Образ кедра в алтайской литературе

Разделы: Литература


Цели:

  • Обучение форме групповой работы в рамках проектной технологии.
  • Привитие навыков самостоятельной работы с материалом, развитие умения обрабатывать и систематизировать материал.
  • Воспитание патриотизма, бережного отношения к природе; любви к родному краю и народным традициям.

Оборудование: портреты алтайских писателей, выставка книг, творческие работы учащихся, фото кедровой тайги, шишка, ветка кедра.

Класс разделен на 4 группы, которые работали над своими проектами.
  • 1 группа - Сбор, обработка легенд о кедре.
  • 2 группа - Сбор, обработка сказок о кедре.
  • 3 группа - Сбор, обработка стихов, песен о кедре.
  • 4 группа - произведения современных писателей о кедре.

Организационный момент.

1. Ребята, мы с вами живем в очень живописном месте - это Телецкое озеро. Скажите, какая природа окружает нас? (тайга). Посмотрите на эти предметы и скажите, какие мысли возникают у вас при их виде?

- А какая тайга? (В основном кедровый лес)

- Так о чем мы будем сегодня говорить?

- Да, на протяжении нескольких уроков внеклассного чтения мы с вами изучали тему о кедре. Мы узнали, что значило это дерево в жизни наших предков, что он значил для животного мира, что он значит для нас сейчас, и что нужно делать нам сегодня, чтобы сохранить его для будущих потомков.

- Скажите, а в каких жанрах мы рассматривали образ кедра? (в устном народном творчестве - легенды, сказки, стихи, загадки, пословицы.)

- Нужно сказать, что в алтайской литературе кедр представлен во всех жанрах. О нем написано много стихов, рассказов, рассказаны легенды и сказки. И главным положительным героем представлен кедр.

Результаты работы в группах мы сегодня увидим.

- Наша группа работала по жанру - легенды о кедре. Мы нашли несколько легенд, это - "Легенда о кедре", "Легенда о кедре и человеке". Мы вам сейчас покажем сценку "Кедр и человек".

- Молодцы, спасибо вам.

- А вы, ребята, скажите, кем был представлен кедр?

- Почему он пожалел охотника? (кедр очеловечен, чувство жалости к уставшему охотнику:).

2 группа:

- Наша творческая группа работала над жанром сказки. Мы нашли в библиотеке сказки алтайского писателя П.Кучияка "Жадный глухарь", "Медвежий подарок", "Добрая кедровка", Мы хотим прочитать вам сказку "Добрая кедровка" по ролям.

- Что же значит кедр для животного мира?

- Существует алтайская примета, что медведь произошел от человека, поэтому он в сказке показан как человек, который может быть и больным и ленивым, а кедр - это священное дерево, которое всегда накормит, обогреет, поможет человеку и всему живому.

- Представляю следующую творческую группу.

3 группа.

Наша группа работала со стихами и разучила песню о кедре. Мы нашли несколько сборников стихов, в которых есть стихи о кедре. Это Аржан Адаров, Паслей Самык, Павел Кучияк. И стихотворение местного поэта В.В.Беловой.

Чтение наизусть отрывков из стихотворений.

- Ребята, когда я вчера ходила в гости, то нашла на дороге эту веточку. Посмотрите, она сломана и брошена. Как вы думаете, как она могла оказаться на дороге?

- Послушайте песню в исполнении наших ребят "Ветка горного кедра".

- Послушайте стихотворение в исполнении А.Кыргызакова "Кедр". Местного поэта В.В.Беловой

- Что же случилось с нами?

- Да век цивилизации довел нас до того, что мы забыли о добрых делах кедра и стали черствыми, грубыми, а кедр остался тот же - добрый, щедрый :

Послушайте отчет следующей группы.

4 группа.

- Наша группа работала над рассказами современных алтайских писателей. Мы нашли и прочитали несколько рассказов. Это Г.Горышкин с рассказом "Алтай", И.П.Кочеев с рассказом "Резвунья".

- А вам хотим прочитать произведения молодого алтайского писателя Сергея Адлыкова "2094 год".

- Выборочное чтение.

Беседа после прочитанного.

- Что же случилось в 2094 г?

- Каким мы увидели наше озеро? А город?

- Что осталось живым, одним единственным в России?

- Что же мы должны сделать сегодня, сейчас чтобы этого не произошло в будущем?

Обобщение.

- Итак, мы с вами показали, что значил кедр в жизни алтайского народа, увидели его в разных жанрах.

Творческие задания группам.

  • I - II группе - написать письмо обращение к будущим поколениям, а потом мы, отредактировав его, пошлем в нашу районную газету.
  • III группа - Напишите, чем полезен кедр?
  • IV группа - нарисуйте разрешающие и запрещающие знаки об охране кедра.

Зачитывание творческого задания.

Итог.

- Урок закончен.

- Спасибо, все молодцы.

Оформление доски: портреты писателей, фото кедра, кедровой тайги.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ: кедровая шишка и ветка кедра.

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ книжки раскладушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ своей книжки с иллюстрациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ книги, выпущенной обучающимися.

Показ портретов авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполняется песня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ своей работы.