой очень трудную, всегда - необычную, требующую большой оперативности, собранности, чуткости. «День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, статьи, заметки. А утром все это уже читалось в полках и на батареях», - вспоминал А. Сурков. Большинство произведений этого периода на передний план выдвигается образ народа-воина. Он воплощен либо в индивидуализированных характерах, либо в образах обобщенных, собирательных, приближающихся порою к монументальным фигурам героического эпоса.

Совместно рассмотрели тему "Литература периода Великой Отечественной войны" (История русской литературы, Т.3, 1941-1957 гг., М., 1961, издательство АН СССР, с.5-54, в 5 части этого раздела изучили "Драматургию 1941-1945гг.")

Выяснили, что "сама действительность военного времени давала богатейший материл для мастеров драматургии. Она принесла новые, необычайно острые конфликты, которые и легли в основу пьес этого периода. Конфликтность драматургии военных лет состояла прежде всего в том, что здесь нашла прямое отражение ожесточенная борьба двух враждебных общественных систем, двух идеологий, двух миров. Отсюда и проистекало столь резкое деление персонажей на две полярно противоположные группы, причем каждый из персонажей оказывался вовлеченным в этот решающий конфликт эпохи. Это четкое распределение героев, выявленное в драматическом действии, нередко подчеркивалось самим автором в ремарках и пояснениях к тексту". (sinyavsky_literatura_perioda_velikoj_otechestvennoj_vojny_1961_text.pdf)

Строятся психологические ситуации в пьесах К.Симонова "Русские люди", Л.Леонова "Нашествие", то есть развивается форма психологической драмы. Интерес драматурга к внутреннему миру человека, к психологии личности и коллектива был тесно связан с решением серьезных этических проблем. Показывается нравственное очищение человека, его выпрямление после тяжелого душевного кризиса в драмах Л.Леонова "Нашествие", А.Крона "Офицер флота".

Батальные сцены входят в структуру драмы; окоп, подводная лодка, артиллерийская батарея, блиндаж - обычное место действия в пьесах этого времени.

"Иным проблемам была посвящена, в ином стилевом ключе написана пьеса А.Корнейчука «Фронт», которая принадлежит к числу наиболее значительных произведений советской драматургии периода Отечественной войны. Напечатанная в газете «Правда» осенью 1942 г., в дни ожесточенных боев под Сталинградом, эта пьеса утверждала передовую военную науку, новаторскую советскую стратегию, резко критиковала рутину и косность в деле военного руководства. Ее появление свидетельствовало о силе Советской Армии, которая в один из самых напряженных периодов войны крепла и закалялась, критикуя и устраняя свои недостатки, совершенствуя воинское искусство" (sinyavsky_literatura_perioda_velikoj_otechestvennoj_vojny_1961_text.pdf)

"Героической обороне Севастополя, Ленинграда, Сталинграда посвящены пьесы «Песнь о черноморцах» Б.Лавренева (1943), «У стен Ленинграда» Вс.Вишневского (1944), «Сталинград» Ю.Чепурина (1944). Хотя по своей художественной значимости названные произведения уступают лучшим пьесам военного времени, созданным преимущественно в более ранний период, в 1942 г., наметившаяся в них эволюция интересна с точки зрения многообразных путей развития советской драматургии в годы Отечественной войны". (sinyavsky_literatura_perioda_velikoj_otechestvennoj_vojny_1961_text.pdf)

Поняли, что лучшие пьесы написаны в ранний период, в 1942 году, для анализа выбрали "Русские люди" К.Симонова, "Вечно живые" В.Розова, " Накануне» А.Афиногенова.

Совместно выработали критерии для анализа: автор в период 1941-1945гг., время, место и цель написания, действующие лица, краткое содержание, факты, детали исторического времени в пьесе, проблемы, поднятые автором, молодое поколение в пьесе, мировоззренческая позиция автора. Смысл названия пьесы, интерпретация полученной информации о молодом поколении.

Далее каждый из участников проекта приступил к изучению выбранной драмы. Находки, информацию, цитаты для точности и аргументации заносил в таблицу.

Для полной картины происходящего в пьесе необходимо сценическое продолжение. Но у нас нет возможности посетить театр, поэтому просмотрели кинофильм «На защиту Родины» по драме К.Симонова «Русские люди», «Летят журавли» по драме В.Розова «Вечно живые».

Затем каждый из участников проекта представил свой результат на видео.

Наконец, объединили собранный материал в таблицу (Приложение № 2), обобщили информацию об образе молодого поколения. Используя при исследовании разные способы - изучение, анализ, сопоставление, обобщение, пришли к следующему выводу. Образ молодого поколения таков: есть в некоторых молодых, как в Марке, нереализованный творческий потенциал. Нюра, Варя (Вава), опять-таки Марк непросто воспринимают окружающую действительность, которая для них пронизана житейскими заботами о хлебе насущном. Веронике очень нелегко, хочет найти свое место в мире - это имеет для неё после гибели Бориса принципиальное значение. Молодежь из «Накануне» и «Русских людей», в основном, оптимисты, как яркий пример - Вася Бутяга, который даже хочет отличиться на войне. Все патриоты, не говорят высоких слов, идут на смерть по велению сердца, кроме трусихи Ксении Филипповны, и малодушного, подлого Козловского. «Война раскрыла подлинную суть людей».

Проблема трудности и недостаточного понимания образа молодого поколения военного периода была разрешена разными способами.

Чтобы получить от учащихся искренний отклик, было предложено написать эссе о том, как бы поступил(а) на месте того литературного героя, который произвел впечатление. Два участника проекта осуществили интерпретацию форме эссе с привлечением нового материала.

Использованные источники информации

  1. Афиногенов А.Н. Избранное. М.: Советский писатель. 1961.-179-222 с.
  2. Константин Симонов. Собрание сочинений в шести томах.Т.6. М.: Издательство «Художественная литература». 1970. - 145-214 с.
  3. Русская советская литература. Учебник для 10 класса средней школы /Под ред. В.А.Ковалева. - М.: «Просвещение».1987.-237-257 с.
  4. Русская литература века ХХ. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Ч.2 / Под ред. В.В.Агеносова. - М.: «Дрофа», 1997.- с.21-23.
  5. Русский язык и литература. Литература. 11класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.2 / [О.М.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др.]; сост.Е.П.Пронина; под ред. В.П.Журавлева. - М.:Просвещение, 2014. - 250-280

Интернет-ресурсы

  1. Бесплатная электронная библиотека Royallib.com/ В.Розов «Вечно живые»
  2. https://filologpu15.ucoz.ru/index/dramaturgija/0-352
  3. https://ksu.edu.ru/files/75-YEARS/5_Molodyozh_v_gody_VOV.pdf
  4. https://nashaucheba.ru/v17695/чистюхин_и._о_драме_и_драматургии?page=16
  5. https://lektsia.com/2x1f55.html
  6. https://maxpark.com/community/2039/content/2051465
  7. https://studfile.net/preview/7410749/page:6/
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вечно_живые_(пьеса)#cite_note-ramt-2
  9. https://studopedia.net/13_15813_nravstvennaya-problematika-pes-vsrozova.html
  10. https://studme.org/71791/literatura/dramaturgiya_voennyh
  11. sinyavsky_literatura_perioda_velikoj_otechestvennoj_vojny_1961_text.pdf