Образ Пугачева в исторических документах и художественной литературе ("Капитанская дочка" и "История Пугачева" А.С. Пушкина)

Разделы: История и обществознание, Литература


Задачи урока:

  1. на основе работы с историческими документами научить учащихся выявлять причины крестьянской войны, социальный состав участников;
  2. учить детей сравнивать исторические события, действия различных персонажей в схожих ситуациях; поступки одного персонажа в различных ситуациях;
  3. учить выделять ключевые слова в характеристике героя (умение работать с текстом);
  4. добиться того, чтобы дети увидели: за симпатией Пушкина к Пугачёву как личности складывается неприятие идеи насилия и бунта, т.е. добиться того чтобы учащиеся определили единую мысль двух произведений А.С. Пушкина: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!..”;
  5. учить детей объективно оценивать окружающих их людей (не по словам, а по делам);
  6. воспитывать уважение к чужому мнению;
  7. продолжать работу по формированию навыка вести дискуссию.

Ход урока

Учитель литературы. “Если бы меня спросили: “Как называется та вещь, где Савельич, и поручик Гринёв, и царица Екатерина Вторая?”, я бы сразу ответила: “Пугачёв”. В моей “Капитанской дочке” не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу это название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: “Капитанская дочка”, а думаю: “Пугачёв…””

Так прочитала роман Пушкина Марина Ивановна Цветаева, великая поэтесса ХХ века.

– Как вы думаете, почему Цветаева восприняла роман “Капитанская дочка” именно как роман о Пугачёве?

(Выслушиваем мнения учащихся.)

Учитель истории. Итак, Емельян Пугачёв – один из главных героев романа, историческое лицо. Как вы понимаете, ни историки, ни художники кисти и слова не могли обойти вниманием этого человека. На доске вы видите иллюстрации и к пушкинскому шедевру, и к историческим событиям.

Работа с иллюстрациями:

– опишите внешний облик Е.И. Пугачёва

(Учащиеся описывают внешность Пугачёва, опираясь на иллюстрации.)

Учитель истории. А каким представлен Пугачёв на страницах исторической хроники?

Ученик. Зачитывает отрывок из “Истории Пугачёва” А.С. Пушкина.

Учитель литературы. Каким видим мы Пугачёва в “Капитанской дочке”?

Работа с текстом произведения.

– Какие детали портрета повторяются неоднократно? О чём они свидетельствуют?

В качестве вывода.

Постоянно “сопровождают” образ Пугачёва две приметы: сверкающие (огненные) глаза и подмигивание (прищуривание). Эти приметы символически освещают темперамент борца и с другой стороны, раскрывают его добродушие, иногда плутоватость, непоследовательность, широту натуры.

Учитель истории. Кем же был на самом деле человек, возглавивший самую крупную в истории России крестьянскую войну?

Сообщение ученика о личности Е.И. Пугачёва.

Учитель истории. Таков был Е.И. Пугачёв.

– Почему самая большая крестьянская война разразилась в конце XVIII века? Ваши версии, ваше мнение.

Ученики.
Высказывают свои предположения.

Учитель истории. Что по этому вопросу говорят документы?

А) Выявите причины восстания.
Б) Социальный состав участников.

Работа с историческими документами (“Манифест Пугачёва яицкому войску”, “Манифест Пугачёва помещичьим крестьянам”, “Указы Пугачёва” и т.д.)

Дети работают в группах с документами, перерабатывают материал, делают выводы, а один из группы выступает перед классом.

Учитель литературы. Что писал Пушкин, работая в архивах, о жизни простого народа?

Ученики.
Двое учащихся делают сообщения о том, как изменилась жизнь казаков.

Учитель истории. Скажите, кто же вошёл в пугачёвское войско, в его армию.

Ученик делает маленькое сообщение о пугачёвском войске

Учитель истории. Запишите в тетрадь дату восстания: 1773–1775 гг.

Учитель истории.
Работа с картой.
Где началось восстание? Покажите на карте.

Вспомните и скажите, почему это восстание началось именно на Яике. Какого было положение казаков на Яике?

Ученики.
Работают с картой и по документам , делают вывод об ухудшении положения казаков.

Учитель истории. Каков же характер этой крестьянской войны?

Ученики, исходя из работы с документами, делают вывод о характере войны – антикрепостнический, антифеодальный, антиправительственный, антидворянский.

Учитель литературы:
Читает отрывок из “Капитанской дочки”

– Кем называл себя Пугачёв?

Ученики. Петром III.

Учитель литературы. Пугачёв был самозванцем.

Учитель истории. Назовите примеры самозванчества в России.
Что вы вообще знаете о проблеме самозванчества?

Ученик делает сообщение из “Энциклопедии русской истории”.

Учитель истории. Пугачёв назвался Петром III. Что вы знаете о нём?

Учитель литературы. Как вы считаете, зачем Емельяну Пугачёву надо было называться именем Петра III.

Ученики высказывают своё мнение.

Вывод:

  1. Пугачёв хотел укрепить свой авторитет с помощью имени царя;
  2. простой люд не знал, что в действительности произошло с Петром Фёдоровичем;
  3. люди верили в доброго царя, который знает их нужды и поможет им.

Учитель литературы. Обратимся теперь за ответом к Пушкину. Вспомним два эпизода:

  1. эпизод в Оренбургской крепости, когда Гринёв просит генерала о помощи, которую надо оказать дочери капитана Миронова;
  2. эпизод встречи Гринёва с Пугачёвым, причём Гринёв обращается с просьбой о помощи теперь к главарю восставших.

– Как реагировали представители официальной власти и бунтарь на просьбу Гринёва?

Ученики:
(работа с книгой)
Высказывают своё мнение, опираясь на текст произведения.

Учитель литературы просит сделать вывод, сравнив действия этих людей.

Учитель истории. Вообще, складывается впечатление, что Пушкин симпатизирует Пугачёву. Найдите в романе строчки, свидетельствующие об этом (или вспомните эпизоды).

Ученики высказывают своё мнение, работая с книгой.

Учитель литературы. Почему же Пушкин – дворянин, вращавшийся в высших светских кругах, симпатизирует Пугачёву, даже оправдывает его?

Ученики высказывают свои мнения.

Сообщение ученика об общественной ситуации начала 1830-х годов.

Учитель истории:
– В каком году Пушкин создал “Капитанскую дочку”?
– Почему Пушкин создал это произведение и “Историю Пугачёва” именно в это время?

Ученики. Говорят о массовом крестьянском движении, говорят, что Пушкин хотел натолкнуть Николая I на мысль о необходимости коренных преобразований в крестьянском вопросе.

Учитель истории. Да, вы правы. Пушкин как гражданин считал необходимым разъяснить пагубность насильственной политики власти, которая могла привести к бунту.

Учитель литературы. Вспомните, пожалуйста, фильм “Русский бунт”, который мы с вами смотрели. Каковы ваши впечатления о нём? Что вас особенно поразило?

Ученики. Жестокость.

Учитель литературы. Приведите примеры жестокого отношения пугачёвцев к людям (по фильму и по произведениям Пушкина)

Ученики:
– пугачёвцы повесили капитана Миронова;
– убили Василису Егоровну;
– перед штурмом Белогородской крепости кинули голову Юлая и т.д.

Учитель литературы. Почему так жестоки, немилосердны Пугачёв и его люди? Ведь Пугачёв хотел именоваться добрым царём.

Ученики:
Мнения (невежество, чувство толпы, жажда мести за все беды и т.д.)

Учитель истории. Вот и выходит, что “добрый царь” Емельян Пугачёв пользуется теми же методами борьбы с противником, что и официальная власть.
– Почему, на ваш взгляд, современный нам фильм называется “Русский бунт”, а не “Капитанская дочка”?

Ученики:
Мнения.

Учитель литературы. Что особенно важно было для создателей фильма?
Какую мысль, очень важную, проводит и А.С. Пушкин?

Ученики. “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”

Учитель литературы:
(Вывод)

А.С. Пушкин предостерегал своих современников от любых действий, результатом которых может стать настолько тяжёлое, настолько ужасное положение народа, что этот самый народ возьмётся за рогатины.

Написаны и “Капитанская дочка”, и “История Пугачёва” Пушкиным для того, чтобы никогда не повторялся ужас крестьянского восстания.

Возможно, Александр Сергеевич надеялся, что что-то изменить в состоянии русского общества.

Учитель истории. А память о Пугачёве жива и до сих пор. Именно с “Капитанской дочки” Пушкина берёт начало поэтизированное романтическое отношение русского народа к этому человеку.

Ученики читают несколько народных песен о Пугачёве.

В конце урока подводится итог работы учащихся, выставляются отметки.

Оборудование урока:

  1. Пушкин А.С. “Капитанская дочка”.
  2. Пушкин А.С. “История Пугачёва”.
  3. Документы:
    “Манифест Пугачёва яицкому войску”,
    “Манифест Пугачёва помещичьим крестьянам”,
    “Указы Пугачёва”.
  4. Любые репродукции картин с изображением Е.И. Пугачёва.
  5. Историческая карта “Российская империя в XVIII веке”.
  6. Кинофильм “Русский бунт”.