Всем хорошо известен сказочный зачин поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит.
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...
Читая знаменитые строки, мы представляем себе русалку в виде полурыбы-полуженщины, у которой вместо ног плавник. Именно такой я увидела русалку в мультфильме «Сказка о рыбаке и рыбке», где в качестве присказки использован знаменитый пролог «У лукоморья...». В этом мультфильме дева-рыба изображена лежащей на древесных ветвях.
Я решила разобраться в том, кто же такие русалки, как они выглядели, где жили?
Образ русалки и его название в народных легендах, сказках, песнях известен с давних времён.
Весенние праздники у восточных славян назывались русалиями. Отсюда и название русалок, которых в это время, по народным поверьям, можно было увидеть в воде и на деревьях. В конце 18 века появляется следующее определение: «Русалки — дьяволы женского рода, живущие в горах, реках и болотах; славяне почитали их богинями вод и лесов». Согласно народным поверьям, русалки - это некрещеные или неотпетые женщины, умершие не своей смертью: утопленницы, удавленницы, самоубийцы, не удостоенные погребения.
В славянской мифологии русалок называют также омутницами, водяницами, шутовками, болотницами, берегинями, мавками. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни
неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц нежны и прозрачны.
В Троицын и Духов день души утопленниц летают по воздуху, выпрашивая себе крещение. В русалочью неделю русалки бродят по лесам и полям. В прежней, земной, жизни они были доведены до погибели людьми, поэтому они стараются отомстить им. Отсюда - злые черты их характера. Таких злюк считают настоящими ведьмами. Горе тому, кто встретится с русалкой в это время: они защекочут свою жертву до смерти или заманят с собой в воду. Рассказывают, что один юноша поплясать решил с русалками - и только потому живой ушел, что надел два креста: один на грудь, другой - на спину.
Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы, потому в русалочью неделю деревенские девушки непременно ходят завивать березки, чтобы водяниц задобрить: связывают разноцветными лентами берёзовые ветви, на которых они так любят качаться.
На Украине русалок называют гречухами. Так называют тех русалок, которые с возгласом: «Ух, ух, соломенный дух!» весело бегают по колосистой ржи, катаются по ней. Но больше всего они любят прятаться в гречихе, за что и получили свое название. Где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее. Однако от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде, то могут спутать у рыбаков сети, а у мельников попортить жернова и плотины. Они могут насылать на поля бури, дожди, град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты, которые расстилались на траве для выбеливания; потом краденой пряжей завивают свои березки. Самое верное средство, чтобы русалки отвадились, - полынь. Только пользоваться ею надо уметь. Уходя после Троицына дня в лес, следует непременно брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
- Что у тебя в руках: полынь или петрушка?
- Полынь, - следует ответить.
- Брось её под тын! - громко выкрикнет она и побежит мимо, и тут-то надо успеть бросить эту траву в глаза русалке: никогда она тебя больше не тронет. Если же ответить: «Петрушка», - то русалка с криком: «Ах ты, моя душка!» - набросится на человека и примется щекотать до тех пор, пока он не упадет бездыханным.
Другим развлечением русалок на земле является лазание по деревьям. Лесные и водяные девы разбегаются по ближним рощам и качаются на гибких ветвях. Любимым деревом их считается ива, так как она растет у воды, а также берёза и старый дуб.
Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в конце 18 - начале 19 веков. А.С. Пушкин многое знал о русалках. Не случайно у него дерево -именно дуб, который растёт у лукоморья, то есть близко к воде. Дуб у Пушкина - зелёный, значит в природе - лето, а русалка вышла из воды и забралась резвиться на ветви. Мне кажется, что русалку из пролога к «Руслану и Людмиле» можно изобразить в виде женщины, а не существа с рыбьим хвостом.
Образы русалок очень разнообразны.
Героиня стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» - это «чудо морское с зеленым хвостом; (у которой) хвост чешуёю змеиной покрыт».
У Н.В. Гоголя в «Майской ночи» русалки - девушки в белых рубашках: «Тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебристом месяце».
С миром людей русалки общаются по ночам. В это время они выходят из воды (или из лесной чащи) на поляны, где греются и танцуют в лучах месяца, аукаются между собой, водят веселые хороводы. Месяц - это солнце русалок. Об этом говорит Пушкин в стихотворении «Русалка»: «Мы ночью всплываем, нас греет луна».
В «Записках охотника» И.С. Тургенева крестьянский мальчик рассказывает «страшную» историю о том, как деревенский плотник пошел в лес, заблудился и к ночи задремал. Вдруг слышит, что кто-то зовёт его: «...глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается... и такая сама вся светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный... она, знай, хохочет, да его всё к себе этак рукой зовёт». Плотник еле нашёл силы перекреститься. Русалка перестала смеяться, заплакала и пропала.
Оказывается, встречаются случаи, когда и рыбы сидят на деревьях.
В литературе встречаются юные русалочки. Это души младенцев, умерших без крещения. Девочек-русалочек называют мавками. Русалочки обычно сопровождают взрослых русалок.
Интересно, что такой знаток фольклора, как В. Даль, говорит о русалке как сказочной обитательнице вод, но описания её облика не приводит.
Обычно это - молодые красивые девушки с длинными волосами. Иногда это существа с гусиными перепончатыми лапами или с раздвоенным рыбьим хвостом. Таких существ называют русалки-фараоны. У них верхняя часть тела женская, а ниже рыбья. Хвостатые русалки чаще всего встречаются в украинском фольклоре. Изредка их описывают в образе птиц (лебедей, сорок) или мелких зверьков (кошек, белок, крыс, жаб).
Обитают русалки в основном в подводном, реже - подземном мире мёртвых. Подземных русалок называют землянками. Бывают русалки лесные, полевые и даже горные. Водяные живут в воде (морях, реках, омутах, колодцах) в красивых дворцах. Ими правит старшая русалка - царица. Водяным русалкам «повезло» больше других: именно их образы чаще всего встречаются в народных произведениях.
Современные объяснения почти не отличаются от прежних: «Русалки - это духи воды и зеленой растительности, обитающие в воде, точнее около водоёмов, у колодцев, в ветвях берёз и прибрежных ив...».
Водяные девы стали героинями произведений у разных народов — без них этот фантастический мир был бы суше, беднее. В зарубежных легендах русалки, как правило, - это прелестные девушки с рыбьими хвостами, чаще всего они сидят на камнях, смотрятся в зеркала и расчесывают длинные волосы. Есть предположение, что русалка - не что иное, как дельфин. С другой стороны, она может быть духом моря, таким же прекрасным и опасным. Считалось, будто русалки умеют предсказывать будущее и поют не для того, чтобы заманить корабли к берегу, поближе к опасным мелям, а предупредить о шторме. А в старые времена русалками называли существа странного вида, с головами, похожими на звериные. Позже русалки стали более привлекательными, похожими на прекрасных нимф с рыбьими хвостами.
Я считаю, что произведения о русалках не просто интересны, а загадочны и необыкновенны. Они помогают окунуться в мир легенд и ближе познакомиться с этими фантастическими существами.
Литература:
- Пушкин А.С.«Руслан и Людмила»
- Пушкин А.С. «Русалка»
- Лермонтов М.Ю. «орская царевна»
- Гоголь Н.В. «Майская ночь, или Утопленница»
- Тургенев И.С. «Записки охотника»
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955
- Преображенский Н.Г. Этимологический словарь русского языка. - М., 1959
- Р.С. Белякова. Славянская мифология. М., «Просвещение», 1995
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., «Просвещение», 1995
- Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. - Н.- Новгород, 1996