Задачи урока:
- на основе работы с историческими документами научить учащихся выявлять причины крестьянской войны, социальный состав участников;
- учить детей сравнивать исторические события, действия различных персонажей в схожих ситуациях; поступки одного персонажа в различных ситуациях;
- учить выделять ключевые слова в характеристике героя (умение работать с текстом);
- добиться того, чтобы дети увидели: за симпатией Пушкина к Пугачёву как личности складывается неприятие идеи насилия и бунта, т.е. добиться того чтобы учащиеся определили единую мысль двух произведений А.С. Пушкина: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!..”;
- учить детей объективно оценивать окружающих их людей (не по словам, а по делам);
- воспитывать уважение к чужому мнению;
- продолжать работу по формированию навыка вести дискуссию.
Ход урока
Учитель литературы. “Если бы меня спросили: “Как называется та вещь, где Савельич, и поручик Гринёв, и царица Екатерина Вторая?”, я бы сразу ответила: “Пугачёв”. В моей “Капитанской дочке” не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу это название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: “Капитанская дочка”, а думаю: “Пугачёв…””
Так прочитала роман Пушкина Марина Ивановна Цветаева, великая поэтесса ХХ века.
– Как вы думаете, почему Цветаева восприняла роман “Капитанская дочка” именно как роман о Пугачёве?
(Выслушиваем мнения учащихся.)
Учитель истории. Итак, Емельян Пугачёв – один из главных героев романа, историческое лицо. Как вы понимаете, ни историки, ни художники кисти и слова не могли обойти вниманием этого человека. На доске вы видите иллюстрации и к пушкинскому шедевру, и к историческим событиям.
Работа с иллюстрациями:
– опишите внешний облик Е.И. Пугачёва
(Учащиеся описывают внешность Пугачёва, опираясь на иллюстрации.)
Учитель истории. А каким представлен Пугачёв на страницах исторической хроники?
Ученик. Зачитывает отрывок из “Истории Пугачёва” А.С. Пушкина.
Учитель литературы. Каким видим мы Пугачёва в “Капитанской дочке”?
Работа с текстом произведения.
– Какие детали портрета повторяются неоднократно? О чём они свидетельствуют?
В качестве вывода.
Постоянно “сопровождают” образ Пугачёва две приметы: сверкающие (огненные) глаза и подмигивание (прищуривание). Эти приметы символически освещают темперамент борца и с другой стороны, раскрывают его добродушие, иногда плутоватость, непоследовательность, широту натуры.
Учитель истории. Кем же был на самом деле человек, возглавивший самую крупную в истории России крестьянскую войну?
Сообщение ученика о личности Е.И. Пугачёва.
Учитель истории. Таков был Е.И. Пугачёв.
– Почему самая большая крестьянская война разразилась в конце XVIII века? Ваши версии, ваше мнение.
Ученики.
Высказывают свои предположения.
Учитель истории. Что по этому вопросу говорят документы?
А) Выявите причины восстания.
Б) Социальный состав участников.
Работа с историческими документами (“Манифест Пугачёва яицкому войску”, “Манифест Пугачёва помещичьим крестьянам”, “Указы Пугачёва” и т.д.)
Дети работают в группах с документами, перерабатывают материал, делают выводы, а один из группы выступает перед классом.
Учитель литературы. Что писал Пушкин, работая в архивах, о жизни простого народа?
Ученики.
Двое учащихся делают сообщения о том, как изменилась жизнь казаков.
Учитель истории. Скажите, кто же вошёл в пугачёвское войско, в его армию.
Ученик делает маленькое сообщение о пугачёвском войске
Учитель истории. Запишите в тетрадь дату восстания: 1773–1775 гг.
Учитель истории.
Работа с картой.
Где началось восстание? Покажите на карте.
Вспомните и скажите, почему это восстание началось именно на Яике. Какого было положение казаков на Яике?
Ученики.
Работают с картой и по документам , делают вывод об ухудшении положения
казаков.
Учитель истории. Каков же характер этой крестьянской войны?
Ученики, исходя из работы с документами, делают вывод о характере войны – антикрепостнический, антифеодальный, антиправительственный, антидворянский.
Учитель литературы:
Читает отрывок из “Капитанской дочки”
– Кем называл себя Пугачёв?
Ученики. Петром III.
Учитель литературы. Пугачёв был самозванцем.
Учитель истории. Назовите примеры самозванчества в России.
Что вы вообще знаете о проблеме самозванчества?
Ученик делает сообщение из “Энциклопедии русской истории”.
Учитель истории. Пугачёв назвался Петром III. Что вы знаете о нём?
Учитель литературы. Как вы считаете, зачем Емельяну Пугачёву надо было называться именем Петра III.
Ученики высказывают своё мнение.
Вывод:
- Пугачёв хотел укрепить свой авторитет с помощью имени царя;
- простой люд не знал, что в действительности произошло с Петром Фёдоровичем;
- люди верили в доброго царя, который знает их нужды и поможет им.
Учитель литературы. Обратимся теперь за ответом к Пушкину. Вспомним два эпизода:
- эпизод в Оренбургской крепости, когда Гринёв просит генерала о помощи, которую надо оказать дочери капитана Миронова;
- эпизод встречи Гринёва с Пугачёвым, причём Гринёв обращается с просьбой о помощи теперь к главарю восставших.
– Как реагировали представители официальной власти и бунтарь на просьбу Гринёва?
Ученики:
(работа с книгой)
Высказывают своё мнение, опираясь на текст произведения.
Учитель литературы просит сделать вывод, сравнив действия этих людей.
Учитель истории. Вообще, складывается впечатление, что Пушкин симпатизирует Пугачёву. Найдите в романе строчки, свидетельствующие об этом (или вспомните эпизоды).
Ученики высказывают своё мнение, работая с книгой.
Учитель литературы. Почему же Пушкин – дворянин, вращавшийся в высших светских кругах, симпатизирует Пугачёву, даже оправдывает его?
Ученики высказывают свои мнения.
Сообщение ученика об общественной ситуации начала 1830-х годов.
Учитель истории:
– В каком году Пушкин создал “Капитанскую дочку”?
– Почему Пушкин создал это произведение и “Историю Пугачёва” именно в это время?
Ученики. Говорят о массовом крестьянском движении, говорят, что Пушкин хотел натолкнуть Николая I на мысль о необходимости коренных преобразований в крестьянском вопросе.
Учитель истории. Да, вы правы. Пушкин как гражданин считал необходимым разъяснить пагубность насильственной политики власти, которая могла привести к бунту.
Учитель литературы. Вспомните, пожалуйста, фильм “Русский бунт”, который мы с вами смотрели. Каковы ваши впечатления о нём? Что вас особенно поразило?
Ученики. Жестокость.
Учитель литературы. Приведите примеры жестокого отношения пугачёвцев к людям (по фильму и по произведениям Пушкина)
Ученики:
– пугачёвцы повесили капитана Миронова;
– убили Василису Егоровну;
– перед штурмом Белогородской крепости кинули голову Юлая и т.д.
Учитель литературы. Почему так жестоки, немилосердны Пугачёв и его люди? Ведь Пугачёв хотел именоваться добрым царём.
Ученики:
Мнения (невежество, чувство толпы, жажда мести за все беды и т.д.)
Учитель истории. Вот и выходит, что “добрый царь” Емельян Пугачёв
пользуется теми же методами борьбы с противником, что и официальная власть.
– Почему, на ваш взгляд, современный нам фильм называется “Русский бунт”, а не
“Капитанская дочка”?
Ученики:
Мнения.
Учитель литературы. Что особенно важно было для создателей фильма?
Какую мысль, очень важную, проводит и А.С. Пушкин?
Ученики. “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”
Учитель литературы:
(Вывод)
А.С. Пушкин предостерегал своих современников от любых действий, результатом которых может стать настолько тяжёлое, настолько ужасное положение народа, что этот самый народ возьмётся за рогатины.
Написаны и “Капитанская дочка”, и “История Пугачёва” Пушкиным для того, чтобы никогда не повторялся ужас крестьянского восстания.
Возможно, Александр Сергеевич надеялся, что что-то изменить в состоянии русского общества.
Учитель истории. А память о Пугачёве жива и до сих пор. Именно с “Капитанской дочки” Пушкина берёт начало поэтизированное романтическое отношение русского народа к этому человеку.
Ученики читают несколько народных песен о Пугачёве.
В конце урока подводится итог работы учащихся, выставляются отметки.
Оборудование урока:
- Пушкин А.С. “Капитанская дочка”.
- Пушкин А.С. “История Пугачёва”.
- Документы:
“Манифест Пугачёва яицкому войску”,
“Манифест Пугачёва помещичьим крестьянам”,
“Указы Пугачёва”. - Любые репродукции картин с изображением Е.И. Пугачёва.
- Историческая карта “Российская империя в XVIII веке”.
- Кинофильм “Русский бунт”.